Программа адаптации программа адаптации Содержание программы адаптации:
планирование адаптации сотрудника с непосредственным руководителем;
введение в компанию;
введение в должность;
процедура оценки;
принятие решения.
Пакет документов, необходимых для проведения процесса адаптации:
Справочник сотрудника.
Стандарты работы наставника с новым сотрудником, бланк оценки наставника.
Бланк постановки целей и задач новому сотруднику.
Бланк оценки нового сотрудника.
Положение о наставничестве.
Заключение на оцениваемого сотрудника.
Планирование адаптации сотрудника с непосредственным руководителем Приняв решение о приеме сотрудника, руководитель подразделения совместно с менеджером по персоналу составляет план адаптационных мероприятий для нового сотрудника.
Планирование целей и задач новому сотруднику на период адаптации.
Подготовка рабочего места.
Определение наставника.
Выбор наставника определяет руководитель подразделения совместно с менеджером по персоналу.
Наставник – это сотрудник компании, задачей которого является введение нового сотрудника в должность и который обладает следующими качествами:
высокий уровень профессиональной компетентности;
способен и готов делиться своим опытом: умеет доходчиво объяснить информацию, системно представляет свой участок работы и работу подразделения в целом;
лоялен к компании: предан делу компании, поддерживает ее стандарты и правила работы;
обладает коммуникативными навыками, гибок в общении.
Оценка эффективности работы наставника и мотивация
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период адаптации.
Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
Экскурсия по подразделениям и отделам компании.
Представление нового сотрудника коллективу и знакомство с расположением отделов.
Прикрепление к наставнику. Введение в должность
Реализация положения о наставничестве
Задачи Руководителя подразделения:
Введение в должность начинается с беседы руководителя отдела и нового сотрудника:
знакомство нового сотрудника со спецификой отдела: цели и задачи подразделения, организационная структура, взаимодействие с другими подразделениями, филиалами;
руководитель отдела вручает новому сотруднику справочник сотрудника и прикрепляет к наставнику;
разъяснение целей и задач новому сотруднику на период адаптации (подписание бланка целей и задач сотрудником).
Задачи наставника:
знакомство с продуктом отдела/подразделения: услуги, товар;
технология работы;
взаимодействие с другими подразделениями;
документооборот;
программное обеспечение;
традиции и правила поведения в данном подразделении;
консультация нового сотрудника по текущим вопросам.
Стандарты работы наставника с новым сотрудником: доброжелательное, позитивное отношение к новому сотруднику;
последовательная передача необходимой информации, знаний, опыта новому сотруднику: от простого к сложному, от общеизвестной информации к конфиденциальной;
отслеживание обратной связи, контроль освоения знаний в ходе наставничества;
осуществление текущего контроля над работой нового сотрудника, своевременная коррекция неправильных действий в работе;
проявление заботы о новом сотруднике: обстоятельное разъяснение вопросов, привитие корпоративной культуры;
своевременное доведение информации руководителю подразделения о соответствии/несоответствии нового сотрудника данной должности, участие в оценке нового сотрудника на промежуточном контроле.
Контроль, оценка введения в должность нового сотрудника
Вид контроля
| Цель контроля
| Ответственный
| Сроки выполнения
| Текущий контроль
| Оперативное отслеживание правильности и своевременности выполнения поставленных задач
| Наставник
| Ежедневно
| Промежуточный контроль
| Оценка процесса вхождения в должность
| Руководитель подразделения, Менеджер по персоналу, наставник
| 2 недели
1 месяц
| Социально-психологический контроль
| Обратная связь от нового сотрудника: вхождение в коллектив, впечатление от работы
| Менеджер по персоналу
| ежемесячно
| Итоговый контроль
| Оценка соответствия работника должности, оценка вхождения в коллектив (в виде оценки по результатам испытательного срока)
| Руководитель подразделения, Менеджер по персоналу, наставник
| 2 месяца работы
|
Оценка Оценка проводится методом 360 градусов, т. е. сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим оцениваемым.
Процедура оценки:
менеджер по персоналу за две недели раздает бланки оценки участникам оценочной комиссии;
обработка полученной информации;
формирование заключения по сотруднику;
непосредственный руководитель совместно с менеджером по персоналу проводят собеседование по результатам оценки, на котором сообщают решение, дают оценку результатам работы, сильным и слабым сторонам, рекомендации по развитию, сотрудник высказывает свое мнение о работе.
Оценка деятельности работника
в период адаптации
Ф.И.О. работника _________________________________________________________________
Должность__________________________ Подразделение _______________________________
Дата выхода на работу ___________ Дата окончания испытания (если установлено)______________
Оценка работника за период с __________________ по ___________________
Дата заполнения отзыва __________________________________________________________
Оценка личностных и деловых качеств работника (заполняется наставником, непосредственным руководителем)
Оцените выраженность личностных и деловых качеств работника, напротив выбранной графы поставьте галочку
№
| Категория
| Отметка
| 1. Исполнительность
| 1.1
| Крайне ненадежен, часто забывает или игнорирует данные ему поручения
|
| 1.2
| Ненадежен, забывает о некоторых данных ему поручениях, задерживает сроки выполнения заданий
|
| 1.3
| Случаются задержки выполнения заданий по уважительной причине, которые не имеют серьезных негативных последствий для работы. Предупреждает руководителя о том, что не сможет справиться с заданием в намеченный для этого срок.
|
| 1.4
| Надежен, крайне редко задерживает выполнение задания, всегда по уважительной причине, о чем заранее предупреждает руководство
|
| 1.5
| Очень надежен, всегда в срок выполняет порученные ему задания
|
| 2. Профессиональные знания и умения
| 2.1
| Не проявляет стремления расширять профессиональный кругозор
|
| 2.2
| Свое дело знает, но не более того
|
| 2.3
| Неплохо разбирается и действует в пределах своих обязанностей. Старается поддерживать профессиональный уровень
|
| 2.4
| Хорошо знает свое дело. Никогда не упустит возможность узнать и попробовать что-нибудь новое
|
| 2.5
| Профессионал, отлично знает свое дело. Постоянно стремится найти что-либо новое, применить
|
| 3. Отношение к работе
| 3.1
| К работе относится без интереса, пассивен
|
| 3.2
| Отношение к работе сложное и противоречивое, то загорается и готов на все, чтобы добиться результата, то равнодушен и пассивен
|
| 3.3
| К работе относится как к осознанной необходимости, особого старания не проявляет, но и не подводит
|
| 3.4
| К работе относится с интересом, выполняет ее добросовестно и качественно
|
| 3.5
| Болеет за свое дело, стремится к эффективному решению любых вопросов. Отдает работе все свое время и силы
|
| 4. Работоспособность
| 4.1
| Низкая
|
| 4.2
| Ниже среднего
|
| 4.3
| Средняя
|
| 4.4
| Высокая
|
| 4.5
| Очень высокая
|
| 5. Инициативность
| 5.1
| Не проявляется
|
| 5.2
| Проявляется редко
|
| 5.3
| Проявляется в половине ситуаций
|
| 5.4
| Проявляется в большинстве случаев
|
| 5.5
| Проявляется всегда
|
| 6. Стремление совершенствовать методы работы, умение внедрять инновации
| 6.1
| Не проявляется
|
| 6.2
| Проявляется редко
|
| 6.3
| Проявляется в половине ситуаций
|
| 6.4
| Проявляется в большинстве случаев
|
| 6.5
| Проявляется всегда
|
| 7. Коммуникабельность
| 7.1
| Проявляет агрессию или подавленность. Обстановка вокруг него накаленная или чересчур холодная. Не стремится к конструктивному решению вопросов – либо отступает, формально со всем соглашаясь, либо активно протестует
|
| 7.2
| Недостаточно хорошо контролирует свои эмоции, в ряде случаев избегает конструктивного диалога из-за плохого настроения или сосредоточенности на чем-то своем. В благоприятных ситуациях стремится к конструктивному решению вопросов
|
| 7.3
| Положительно настроен, стремится к конструктивному решению вопросов
|
| 7.4
| Доброжелателен, внимательно относится к мнению окружающих, достигает с ними взаимопонимания
|
| 7.5
| Положительно настроен, хорошо контролирует свои эмоции. Всегда создает доброжелательную атмосферу, располагает к общению. Проявляет интерес к мнению окружающих, легко достигает с ними взаимопонимания.
|
| 8. Умение координировать и взаимодействовать
| 8.1
| Не способен координировать действия других людей. Типичный исполнитель
|
| 8.2
| Не может справляться с вопросами координации без особых столкновений и отклонений, действует малоэффективно
|
| 8.3
| Не всегда способен самостоятельно устанавливать необходимые контакты, но стремится все наладить и скоординировать, и у него это получается
|
| 8.4
| Хороший координатор, способен находить приемлемые решения при согласовании интересов различных работников
|
| 8.5
| Легко может устанавливать необходимые контакты, скоординировать действия людей, умело согласовывать их интересы
|
| 9. Аналитические способности
| 9.1
| Анализирует деятельность плохо. Много ссылок на внешние обстоятельства
|
| 9.2
| Анализирует свою деятельность только с внешней помощью. Причинно-следственные связи явлений может увидеть только при помощи руководителя
|
| 9.3
| Может проанализировать свою деятельность, понять причины проблем, скорректировать ситуацию
|
| 9.4
| Хорошо анализирует свою деятельность. В основном видит и понимает причины достижений и неудач, старается делать выводы и корректировать деятельность
|
| 9.5
| Отлично анализирует свою деятельность. Четко видит причины достижений и неудач. Делает правильные выводы. Принимает своевременные меры по изменению деятельности
|
|
Оценка качества выполненной работы согласно плану работ сотрудника (работника): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель подразделения _________________ _________________ подпись расшифровка подписи
Руководитель _________________ _________________ подпись расшифровка подписи
Наставник _________________ _________________ подпись расшифровка подписи
Работник _________________ _________________ подпись расшифровка подписи
|