Скачать 463.23 Kb.
|
Организация учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня МОУ СОШ №3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей. В задачи ГПД входит:
В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, уставом общеобразовательного учреждения, настоящим положением. Группа продленного дня создается общеобразовательным учреждением следующим образом: - проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей в группе продленного дня; - комплектуется контингент группы обучающихся: - одной параллели классов; - одной ступени обучения; - основной школы; - организуется сбор необходимой документации (заявление родителей, медицинская справка об отсутствии противопоказаний для посещения группы); - разрабатывается приказ о функционировании группы продленного дня в текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением учебных и игровых помещений. Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы. Планирование деятельности ГПД включает разработку двух основных видов планов: календарно-тематического и ежедневного В 2014-2015 учебном году в СОШ№ 3 сформировано 16 групп продлённого дня., в которых пребывают 426 детей, из которых 220 из начальной школы. Зачисление в ГПД производится на основании заявления родителей. Нахождение ребёнка в ГПД бесплатное. ГПД осуществляет свою деятельность с понедельника по пятницу с 12.30 до 18.00. Документы ГПД и отчетность:
В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий. Режим работы в группе продлённого дня первых классов.
Режим работы в группе продлённого дня 2-х -4-х,
Режим работы в группе продлённого дня 2-х -4-х, Режим работы в группе продленного дня в 5Б, 6Б классах
Режим работы в группе продленного дня в 7Б, 8Б,9Б классах
15.00 – 16.00 Самоподготовка. ГПД работает в тех же учебных кабинетах, в которых дети учатся в первой половине дня. Также используются физкультурный и актовый залы, библиотека и другие учебные помещения. Кабинеты ГПД оснащены детскими книгами, фильмами, игрушками, настольными играми, спортивным инвентарем. В ГПД обеспечено горячее питание (как за счет средств родителей, так и льготное). В каждом классе соблюдается питьевой режим. Дети носят сменную одежду для занятий в ГПД и для прогулок. По окончании учебных занятий в школе для восстановления работоспособности перед последующим ответственным периодом - выполнением домашнего задания - организуется отдых детей, частью которого является прогулка, сопровождающаяся подвижными играми и физическими упражнениями (детям рекомендуется иметь сменную одежду для прогулок). Это время заполняется различными играми, простейшими соревнованиями. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки. Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке школы) до начала самоподготовки с их участием в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, концерты, викторины и прочее) – после самоподготовки. В общеобразовательном учреждении организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного дня (завтрак и обед), а при длительном пребывании в общеобразовательном учреждении - полдник по установленным нормам, в основном на финансовые средства родителей. Учащихся из группы продленного дня забирают родители, или их доверенные лица (на основании заявления родителей, с указанием ФИО доверенного лица). Не рекомендуется забирать ребенка во время занятий. Это срывает учебный процесс и неблагоприятно сказывается на эмоциональном настроении ребенка. В случае, если по решению родителей ребенок уходит из ГПД самостоятельно, необходимо предоставить классному руководителю или воспитателю заявление (на имя директора школы ), содержащее фразу: «ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка беру на себя». Уважаемые родители, помните, если ребенок идет домой один, вы подвергаете его опасности. Формы внеурочной работы в ГПД: Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, при необходимости привлекает к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др. Кружковая работа. Воспитатель либо самостоятельно организует кружковую работу в любом направлении или отводит детей в кружки, секции, клубы по интересам, работающие в школе. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН). Индивидуальные и групповые проекты. Игровая деятельность (индивидуальная, групповая) Один из основных этапов в режиме ГПД - самоподготовка. Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатели приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Воспитательные задачи самоподготовки: закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой. Основой модели организации жизнедеятельности в ГПД являются шесть направлений:
Реализация здоровьесберегающих технологий в ГПД Уроки здоровья: 1. О режиме дня. 2. Берегите зубы. 3. Оказание первой помощи при несчастных случаях. 4. Если хочешь быть здоров – закаляйся. 5. В гостях у Мойдодыра. 6. Наш друг светофор. 7. Как сохранить хорошее зрение. 8. Лакомств тысяча, а здоровье – одно. Олимпиады и викторины. Экскурсии: лес, моя улица, школьный двор, кабинет стоматолога, школьный музей, библиотека и читальный зал. Организация подвижных игр; Организация и проведение физкультурных минуток. Организация досуга в ГПД: 1. Детское чтение. 2. Презентация детских газет и журналов. 3. Работа с иллюстрациями к литературным произведениям. 4. Тематическая выставка книг с их последующим просмотром. 5. Конкурсы чтецов. 6. Инсценировки, литературные монтажи и композиции. 7. Разгадывание кроссвордов. 8. Составление словаря вежливого человека. 9. Инсценирование правомерного (неправомерного) поведения. 10. Тематические выставки. 12. Агентство полезных советов. 13. Выставка предупреждающих знаков. 14. Искусствоведческие занятия. 15. Музыкальные занятия. 16. Интеллектуально-познавательные игры Календарно-тематическое планирование работы ГПД Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных действий участников планирования с указанием возможного результата. Календарно-тематическое планирование является аналитическим инструментом, который позволяет по итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести коррективы в образовательный процесс. Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы. Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД: • соответствие основной образовательной программе начального общего образования образовательного учреждения; • соответствие концепции и программе развития школы; • проработка информационно-аналитической части плана; • системность планирования; • гибкость планирования; • целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и задач; • реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий; • следование целесообразной логике действий; • учет возрастных особенностей детей; • учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива. Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:
Ежедневное планирование работы ГПД На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД. Как часть тематического плана, он должен быть сформирован с учетом требований санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе. В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе. При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь будет оказана во время "спортивного часа", самоподготовки и после нее, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т. п. Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД не совпадали с днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и т. п. Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими. В ГПД целесообразно ежедневное проведение занятий не только в помещении образовательного учреждения, но и на открытом воздухе (экскурсии, спортивные часы, физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, подвижные игры). Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся Для этого составляется недельная циклограмма расписания занятий в ГПД Примерная циклограмма расписания занятий в группе продленного дня
В приложении приведен план работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся. Приложение 1 Примерный план мероприятий по организации образовательного процесса в группах продленного дня
Управление ГПД. 1 Функционирование ГПД осуществляется с 2 сентября до 30 мая. 2 Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой деятельности директором школы. 3 Воспитатель ГПД отвечает за состояние и организацию образовательной деятельности в ГПД, посещаемость группы воспитанниками, охрану жизни и здоровья воспитанников. 4 Ведение журнала ГПД обязательно для воспитателей. Права и обязанности. Воспитатели ГПД обязаны:
Воспитатели ГПД несут ответственность за:
Родители воспитанников обязаны:
Родители несут ответственность:
Учащиеся обязаны:
Учащиеся имеют право на:
Воспитатели ГПД сдают отчёт о проделанной работе 1 раз в триместр и за год; выдают необходимую информацию – по мере необходимости. Организацию деятельности учащихся групп продленного дня, планирование их работы, ведение установленной документации осуществляет воспитатель. Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы территории общеобразовательного учреждения должен быть разрешен приказом с установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории должны быть утверждены руководителем. Контроль за состоянием образовательной деятельности в группе продленного дня осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения или его заместитель (ответственность определяется приказом). Рекомендации по организации работы ГПД в 1-х классах Задача - создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка Для этого помещение группы должно быть разделено на три участка: – игровая зона (мягкая мебель, наборы игр); – зона самоподготовки; – зона активного отдыха (спортивный уголок). Детям предлагаются развивающие занятия по следующим направлениям: 1. Адаптация первоклассников к школе. 2. Основы безопасного поведения детей в быту и на улице. 3. Детское экспериментирование (поисково–познавательная деятельность детей). 4. Занятия "Расти здоровым". 5. Спортивные занятия. Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Иногда он омрачается тревогой и страхом неизвестности. Для преодоления проблем школьной адаптации и личностного общения проводится цикл занятий в начале учебного года (один раз в неделю) на темы: 1. Знакомство первоклассников со школой и друг с другом. 2. Правила школьной жизни. 3. Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника. 4. Для чего ходят в школу. 5. Оценка и ее реалистичное восприятие. 6. Учимся работать дружно. 7. "Первоклассное путешествие". Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению. На помощь приходит и "сказкотерапия" . Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Тридцать "Лесных сказок" раскрывают пять основных тем: – адаптация к школе; – отношение к вещам; – отношение к урокам; – школьные конфликты; – отношение к здоровью. Во время обучения ребенка в школе остро возникает проблема гипокинезии. Ребенок попадает в ситуацию резкого ограничения его двигательной активности, хотя потребности организма в движении возрастают. Из всех факторов (учебные и статические нагрузки, новый коллектив и т.д.) именно статические нагрузки наиболее трудно переносятся ребенком. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей позы школьника, приводит к быстрому утомлению детского организма, падению работоспособности, нарушению деятельности нервной системы, сколиозу . Для снятия статического напряжения используются подвижные игры на воздухе, а в классе – динамические игры: – зеркало; – марионетка; – магнит; – пружинка и др. Нейрофизиолог Кольцова М.М., исследуя связь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Использование в воспитании физических упражнений для кистей рук (сказки для "Театра в руке"), позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка: – осьминог; – бабочка; – рыбка, – веер и т.д. Используются так же дыхательные упражнения и гимнастика для глаз (офтальмотренаж); – филин; – метелки; – далеко – близко; – поймай "зайку". Очень любят первоклассники занятия "Расти здоровым", где они узнают, как ухаживать за глазами, ушами, кожей, как следует питаться и спать, о вредных привычках и закаливании . Доказано, что только репродуктивная деятельность, без развития творческих способностей, не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся. На уроке не всегда выявляются такие интеллектуальные качества, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Именно с целью повысить познавательную и творческо–поисковую деятельность детей в план работы группы продленного дня были введены занимательные опыты и эксперименты, важные в равной степени и для успевающих учащихся, и для тех, кто требует специальной коррекционной программы . Работа ведется по трем взаимосвязанным направлениям: 1. Живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде). 2. Неживая природа (воздух, вода, магнетизм, свет, звук и др.). 3. Человек (функционирование организма). 4. Рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов человеком). Дети легко и быстро запоминают все интересное, что вызывает сильные чувства и опирается на наглядный образ, а если при этом не давать готовых ответов, а поставить перед ними задачу, то с удовольствием начинают мыслить, анализировать, делать выводы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин явления, проявлению творчества. Повышение познавательной и творческо–поисковой активности детей формирует их интеллект, личность, помогают успешному протеканию всей последующей учебной деятельности. Разработка урока по программе "Детское экспериментирование" |
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома | В методических рекомендациях представлен алгоритм осуществления контроля за работой групп продленного дня, программа наблюдений занятий... | ||
Итоги учебно-воспитательного процесса моу «сош№3 с п. Гвардейское Надтеречного муниципального района» за 2010 – 2011 учебный год | Данное Положение является локальным правовым актом мбоу «Тотемская сош №2» (далее Школа) | ||
Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности... | В настоящее время имею первую квалификационную категорию по должности учитель, сроком до 25 ноября 2014 года. По должности воспитатель... | ||
Мкоу «сош №42» по предоставлению качественных образовательных услуг, соблюдения законодательства в организации учебно-воспитательного... | Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно -воспитательного процесса | ||
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания... | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района «Есеновичская средняя общеобразовательная школа» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |