Методические рекомендации
по планированию работы воспитателя группы продленного дня В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня; цели и задачи режимных моментов; примерная форма ежедневного (рабочего) план; примерный план работы с родителями младших школьников.
Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня. Деятельность группы регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по воспитательной работе и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
В основу планирования работы воспитатель должен заложить следующие приоритетные позиции:
создание условий для личностного развития учащихся;
создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование.
У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.
Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.
Требования к календарно-тематическому плану работы:
конкретность воспитательных задач;
учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности;
учет индивидуальных особенностей коллектива.
Разделы плана:
ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени (например: развитие любознательности, творческих способностей, укрепление здоровья и т.д.);
характеристика коллектива: количество мальчиков и девочек, уровень воспитанности, общая характеристика успеваемости, участие в жизни класса или группы, занятость в кружках, секциях;
основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьей.
Предлагаем примерные календарно-тематические планы работы в группе продленного дня (Таблица 1,2).
Таблица 1
Примерный календарно-тематический план работы
воспитателя группы продленного дня на год
Месяц
| Основная тема периода
| Неделя
| Виды деятельности
| Познава-
тельная
| Физкультурно-оздоровительная
| Ценностно-ориентированная
| Трудовая
| Творческая
| Коммуникативная, коллективно-творческая
| сентябрь
| «Здравствуй, школа!»
| 1
2
3
4
| Игра-путешествие «Здравствуй, школа!»
«Светочи земли белорусской»,
уроки Светофора
Прогулка с заданием
Мир вокруг нас (политинформация)
Прогулка-экскурсия
| Спортивные эстафеты.
Это интересно знать (события в мире спорта)
Весёлая спортландия
Эстафетные игры на стадионе
Игры на свежем воздухе
| Волшебный сундучок (правила этикета)
«Праздник рождения группы» Рейд «Чистюльки»
Уроки Мойдодыра
| Операция «Чистый двор»
Сезонные работы на пришкольном участке
Акция «Помоги книге»
| Экскурсия на выставку детского творчества
Творческая прогулка
Музыкальная викторина
| Давайте познакомимся. Игра «Снежный ком». Заполнение анкеты «Моя группа»
Коллективное планирование «Корзинка Красной Шапочки»
Сбор макулатуры
| октябрь
| Золотая осень
| 1
2
3
4
| Прогулка-наблюдение «Интересные явления природы» Игра-путешествие по станциям «Овощная, Фруктовая, Лесная»
Агентство полезных советов
Прогулка-поход «Осенний лес»
| Осенние старты
Спортивные игры на воздухе
Веселые старты
| Праздник «Я пришел в этот день в этот мир»
Акция «Теплое письмо»
Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
| Операция «Осенний лист»
Сбор природного материала для изготовления поделок на тему «Золотая осень»
| Конкурс рисунков «Осень наступила»
Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»
|
КТД «Золотая осень» (вместе с родителями)
| И так далее составляется календарно-тематическое планирование
на весь учебный год
|
Таблица 2 Примерный календарно-тематический план воспитательной работы
в группе продленного дня на год
№ учебной недели. Основная тема недели.
| День недели, дата
| Занятия на воздухе
| Организаторы и исполнители
| Занятия
в помещении
| Организаторы и исполнители
| 1. «Здравствуй, школа!»
| Понедельник
| Природоведческая экскурсия по пришкольному участку «Здравствуйте, деревья, кусты, цветы»
| Воспитатель
| ИСН «Фотокамера смотрит в мир: «День знаний»
| Воспитатель
| Вторник
| Трудовая атака «Школьный двор» (уборка игровой площадки)
| Воспитатель
| Устный журнал «История возникновения и развития белорусской письменности»
| Библиотекарь школы, инициативная группа детей
| Среда
| ФОЗ «Весёлые старты» (участвуют дети и их родители)
| Воспитатель, родители
| Этическое занятие «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
| Воспитатель
| Четверг
| Прогулка-практикум «Осторожно: улица»
| Воспитатель, инспектор ГАИ
| Конкурс рисунков на тему «Я и мои друзья»
| Воспитатель
| Пятница
| Час игры «Давайте познакомимся»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Сбор «Рождение коллектива»
| Воспитатель
| 2. «Правила для всех»
| Понедельник
| Обществоведческая экскурсия «Роль правил в жизни человека»
| Воспитатель, родители
| Пресс-конференция «Наши права и обязанности»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Вторник
| Рейд по заготовке корма для зимующих птиц (сбор семян, ягод, плодов и т.д.)
| Воспитатель
| Путешествие по страницам сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
| Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель
| Среда
| ФОЗ «Весёлая спартакиада»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Круговая беседа «Если бы я был волшебником…»
| Воспитатель
| Четверг
| Прогулка-практикум «Красный, жёлтый, зелёный»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Театр-экспромт «Репка»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Пятница
| «Эстафета белорусских народных игр»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Сбор коллектива «Правила жизни нашей группы» (выработка правил жизни группы)
| Воспитатель, инициативная группа детей
| 3. «Приметы осени»
| Понедельник
| Природоведческая экскурсия «В садах опять колдует листопад»
| Воспитатель
| Радиопередача «Осенние зарисовки»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Вторник
| Трудовая операция «Листья жёлтые, скажите, что вам снится?» (уборка листьев)
| Воспитатель
| Литературная гостиная «Осень, осень, в гости просим»
| Библиотекарь школы, инициативная группа детей, воспитатель
| Среда
| ФОЗ «Осенний марафон»
| Воспитатель
| Устный журнал «Мир вокруг нас»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Четверг
| Прогулка-творчество «Есть в осени первоначальной…» (зарисовки осенней природы)
| Воспитатель
| Выставка творческих работ детей «Есть в осени первоначальной…»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Пятница
| КТД «Разведка дел и друзей»
| Воспитатель, родители
| Создание книги-летописи «Жизнь нашей группы»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| 4. « Вместе весело шагать по просторам»
| Понедельник
| Природоведческая экскурсия «Интересные явления природы»
| Воспитатель
| Интеллектуально-познавательная игра «Жизнь замечательных детей»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Вторник
| Рейд «Сбор природного материала для изготовления подарков учителям ко Дню учителя»
| Воспитатель
| Сказочный вернисаж (сочинение и презентация сказок, сказочных инсценировок)
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Среда
| ФОЗ «Весёлые старты»
| Воспитатель
| Нравственный час «Что такое хорошо, что такое плохо?»
| Воспитатель
| Четверг
| Прогулка-поход «Осенний лес»
| Воспитатель
| Мастерская «Сюрприз» (изготовление подарков педагогам ко Дню учителя)
| Воспитатель
| Пятница
| Конкурс на лучший комплекс упражнений утренней гимнастики
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Праздник «День рождения группы»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| 5. «Это доброе слово - учитель»
| Понедельник
| Экскурсия по экологической тропе «Удивительное -рядом»
| Воспитатель, другие работники школы
| Телепередача «Почётная профессия - Учитель»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Вторник
| Трудовой десант «Акт добровольцев» (эстетическое оформление и благоустройство школы и пришкольной территории ко Дню учителя)
| Воспитатель
| Конкурс чтецов «Вам, дорогие учителя, посвящаем!»
| Воспитатель
| 5. «Это доброе слово - учитель»
| Среда
| Спортивный праздник «Педагоги, родители и я – вместе дружная семья»
| Воспитатель, инициативная группа детей, родители
| Игра «Защита фантастического проекта «Школа будущего»
| Воспитатель, родители
| Четверг
| Прогулка-поход «Всё хочу на свете знать»
| Воспитатель
| Концерт ко Дню учителя «Музыкальная мозаика»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| Пятница
| «Час весёлых игр и эстафет»
| Воспитатель, родители
| Сбор коллектива «Деловой разговор»
| Воспитатель, инициативная группа детей
| И так далее составляется календарно-тематическое планирование
на весь учебный год
|
На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня (Таблица 3).
Таблица 3
Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня
Режимные моменты
| Основные воспитательные задачи и
направления деятельности
| Прием детей в группу
| Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
| Отдых и деятельность на воздухе
| Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
| Обед.
Полдник.
Ужин.
| Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
| Переключение на умственную деятельность
| Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.
| Самоподготовка
| Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
| Клубно-кружковая работа
| Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
| Подведение итогов дня
| Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
| Индивидуальная работа с дежурными
| Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
|
В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении (Таблица 4) Примерные виды занятий на неделю
Дни
недели
| Занятия
на воздухе
| Занятия
в помещении
| Понедельник
| Экскурсия
| Информационная служба новостей (ИСН)
| Вторник
| Физический труд
| Занятия по пропаганде чтения
| Среда
| Физкультурно-оздоровительное занятие (ФОЗ)
| Правиловедческое занятие
| Четверг
| Прогулка
| Искусствоведческое занятие
| Пятница
| Подвижные игры
| День коллектива, тимуровская и шефская работа
|
В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.
В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения.
Структурно ежедневный план воспитательной работы может выглядеть следующим образом (Таблица 5).
Таблица 5
Примерная форма ежедневного (рабочего) плана
Режимные моменты, время их проведения
| Дополнительные задачи
| Содержание работы
| Ответственные за выполнение
| Индивидуальная работа с детьми
| Примечания
| Приём детей в группу
12.00-12.15
|
| 1) приход детей в группу;
2) переодевание;
3) ознакомление воспитателя с просьбами родителей;
4) ознакомление с домашним заданием;
5) подготовка к спортчасу.
|
|
|
| Спортчас
12.15-13.00
| В плане записываются цели спортчаса: оздоровительные; воспитательные; обучающие
| В плане отражаются:
1) оборудование;
2) подготовительная работа;
3) структура спортивного часа:
-разминка;
-основная часть;
-заключительная часть;
4) психолого-педагогические условия достижения цели.
Примечание: описание игр, эстафет должно быть зафиксировано на карточках или в плане.
|
|
|
| Подготовка к обеду, обед
13.00-13.30
| Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед обедом, в план записываются её тема и цель
| В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы
|
|
|
| Общеразвиваю-
щие занятия (ОРЗ) на воздухе
13.30-14.45
| В плане записываются цели ОРЗ: оздоровительные; воспитательные; обучающие
| В плане фиксируются:
1) форма ОРЗ (например, прогулка);
2) вид ОРЗ (например, поисковая);
3) план проведения ОРЗ и его содержание.
Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.
|
|
|
| Санитарно-гигиенические процедуры
14.45-14.55
| Если проводится санитарно-гигиеническая беседа, в план записываются её тема и цель
| В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.
|
|
|
| Самоподготовка
14.55-16.25
| В плане записываются цели самоподготовок по всем предметам
| В плане отмечаются:
1) порядок выполнения уроков и время, отведённое на них;
2) домашнее задание по каждому предмету с ответами;
3) игры на внимание; физкультминутки; физкультпаузы.
|
|
|
| Подготовка к полднику, полдник
16.25-16.40
| Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед полдником, в план записываются её тема и цель
| В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.
|
|
|
| Общеразвиывающие занятия (ОРЗ) в помещении
16.40-17.25
| В плане записываются тема, цели ОРЗ: воспитательные; обучающие; развивающие
| В плане записываются:
1) форма ОРЗ (например, КВН);
2) вид (например, математический);
3) план проведения;
4) содержание занятия.
Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.
|
|
|
| Игры, занятия по интересам
17.25-17.50
|
| В плане фиксируется содержание работы
|
|
|
| Подведение итогов дня. Индивидуальная работа с дежурными
17.50-18.00
|
| В плане описывается содержание работы
|
|
|
| Работа с родителями воспитанников
|
| В плане раскрывается содержание работы
|
|
|
| Оценка результатов проделанной работы. Педагогические наблюдения и выводы.
|
| В плане отражаются наблюдения воспитателя и его выводы.
|
|
|
|
Примерный план работы с родителями младших школьников Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:
изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;
оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;
анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;
распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п.
Предлагаем примерный план работы воспитателя с родителями на учебный год. Примерный план работы с родителями младших школьников
месяц
| Организация работы с родителями
| Изучение семей и условий семейного воспитания
| Работа с коллективом родителей
| Групповое взаимодействие с родителями
| Индивидуальная работа с родителями
| Наглядно-информационное просвещение родителей
| сентябрь
| 1.Родительская встреча «Давай познакомимся».
2.День открытых дверей «День рождения группы».
| Заседание родительского комитета группы (ежемесячно в течение года)
| Привлечение родителей к моделированию воспитательной системы группы
| Оформление уголка для родителей на тему «Родителям на заметку»
| 1.Посещение семей на дому (в течение года).
2.Анкетирование родителей «Мой ребёнок».
| октябрь
| 1.Родительская встреча «Конституционный долг родителей в воспитании детей».
2. Детско-родительское совместное занятие «Тренинг конструктивного взаимодействия»
| Групповая консультация «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка»
| Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Детство без слез»
| Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все»
| Рисунок семьи «Моя семья»
| ноябрь
| Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности»
| Групповая консультация с привлечением психолога «Учебные трудности ребёнка»
| Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Проблемы детей и пути их решения»
| Оформление папки передвижки «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
| Тестирование родителей «Вы - воспитатель»
| декабрь
| Школа для родителей «Как помочь детям хорошо учиться»
| Практикум «Как привить младшему школьнику любовь к книге»
| Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Поддержка и развитие одарённости ребёнка в семье»; «Развитие памяти, внимания, мышления, речи ребёнка»; «Формирование волевых качеств личности».
| Оформление памятки для родителей по вопросам рациональной организации режима дня младших школьников «Режим дня младшего школьника»
| Круговая беседа «Вечер в моей семье»
| январь
| Родительская встреча «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка»
| Практикум для родителей «Эффективная родительская педагогика»
| Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств»
| Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь без границ»
| Мини-сочинение «Выходной день в моей семье»
| февраль
| Родительская встреча «Наказание и поощрение в семье»
| Практикум «Искусство родительского запрета»
| Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Мужское воспитание в семье»
| Организация в группе постоянно действующей библиотеки для родителей по вопросам семейного воспитания
| Анкетирование родителей и детей по вопросам проявления жестокости в детско-родительских отношениях.
| март
| Круглый стол по обмену опытом семейного воспитания «Воспитание культуры поведения у младших школьников»
| Дискуссионный клуб «Участие ребёнка в жизни семьи»
| Индивидуальные консультации «Единые педагогические требования к ребёнку как необходимое условие правильного воспитания»
| Оформление папки-передвижки «Дети-деньги-родители»
| Методика «Загадывание желаний»
| апрель
| Родительская встреча «Роль семьи в воспитании здорового поколения»
| Диспут «Телевидение: за и против»
| Обсуждение индивидуального «паспорта» здоровья ребёнка
| Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке»
| Круговая беседа «Вечер в моей семье»
| май
| 1.Итоговая родительская встреча «Перелистывая страницы календаря».
2. День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей»
| Школа для родителей «Летний отдых детей»
| Организация экскурсий для детей на предприятия, где работают родители
| Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы»
| Проектное исследование мнения родителей «Мой ребёнок и группа»
|
Требования к кабинету группы продленного дня:
уголок ГПД
режим дня (утвержденный директором)
игровой уголок
игротека
уголок здоровья
график проветривания
разработки, сценарии праздников, утренников, клубных часов
календарно-тематическое планирование
ежедневное планирование
журнал ГПД
уголок «Для вас, родители».
Литература
1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
2. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2002.-№5.-С.35-39; 2003.- №1.- С.59-64.
3. Леонтьева В.Б. Планирование работы групп продленного дня //Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2008.-№6.-С.62-69.
4. Организация работы групп продленного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования: зборнік нарматыўных дакументаў/Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.-2005.-№1 (563).- С.27-52.
Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981
Август, 2008г |