К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург


Скачать 93.94 Kb.
НазваниеК проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург
ТипРеферат
blankidoc.ru > Бланки > Реферат
К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Витун В.Г., Витун Е.В.

ОГУ, г. Оренбург
Введение в учебный процесс вузов образовательных стандартов нового поколения изменило содержание обучения. Это привело к повышению требований к студентам, к увеличению объема информации и интеллектуальной нагрузки.

В связи с тем, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе, особенно тяжело приходится первокурсникам. Сложность начального этапа заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Ведь под адаптацией понимают приспособление организма к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [1].

Сегодняшние первокурсники в значительной степени отличаются от студентов прошлых лет, это касается как умственного развития, так и физического, и функционального состояния их организма. Современная молодежь характеризуется другими жизненными позициями и ценностями, у них другое отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Попадая в высшее учебное заведение, вчерашние школьники пребывают в некоторой растерянности. Они не сразу понимают разницу между требованиями школы и вуза.

А.Г. Мороз выделяет три формы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза:

1. Адаптация формальная, касающаяся познавательного информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям.

2. Общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграции этих же групп со студенческим окружением в целом.

3. Дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [2] .

В отличие от школы в результате обучения в вузе студенты получают специальность.

Целью современного профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, работающего по специальности, на уровне мировых стандартов.

В связи с тем, что современное высокоразвитое производство требует повышенного напряжения умственных, психических и физических сил, дополнительных нагрузок на все функциональные системы организма, специфических характерологических особенностей личности специалиста, к современному специалисту предъявляются очень большие требования в обществе, он должен обладать помимо превосходных знаний еще и хорошим здоровьем.

Современными учеными отмечено, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих готовности к профессиональной деятельности [3,6,7].

Многочисленные исследования доказывают, что физическая культура и спорт являются важными компонентами в адаптации человека к различным видам деятельности. С помощью средств и форм физического воспитания можно направленно изменять целый ряд показателей не только физического и функционального состояния человека, но и развивать различные психические качества, состояния и свойства личности [3,7].

На наш взгляд, несмотря на то, что забота об эффективном сокращении периода адаптации студентов в вузе лежит на всем педагогическом коллективе, особая роль в этом процессе отводится преподавателям кафедры физического воспитания.

Следует отметить, что формировать интерес к дисциплине «Физическая культура» необходимо начиная с первой встречи преподавателя со студентами. От того как доходчиво преподаватель разъяснит необходимость образовательной подготовки по физической культуре в современных условиях будет зависеть доверие и взаимопонимание студентов и преподавателя, что в значительной степени облегчит дальнейшую работу.

Преподаватели должны создать у студентов общее представление о физической культуре, познакомить с целью и задачами дисциплины «Физическая культура». Дальнейшая работа должна вестись по всем разделам дисциплины: теоретическому, методико-практическому, учебно-тренировочному.

Теоретический раздел предусматривает программный лекционный курс по дисциплине «Физическая культура», а также беседы, проводимые преподавателями в учебных группах.

Методико-практический раздел включает в себя учебные занятия по видам рабочей программы: общая физическая подготовка, легкая атлетика, спортивные игры, плавание и т.д. Кроме того, студенты должны овладеть навыками самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

Учебно-тренировочный раздел должен включать в себя ознакомление студентов с простейшими методами оценки своего физического и функционального состояния, экспресс-оценку уровня здоровья, умение составлять для себя мини-оздоровительные программы. Также желательно участие студентов в спартакиаде «Первокурсник», и других мероприятий, проводимых кафедрой физического воспитания.

Задачи нашего исследования, в свете изложенной проблемы будут следующие:

- создание психолого-педагогических условий для ускорения процессов адаптации первокурсников к обучению в вузе;

- изучение личностного адаптационного потенциала студентов.

В процессе нашего исследования мы оценивали личностный адаптационный потенциал (ЛАП) студентов с использованием многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова.

Адаптивность – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды [1].

В опросе принимали участие 30 первокурсников дневного отделения факультета экономики и управления ОГУ. Все опрашиваемые – юноши. Средний возраст студентов 1 курса – 17,2 года. Тест был проведен на пятой неделе первого семестра 2012-2013 учебного года.

Опросник включает в себя 165 утверждений и имеет следующие шкалы: достоверность, адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность.

Студентам необходимо было внимательно прочитать каждое утверждение опросника. Если они согласны с утверждением, поставить в бланке ответов напротив номера утверждения знак плюс («+»), если не согласны, – знак минус («–»).

Обработка результатов осуществлялась путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из пяти шкал: достоверность, адаптивные способности, поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость, самооценка, наличие социального одобрения со стороны окружающих), коммуникативные способности, моральная нормативность.

Результаты всех шкал, кроме шкалы «достоверность», выражались в процентах и интерпретировались в соответствии со следующими нормативами: 0 – 40 % - высокий уровень выраженности показателей, высокий уровень развития адаптивных способностей; 40 – 60 % - средний уровень; 60 – 100 % - низкий уровень.

Оценку личностного адаптационного потенциала (ЛАП), являющегося важной интегральной характеристикой психического развития можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и моральной нормативности.

В результате проведенного опроса были получены следующие данные.
Установлено, что показатели поведенческой регуляции студентов 1 курса принимают значения высокого уровня выраженности. Как известно, поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой. Это значит, что студенты 1 курса имеют адекватную самооценку, высокий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) и располагают социальным одобрением (поддержкой) со стороны окружающих людей (таблица 1).

Таблица 1 – Уровень поведенческой регуляции

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

3,3% (1 чел.)

3.3% (1 чел.)

93,4% (28 чел.)



Коммуникативный потенциал человека является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.

Выяснено, что коммуникативный потенциал студентов 1 курса соответствует средней выраженности данного признака (таблица 2).

Таблица 2 –Уровень коммуникативного потенциала

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

16,7 % (5 чел.)

53,3 % (16 чел.)

30 % (9 чел.)

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность – МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте, вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают 2 основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Установлено, что показатель моральной нормативности опрошенных студентов соответствует среднему уровню (таблица 3).

Таблица 3 – Уровень моральной нормативности

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

16,7 % (5 чел.)

43,3 % (13 чел.)

40 % (12 чел.

Интегративной характеристикой адаптации является уровень адаптивных способностей. Согласно шкале, данное значение соответствует зоне средней выраженности изучаемого параметра (таблица 4).

Таблица 4 – Уровень адаптивных способностей

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

%, кол-во человек

6,7% (2 чел.)

70 % (21 чел.)

23,3 % (7 чел.)



Таким образом, анализ данных тестирования помог выявить студентов, испытывающих затруднения в процессе адаптации.

Были определены индивидуально-психологические качества первокурсников, на которые следует обратить внимание в процессе социально-психологического обеспечения их профессиональной адаптации.

Подводя итоги изложенному выше, мы считаем, что в целях ускорения и усовершенствования процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе в рамках дисциплины «Физическая культура» преподавателям необходимо:

- создавать условия для познавательно-информационного приспособ-ления студентов к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;

- знакомить с содержанием профессиональной подготовки в вузе для формирования положительного отношения к выбранной специальности;

- способствовать процессам внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и объединению этих групп со студентами других курсов факультета и института;

- готовить студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Список литературы

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592с.

  2. Мороз, А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза / А.Г. Мороз // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. – Ереван, 1993. – С.104-109.

  3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 1988. – 216с.

  4. Бодалев, А.А. Личность и общение. / А.А. Бодалев. – М., 1995. – 271с.

  5. Большая энциклопедия психологических тестов – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

  6. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студ. высш пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.

  7. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования /под ред. Кикотя В.Я., Барчукова И.С./ – Изд-во «Юнити-Дана», 2007. – 431 с.

Похожие:

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconПрограмма адаптации студентов первокурсников к обучению в вузе. Кумертау...
Приложение № Социологический опрос (начало сентября) студентов-первокурсников

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconРешением Ученого совета
Уставом гоу «Оренбургский государственный университет» (далее гоу огу), Положением об итоговой государственной аттестации студентов...

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconКузнецова Наталья Егоровна гоу спо осинниковский горнотехнический...
В начале учебного года из-за неудовлетворительной адаптации к обучению мы наблюдаем низкую успеваемость, слабую общественную активность...

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconЮриспруденция Бузулук бгти филиал (огу) 2011
Рекомендовано ученым советом бгти (филиала) гоу огу в качестве учебного пособия для студентов очного и заочного обучения, обучающихся...

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconПериодические проверки для частных охранников, частных детективов...
«Дворец юных техников «Прогресс» гсу огу» г. Оренбург ул. Шевченко, 28 ( каждые вторник и среды нечетных недель месяца.)

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconБгти (филиал) огу в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом бгти (филиал) огу в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся...

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconПетербургский Государственный Университет Филологический факультет...
Особенности адаптации российских студентов и студентов Юго-Восточной Азии в иной лингвокультурной среде (сравнительное исследование...

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconПредседатель первичной профсоюзной организации преподавателей, сотрудников...

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconПрограмма адаптации работников предприятия состоит из двух частей...
Настоящее Положение предназначено для внедрения единой процедуры адаптации работников во всех структурных подразделениях

К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе витун В. Г., Витун Е. В. Огу, г. Оренбург iconРекомендации по проведению исследования готовности и адаптации учащихся...
Приложение протокол проведения исследования учащихся в образовательной организации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru