Внутришкольный контроль
деятельности групп продленного дня
(методические рекомендации)
В методических рекомендациях представлен алгоритм осуществления контроля за работой групп продленного дня, программа наблюдений занятий в группе продленного дня.
Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня. Внутришкольный контроль в группе продленного дня – это система мер, направленных на определение реального состояния деятельности групп продленного дня и его соотнесение с планируемыми результатами педагогической деятельности.
Цели проведения внутришкольного контроля в ГПД:
совершенствование деятельности групп продленного дня на основе развития аналитических умений и навыков воспитателей ГПД;
компетентная пролверка выполнения нормативных правовых документов, регулирующих деятельность ГПД;
оперативное, умелое и тактичное исправление недостатков в деятельности ГПД;
повышение педагогического мастерства воспитателя ГПД;
выявление, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта.
При осуществлении контроля необходимо соблюдать определенную последовательность действий, алгоритм осуществления контроля. Это:
обоснование проверки;
определение цели контроля;
разработка программы контроля;
сбор информации;
первичный анализ собранного материала;
оформление основных выводов по результатам проверки, в которых:
раскрываются основные причины недостатков (успехов);
определяются рекомендации (методические; по исполнению должностных обязанностей);
принимаются управленческие решения (перестановка кадров, обобщение опыта и т.п.);
определяются сроки последующего контроля (при необходимости);
обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (педагогическим совете, методическом объединении, малом педагогическом совете, совещании при заместителе директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.
Внутришкольный контроль работы
групп продленного дня
Месяц
| Вид контроля
| Содержание
| Формы и методы контроля
| Объекты контроля
| Ответственные
| Где заслушивается
| Сентябрь
| Тематический
| Комплектование
ГПД
| Просмотр
списков
| Списки учащихся
| Зам.директора по УР (УВР), воспитатели
| Совещание при директоре
| Тематический
| Утверждение режима дня и расписания факультативных занятий, кружковой работы
| Просмотр графиков, расписания
| График режима ГПД. Расписание факультативных занятий, кружков
| Зам.директора, директор школы
| Совещание при директоре школы
| Предупредительный
| Проверка правильности и своевременности заполнения журналов ГПД
| Просмотр журналов
| Журналы ГПД
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при зам.директора по УР (УВР)
| Тематический
| Анализ плана работы МО воспитателей ГПД
| Собеседование
| Руководитель МО, воспитатели
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при зам.директора по УР (УВР)
| Октябрь
| Фронтальный
| Посещение режимных моментов. Организация самоподготовки:
- время и качество выполнения домашних заданий;
- дозировка домашних заданий;
| Посещение самоподготовки
| Воспитатели ГПД
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при директоре школы
|
|
| - организация учебного труда.
|
|
|
|
| Ноябрь
| Тематический
| Система работы с учащимися с низким уровнем обученности
| Посещение самоподготовки
| Воспитатели ГПД, педагог-психолог, учитель-дефектолог
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при директоре школы
| Декабрь
| Тематический
| Проверка посещаемости ГПД в соответствии с заявлением, приказом о зачислении
| Книга приказов, заявления, журналы ГПД
| Просмотр заявлений и книги приказов, журналов ГПД
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при директоре школы
| Январь
| Тематический
| 1.Организация досуга в ГПД
2. Взаимодействие работы школьной библиотеки и ГПД
| Посещение занятий по интересам, кружков
| Воспитатели, библиотекарь
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при директоре школы
| Февраль
| Тематический
| Проверка санитарного состояния кабинетов во время работы ГПД.
Организация прогулок.
Организация спортивных часов.
Организация динамических перемен.
| Посещение прогулок, спортивных часов
| Воспитатели
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при директоре школы
| Март
| Тематический
| Анализ работы воспитателей по обобщению пед.опыта
| Посещение ГПД
| Воспитатели
| Зам.директора по УР (УВР)
| Педагогический совет, МО
| Тематический
| Открытые мероприятия в ГПД (по выбору воспитателя)
| Посещение ГПД
| Воспитатели
| Зам.директора по УР (УВР), руководитель МО, аттестационная комиссия
| Заседание МО воспитателей ГПД
| Апрель
| Предупредительный
| Деятельность воспитателя по улучшению успеваемости учащихся
| Собеседование
| Воспитатели
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при зам.директора
| Май
| Тематический
| Динамика успеваемости учащихся, посещающих ГПД
| Классные журналы, собеседование
| Воспитатели, учителя начальных классов, учителя – предметники, педагог-психолог, учитель-дефектолог
| Зам.директора по УР (УВР), руководитель МО,
| Заседание МО воспитателей ГПД и учителей начальных классов
| Итоговый
| Анализ воспитательной работы в ГПД. Выявление затруднений в работе ГПД
| Собеседование, просмотр документации
| Воспитатели
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при зам.директора
| Тематический
| Контроль за оформлением документации на будущий год
| Анализ документации
| Журналы ГПД, планы работы
| Зам.директора по УР (УВР)
| Совещание при зам.директора
|
Примерные программы наблюдения занятий
в группе продленного дня Цель: определить качество работы воспитателя на этапе организационной подготовки учащихся к выполнению домашнего задания.
Программа
Раскрывает ли воспитатель цель выполнения домашнего задания?
Как учитывается характер домашнего задания при организации самоподготовки?
Осуществляется ли связь урока и самоподготовки?
Насколько правильно и доступно проводит воспитатель инструктаж по самостоятельной работе учащихся при выполнении домашнего задания?
Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к выполнению домашних заданий? Каков общий уровень мотивации учеников и можно ли приступать к выполнению домашних заданий?
Готовы ли все ученики включиться в работу?
Цель: проверить, как воспитатель организует самостоятельную работу учащихся во время самоподготовки.
Программа
Какие наиболее эффективные формы работы в организации самоподготовки школьников выбирает воспитатель, учитывая особенности учащихся и уровень их обученности?
Насколько рационально используются фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы?
Как включаются в работу учащиеся?
Насколько эффективная помощь воспитателя во время индивидуальной работы учащихся?
Насколько качественно выполнена работа? Каков характер затруднений учащихся, типичных недостатков в их работе?
Цель: проверить осуществление в ходе самоподготовки индивидуального подхода к учащимся с низким уровнем обучаемости.
Подготовительная работа: в ходе предварительного собеседования с воспитателем выяснить, как изучаются и учитываются индивидуально-психологические особенности учащихся с низким уровнем обучаемости и устанавливаются причины их неуспеваемости.
Программа
Какая работа во время самоподготовки проводится с учащимися, имеющими низкий уровень обучаемости?
Удается ли воспитателю вызвать интерес к выполнению домашнего задания у учащихся с низким уровнем обучаемости?
Знает ли воспитатель, как учащиеся с низким уровнем обучаемости усвоили материал урока? Как он определяет это?
Каким образом воспитатель выясняет факт выполнения или невыполнения домашнего задания учащимися с низким уровнем обучаемости, качество их домашней работы?
Владеют ли учащиеся с низким уровнем обучаемости общеучебными и специальными умениями и навыками?
Педагогический такт воспитателя по отношению к учащимся с низким уровнем обучаемости.
Цель: провести наблюдения за работоспособностью и поведением учащихся на самоподготовке.
Программа
Соблюдение гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
Мотивация учащихся и их отношение к подготовке домашних заданий.
Сформированность произвольного внимания учащихся, их прилежание во время самоподготовки.
Выполнение учащимися правил поведения, уровень сознательной дисциплины.
Организация взаимопроверки, самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Трудолюбие учащихся, коллективизм, взаимная требовательность.
Культура общения воспитателя с учащимися, соблюдение воспитателем норм педагогической этики и такта.
Цель: проанализировать выполнение воспитателем основных задач деятельности ГПД.
Программа
Предусматривает ли воспитатель ГПД в ежедневных планах индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися на этапах подготовки и проведения мероприятий?
Рационально ли распределяет по дням недели основное содержание работы, например:
понедельник – нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, развитие детского коллектива;
вторник – художественно-эстетическое, экологическое воспитание;
среда – работа с книгой, общеобразовательная подготовка;
четверг – физкультурно-оздоровительное воспитание, формирование здорового образа жизни;
пятница – трудовое воспитание.
Какая работа проводится воспитателем по созданию условий:
для личностного развития учащихся;
реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование навыков здорового образа жизни;
формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру?
Цель: определить уровень оснащённости игровой комнаты.
Программа
Каким игровым оборудованием оснащена игровая комната? Какие развивающие игры имеются в наличии?
Организованы ли уголки «Библиотечка», «Видео-уголок», «Наша Родина - Беларусь», по правилам дорожного движения, творчества и фантазии, спортивный, отдыха? Чем они оборудованы?
Все ли игровое, спортивное и другое оборудование соответствует гигиеническим требованиям?
Состояние оборудования игровой комнаты по степени износа.
Цель: проанализировать, как воспитатель на прогулке решает основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Программа
Какое место занимает прогулка в режиме дня ГПД?
Является ли прогулка важным режимным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность?
Насколько правильно продумана тематика, организация, форма прогулок?
Используются ли возможности прогулки для проведения воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися (не путем бесед и нравоучений, путем организации практики общения детей друг с другом и старшими)?
Приучает ли воспитатель во время прогулок учащихся заниматься общественно полезными делами: уборкой пришкольного участка, двора, посадкой деревьев, цветов и т.д.
Каково общее эмоциональное настроение группы на прогулке (спокойное, доброжелательное, дружелюбное)? Как дети общаются друг с другом?
Цель: проверить, как воспитатель организует прогулку с учащимися.
Программа
Каков характер организации прогулки?
одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы учащиеся оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке);
инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения;
распределение конкретных поручений.
Насколько правильно воспитатель выбрал вид прогулки?
Прогулка-наблюдение. Основное содержание связано с целенаправленными наблюдениями учащихся за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место её проведения – ближайший парк, зелёная зона недалеко от школы.
Прогулка – практикум. Используется для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например выполнение правил дорожного движения.
Прогулка с заданием (целевая прогулка). Содержание определяется задачами общественной жизни ГПД.
Творческая прогулка. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность.
Экскурсия. Ее назначение – познакомить учащихся с историей своего района, города и т.д.
Развлечения на воздухе. Ее назначение – провести массовые подвижные игры для детей, веселые состязания.
Как организовано движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, наблюдений?
Каким образом воспитателю удалось провести беседу по теме прогулки, организовать самостоятельную деятельность учащихся?
Насколько воспитателю удалось кратко подвести итоги прогулки?
Как организовано возвращение учащихся в школу?
Обучает ли воспитатель учащихся умению переодеваться, проводит ли работу по закреплению у учащихся санитарно-гигиенических навыков?
Цель: проверить, как воспитатель повышает общую физическую подготовку учащихся, снимает усталость от малоподвижной деятельности на уроках.
Программа
Где организовано проведение спортивного часа?
Подготовлен ли спортивный инвентарь, есть ли спортивная форма у воспитателя и учащихся?
Как организовано проведение спортивного часа (подготовительная часть; основная часть; заключительная часть)? Все ли дети включены в активное движение?
Структура спортивного часа
Начало занятия с медленного бега, чередующегося с ходьбой (3-5 мин.)
Общеразвивающие упражнения из комплекса утренней гимнастики (6-8 упражнений, 4-5 мин.)
Упражнения или комплекс движений, которые рекомендовал учитель физической культуры в качестве домашнего задания.
|