Скачать 0.53 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА ПРАКТИКИ (УЧЕБНАЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», профиль «Налоги и налогообложение» Стерлитамак 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Программа учебной практики для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», профили: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение». 2..Программа производственной практики для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», профиль: «Налоги и налогообложение». 3.Программа производственной практики для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Приложение ВВЕДЕНИЕ Программа практики - нормативно-методический документ, определяющий содержание конкретных видов практик. Его цели, задачи, формы отчетности и определяющий содержание практико-ориентированного обучения студентов в условиях реальной профессиональной деятельности. Практика является обязательным разделом ООП по направлению подготовки бакалавров и представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Основными видами практики студентов обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», профиль «Налоги и налогообложение» являются: учебная практика и производственная практика. Программы практик соответствуют требованиям ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика». В данном издании представлены:
1. Цели учебной практики Цели учебной практики по направлению 080100.62 Экономика (квалификация «Бакалавр»): -получение практических навыков применения теоретической информации полученной в ходе изучения основных социально-экономических дисциплин; -изучение и анализ социально-экономической информации; -развитие навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой, выбранной специализации: овладение методикой работы с первоисточниками и материалами периодической печати для углубления и актуализации теоретической подготовки обучающегося; - закрепление и углубление теоретических знаний студентов; - расширение профессионального кругозора обучающихся; - изучение опыта работы предприятий и организаций в сфере деятельности, соответствующей. 2. Задачи учебной практики Задачи учебной практики: -закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации); - ознакомление со структурой организации – объекта учебной практики; - изучение содержания деятельности предприятия или организации – объекта практики; - изучение содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия или организации; -приобретение опыта работы в коллективах при решении ситуационных социально-экономических задач: изучение принципов построения информационно-правовых баз данных, применяемых на практике, а также приобретение практического опыта их применения: изучение дополнительного материала публикуемого в периодической печати, с целью актуализации знаний полученных в процессе обучения. 3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата Учебная практика «Учебная практика» относится к циклу учебной и производственной практики Б. 5. Для успешного прохождения учебной практики обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Экономика организаций (предприятий)», «Эконометрика», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», а также для последующей подготовки к итоговой государственной аттестации. 4. Формы проведения учебной практики Основной формой прохождения учебной практики является непосредственное участие студента в организационном процессе конкретного предприятия. Прохождение всех видов практики обязательно на базе конкретного предприятия, причем желательно одного, что позволит студенту выявить факторы и их динамику, а также их влияние на функционирование и развитие организации. 5. Место и время проведения учебной практики 5.1 Определение базы практики Базами учебной практики для направления подготовки 080100.62 Экономика могут выступать: крупные и малые коммерческие организации. Предпочтение отдается тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между институтом и организацией на прохождение практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем-заявок организаций. При выборе базы практики для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего:
А также учитывать то, какие определенные практические навыки должен получить будущий выпускник на рабочем месте для выполнения конкретной работы в рамках выбранного направления подготовки. 5.2 Сроки прохождения практики
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики В результате прохождения данной учебной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки: а) общекультурные компетенции: ОК – 7. «Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе»; ОК – 8. «Способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность»; ОК – 9. «Способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства»; ОК – 11. «Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности»; ОК – 12. «Способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающей в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны»; ОК 13. «Владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях». б) профессиональные компетенции: расчетно-экономическая деятельность: ПК - 1. «Способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов»; ПК-2. «Способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов»; ПК-3. «Способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами»; ПК-4. «Способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач»; ПК-5. « Способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы»; ПК-6. «Способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты»; ПК-7. «Способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений»; ПК-8. «Способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей»; ПК-9. «Способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/ или аналитический отчет»; ПК-10. «Способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии». организационно-управленческая деятельность: ПК-11. «Способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта»; ПК-12. «Способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии»; ПК-13. «Способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий» В результате прохождения учебной практики обучающийся должен: Знать: предмет и объект выбранного направления и профиля профессиональной подготовки; круг своих будущих профессиональных обязанностей; методы и методику самообразования; критерии профессиональной успешности. Уметь: осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов. Правильно применять полученные теоретические знания при анализе конкретных экономических ситуаций и решении практических задач. Владеть: методикой анализа процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализа и интерпретация полученных результатов; методикой анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом, а также владеть категориальным аппаратом экономической теории. 7. Трудоёмкость учебной практики Общая трудоёмкость учебной практики составляет 3 зачётных единицы, 108 часов.
8 Руководство учебной практикой Непосредственное руководство практикой осуществляет ответственный по кафедре преподаватель, а также сотрудник учреждения – руководитель практики от организации. Конкретное содержание практики студентов планируется руководством подразделения принимающей организации. Руководитель практики от СФ БашГУ выдает задание на учебную практику, следит за правильной организацией практики и консультирует студента по вопросам, связанным с подготовкой и написанием отчета по практике. Инструктаж для студентов перед началом практики является важным организационным мероприятием, так как от него зависит чёткость начала и окончания практики, выполнение программы практики, дисциплина студентов и отношение студентов к данному виду учебного процесса. Инструктаж для студентов проводят преподаватели-руководители, ответственные за практику. 9. Организация и порядок проведения практики На практику допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения. До выхода на практику студенту необходимо явиться на организационное собрание кафедры для проведения инструктажа. Для прохождения учебной практики в сроки, установленные учебными планами и графиками, студентам выдаются следующие документы:
В период прохождения практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленных в подразделениях и на рабочих местах в организации. Для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, где он проходит практику. Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях, учреждениях и на предприятиях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). 10. Права и обязанности студентов-практикантов Студенту необходимо знать, что в период прохождения практики на него распространяются правовые условия трудового законодательства РФ, а также внутреннего распорядка базы практики. Исходя из этого, определяются основные права и обязанности студента-практиканта. Студент имеет право:
Студент-практикант обязан:
В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия, должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива. В случае невыполнения предъявляемых требований студент-практикант может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Нарушением дисциплины и невыполнением учебного плана считается несвоевременная сдача студентами документации по практике. К таким студентам применяются меры взыскания (не допускаются к сессии, посещению занятий, отчисляются из института). Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета отчисляются из института за академическую неуспеваемость. По решению декана факультета студентам может назначаться повторное прохождение практики в рамках регламента учебной деятельности. В случае уважительной причины студенты, не получившие зачет по практике, направляются на повторное прохождение практики. 11. Материально-техническое обеспечение практики Учебная практика осуществляется на основе договоров о базах практики между институтом и организациями. Форма типового договора ежегодно на учебный год утверждается директором СФ БашГу. Согласно утвержденной форме договора принимающая на учебную практику студентов организация (учреждение, предприятие) обязана предоставлять студентам места практики с соответствующим направленности профессиональной подготовки уровнем материально-технического оснащения. 12. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на практике Для прохождения учебной практики студентам необходимо:
13. Содержание и структура отчета по учебной практики. . Структура отчета о практике:
1.1 Общая характеристика предприятия - изучить историю возникновения предприятия; - рассмотреть основные учредительные документы, на основе которых действует предприятие. - ознакомиться с основными видами деятельности предприятия, с организационно-правовой формой предприятия. - дать оценку деятельности предприятия, как экономического субъекта. - рассмотреть основные направления деятельности предприятия в перспективе. 1.2 Структура предприятия и ее функции - выяснить состав финансовых функций, выполняемых различными подразделениями предприятия: финансовым отделом, плановым отделом, отделом снабжения, отделом сбыта, бухгалтерией. -ознакомиться с положениями об отделах, изучить должностные инструкции специалистов перечисленных отделов и выполняемые ими функции. В Плановом отделе: - ознакомиться с системой планов на предприятия: текущих, оперативных, перспективных по организации в целом и её производственным подразделениям; - изучить порядок расчета плановых затрат на производство и реализацию продукции. Изучить порядок составления бюджетов организации, отделов и подразделений; - изучить порядок организации бизнес – планирования, систему взаимодействия отделов организации в ходе бизнес – планирования; - ознакомиться с системой ценообразования в организации. Изучить схему расчета исходной цены, выбор цели ценообразования, оценку спроса, анализ издержек, методы ценообразования, способы установления окончательной цены. В бухгалтерии: - ознакомиться со структурой бухгалтерии (или планово-бухгалтерской службы) и должностными обязанностями; - изучить учетную политику организации и конкретные особенности её применения в данной организации: виды учетных цен, методы начисления износа, особенности начисления производственных затрат и выручки, оценки незавершенного производства, создания резервов предстоящих платежей; -изучить методы начисления заработной платы и уплаты социальных отчислений; -ознакомиться с формой Табеля учета рабочего времени; - ознакомиться с Главной книгой. 5. часть 2. Экономико – производственная характеристика предприятия 2.1 Расчеты и денежные средства предприятия: - ознакомиться со схемой притока и оттока денежных средств предприятия ( на основе отчета о движении денежных средств). - рассмотреть основные виды расчетов, осуществляемые предприятием (с кем осуществляются, каким образом). - выяснить, какие применяются формы наличных и безналичных расчетов и порядок их проведения. 2.2 Формирование финансовых результатов в организации: - выявить основные источники формирования доходов и расходов в организации. - ознакомиться с порядком формирования прибыли (на основе отчета о финансовых результатах). - выявить основные направления использования фактической прибыли организации. 2.3 Активы предприятия: - рассмотреть структуру внеоборотных и оборотных средств предприятия, дать оценку их состоянию (на основе данных бухгалтерского баланса). Сделать выводы. 2.4. Пассивы предприятия: - изучить состав, формирование и порядок изменения уставного и добавочного капитала по Уставу, данным бухгалтерского учета и отчетности. - ознакомиться с порядком резервирования средств: резервного капитала (фонда), оценочных резервов, прочих резервов (по Уставу организации, плановой и бухгалтерской информации). - рассмотреть источники целевого финансирования. - - рассмотреть структуру долгосрочных и краткосрочных обязательств, дать оценку их состоянию( на основе данных бухгалтерского баланса). 2.5 Налогообложение предприятия: - ознакомиться с порядком исчисления и уплаты налогов организации в Федеральный, территориальный и местный бюджет; - изучить экономическое содержание основных видов налогов (объекты обложения, порядок расчета, периодичность и источники уплаты, льготы, санкции). Обратить внимание на своевременность уплаты налоговых платежей, составления налоговых деклараций. 6. Список используемых источников 7. Приложения (материалы и источники информации, которые были необходимы для характеристики и обоснования каких-либо решений и предложений (например, действующие Устав, методики, инструкции, копии документов и т.п.)). 2. Программа производственной практики для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», профиль: «Налоги и налогообложение» |
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»... | Программа предназначена для оказания методической помощи студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.... | ||
Юрьева О. А. Методические указания по прохождению производственной практики для обучающихся по направлению подготовки 080100. 62... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
«Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») / сост. Г. И. Коблова. Саратовский социально-экономический институт (филиал)... | ... | ||
Магистерская программа «Финансовая конъюнктура: измерение, анализ, прогнозирование, принятие решений» | Важным элементом образовательного процесса подготовки магистров по направлению «Экономика» является государственная итоговая аттестация... | ||
Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» (программа подготовки бакалавра). —... | Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |