Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
(Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета Кафедра «Экономика и финансы» ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся по направлению
080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (программа подготовки бакалавра)
Краснодар 2014
УДК______
ББК _____
Ф Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Васильева Л.Ф., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Рощектаева У.Ю. Игонина Л.Л., Купина В.В., Маничкина М.В.
Финансы. Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров). — Краснодар: Краснодарский филиал Финуниверситета, кафедра «Экономика и финансы», 2014 г. — 34 с.
Дисциплина «Теория бухгалтерского учета» является обязательной дисциплиной основной образовательной программы для подготовки бакалавров по направлениям «Экономика».
Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику практических занятий, формы самостоятельной работы, контрольные вопросы и систему оценивания, методические рекомендации, учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Игонина Людмила Лазаревна
Купина Виктория Валерьевна
Маничкина Маргарита Владимировна
Теория Бухгалтерского учета
Рабочая программа дисциплины
Формат 6090/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. 1,4. Изд. № ________ от 29.08.2014. Тираж 100 экз. Заказ № _________ Отпечатано в Краснодарском филиале Финуниверситета
© Игонина Л.Л., Купина В.В., Маничкина М.В. 2014
© Краснодарский филиал Финуниверситета, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
1
| Цель и задачи дисциплины……………………………………...
| 5
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП…………………………...
| 7
| 3
| Требования к результатам освоения дисциплины……………..
| 8
| 4
| Объем дисциплины и виды учебной работы…………….….….
| 15
| 5
| Содержание дисциплины………………………………………...
| 16
| 6
| Практические занятия и семинарские занятия………………….
| 27
| 7
| Самостоятельная работа…………………………………………
| 29
| 8
| Контрольные вопросы и система оценивания………………….
| 31
| 9
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………..
|
34
|
1 Цель и задачи дисциплины В современных условиях продолжается процесс реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности и адаптация их к международным стандартам финансовой отчетности, что вызывает постоянные изменения как в организации, так и в методологии учета.
Данная дисциплина объединяет вопросы изучения теоретических основ учета и его методологии, начиная с предмета и метода бухгалтерского учета и заканчивая формированием учетной политики организации.
Целью преподавания дисциплины «Теория бухгалтерского учета» является изучение сущности бухгалтерского учета, его основ, места в системе управления организацией; рассмотрение и практическая адаптация базовых принципов, допущений и методов, используемых в бухгалтерском учете.
Задачи дисциплины
В ходе изучения дисциплины “Теория бухгалтерского учета” студенты получают знание основ теории бухгалтерского учета.
При этом ставятся следующие задачи:
усвоить содержание бухгалтерского учета как науки и основного источника достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации;
осмыслить основные проблемы теории бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике;
понять сущность, цели и задачи бухгалтерского учета;
изучить предмет, объекты и метод бухгалтерского учета;
получить знания о системе счетов и двойной записи, порядке ведения учета фактов хозяйственной деятельности и формировании информации о результатах деятельности;
научиться использовать балансовый метод обобщения учетной информации при составлении бухгалтерской отчетности, устанавливать взаимосвязи балансовых обобщений в составе финансовой отчетности;
ознакомится с литературными источниками по вопросам теории бухгалтерского учета зарубежных авторов; представление о международных стандартах финансовой отчетности.
2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина “Теория бухгалтерского теория” имеет системный, комплексный характер, обусловленный использованием в качестве базовых таких дисциплин как экономическая теория, история экономических учений. Данная дисциплина формирует у студентов практические навыки ведения бухгалтерского учета, документооборота предприятия с целью обоснования и принятия оптимальных управленческих решений.
Изучение дисциплины «Теория бухгалтерского учета» базируется на сумме знаний, полученных студентами в процессе изучения базовых дисциплин профессионального цикла: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Статистика», «Право».
3 Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины «Теория бухгалтерского учета»
№ п/п
| Код
| Компетенция
| Формы и методы обучения
| Общекультурные компетенции (ОК)
| 1
| ОК-1
| владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 2
| ОК-2
| способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально- и личностно значимые философские проблемы
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 3
| ОК-3
| способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 4
| ОК-4
| способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 5
| ОК-5
| умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 6
| ОК-11
| осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 7
| ОК-12
| способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 8
| ОК-13
| владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| Профессиональные компетенции (ПК)
| 1
| ПК-1
| способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| Практические занятия (решение ситуационных задач), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты).
| 2
| ПК-2
| способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов,
| Практические занятия (решение ситуационных задач), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты).
| 3
| ПК-3
| способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 4
| ПК-4
| способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 5
| ПК-5
| способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 6
| ПК-7
| способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 7
| ПК-8
| способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 8
| ПК-9
| способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 9
| ПК-10
| способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 10
| ПК-13
| способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 11
| ПК-14
| способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, использовать существующие программы и учебно-методические материалы
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
| 12
| ПК-15
| способность принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин
| Лекции (проблемное изложение), практические занятия (решение ситуационных задач, пост-тест), самостоятельная работа (контрольная работа, рефераты, изучение учебной и нормативно-правовой литературы).
|
В результате изучения дисциплины «Теория бухгалтерского учёта» студент должен:
Знать:
- виды хозяйственного учета, цель, задачи и функции бухгалтерского учета, измерители, используемые в учете;
- интересы пользователей бухгалтерской информации;
- объекты бухгалтерского наблюдения;
- сущность предмета и элементов метода бухгалтерского учета его задачи, объекты на предприятии, классификацию хозяйственных средств, классификацию источников образования средств, хозяйственные процессы;
- основополагающие принципы бухгалтерского учета;
- систему организации бухгалтерского учёта на предприятии, систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- сущность и значение учетной политики организации;
- балансовое обобщение, построение, содержание, назначение бухгалтерского баланса; типы изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций;
- виды, структуру счетов бухгалтерского учета, взаимосвязь счетов с балансом;
- метод двойной записи, методику учета основных хозяйственных операций;
- классификацию и план счетов бухгалтерского учета;
- первичный учет, требования к первичным учетным документам, организацию документооборота, учетные регистры и их классификацию, правила исправления ошибок в учетных регистрах;
- порядок составления оборотной ведомости по синтетическим и аналитическим счетам;
- назначение бухгалтерских регистров;
- сущность различных форм бухгалтерского учета;
- способы и сроки, порядок и технику проведения инвентаризации, оформление и отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности, последствия нарушения правильного проведения инвентаризации;
- стоимостное измерение средств и хозяйственных процессов, правила оценки хозяйственных средств предприятий в текущем учете и в балансе предприятий РФ;
- значение бухгалтерской отчетности в управлении предприятием и контролем за его деятельностью, состав бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и требования, предъявляемые к ней;
- основы международных стандартов учёта, международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита.
Уметь:
- применять понятийный аппарат бухгалтерского учёта в профессиональной деятельности;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения бухгалтерского учёта;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- осуществлять группировку имущества и обязательства организации по составу и размещению и источникам образования;
- составлять простейший бухгалтерский баланс и балансовое уравнение, различать типы изменений в балансе;
- отражать операции на активных и пассивных счетах, открывать счета бухгалтерского учета, записывать в них начальные остатки, рассчитывать обороты и остатки по счетам на конец отчетного периода , давать их экономическую характеристику;
- составлять бухгалтерские проводки, объяснять их экономическое содержание и осуществлять двойную запись операций на счетах, по содержанию бухгалтерских проводок отражать хозяйственные операции;
- заполнять первичные учетные документы по хозяйственным операциям предприятия;
- вести запись в учетных регистрах и исправлять ошибки в них;
- обобщать данные текущего бухгалтерского учета путем составления оборотных ведомостей;
- составлять баланс предприятия на основании оборотной ведомости;
- отражать в учете основные хозяйственные операции предприятий и давать экономическую характеристику изучаемого объекта;
- определять оценку хозяйственных средств предприятий в текущем учете и в балансе предприятий РФ;
- составлять калькуляцию продукции, работ, услуг;
- определять себестоимость продукции, работ, услуг в различных хозяйственных процессах.
- использовать данные бухгалтерской финансовой отчетности при контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности организации.
- учитывать и применять в перспективе международные стандарты.
- решать простые ситуационные задачи.
Владеть:
- информацией о развитии бухгалтерского учёта, об изменениях, происходящих в бухгалтерском учёте и в целом экономике использовать эти данные при изучении дисциплины;
- основами организации бухгалтерского учёта на предприятии;
- способами и методами оценки хозяйственных средств предприятий в текущем учете и в балансе предприятий РФ;
- навыками составления бухгалтерского баланса организации на основании оборотной ведомости;
- методикой составления бухгалтерских проводок и техникой бухгалтерских записей;
- навыками заполнения бухгалтерских документов;
- порядком составления оборотной ведомости по синтетическим и аналитическим счетам;
- формами бухгалтерского учёта;
- способами оформления и отражения результатов инвентаризации в учете и отчетности;
- способами составления калькуляции, определения себестоимости на различных хозяйственных процессах.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Для направления подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зач. ед., 180 часа.
Трудоемкость дисциплины «Теория бухгалтерского учета» направление подготовки 080100.62 «Экономика» 3 курс профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Вид учебной работы
| Часы
| Семестр
| 6-й
| Общая трудоёмкость дисциплины
| 180
| 180
| Аудиторные занятия
|
|
| Лекции
| 4
| 4
| Семинары и практические занятия
| 8
| 8
| Самостоятельная работа
|
|
| В семестре
| 168
| 168
| В сессию
|
|
| Вид промежуточной аттестации – экзамен. Трудоемкость дисциплины «Теория бухгалтерского учета» направление подготовки 080100.62 «Экономика» 3 курс профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» сокращенная форма обучения
Вид учебной работы
| Часы
| Семестр
| 6-й
| Общая трудоёмкость дисциплины
| 180
| 180
| Аудиторные занятия
|
|
| Лекции
| 8
| 8
| Семинары и практические занятия
| 8
| 8
| Самостоятельная работа
|
|
| В семестре
| 164
| 164
| В сессию
|
|
| Вид промежуточной аттестации – экзамен.
5 Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины Изучение дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» предусматривает проведение лекционных и практических занятий, самостоятельную работу студента, выполнение контрольной работы и сдачу экзамена. Лекционные занятия
|