Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы


Скачать 412.07 Kb.
НазваниеМетодическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы
страница1/5
ТипУрок
blankidoc.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Методическое сопровождение

формирования творческих умений обучающихся

на уроках русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 4 г. Углича

Филипповой Ольги Юрьевны

Углич

2010

Оглавление


1. Введение 4

2. Требования программы к развитию творческих способностей обучающихся 12

3. Приемы работы по развитию творческого потенциала обучающихся. 13

3.1 Диктанты с изменением текста позволяют в эффективной форме развивать творческое начало обучающихся. Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста, а запись текста, в который вносятся изменения. Изменение может быть двух планов: 13

3.2. Изложения, близкие к тексту. 16

3.3 Сочинение 19

4. Творческие задания к урокам русского языка при изучении темы «Имя существительное». 24

5. Заключение 28

6. Информационные источники 29

7. Приложения 30

Цель:

Разработать систему методических приемов, обеспечивающих формирование творческих умений обучающихся на уроках русского языка как основу создания интереса к предмету, повышения мотивации к обучению.

Задачи:

1. Изучить источники по этой теме.

2. Проанализировать существующие программные требования к развитию творческих способностей обучающихся 6 класса в рамках учебного предмета русского языка.

3. Определить перспективные методические приемы, позволяющие развить творческие способности детей.

4. Разработать творческие задания для уроков русского языка по теме «Имя существительное».

1. Введение


Ученые, педагоги, психологи о развитии креативных способностей обучающихся.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать», - считал Л.Н.Толстой. Проблема развития творческой личности остается актуальной по сей день.

Психологи и педагоги ищут пути ее решения. Литература по данному вопросу довольна богата и интересна. Колесов В.Д., Мягков И.Ф. [4] рассматривают психологические и социально- педагогические проблемы подросткового возраста. Сложности возраста являются сложной педагогической проблемой. Авторы выделяют объективные основы проблемы.

Первая объективная основа – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, в различиях в их обязанностях и правах. «Известно, что взрослая жизнь сложнее, чем жизнь детей … подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу деятельности».

Второй объективной основой сложности подросткового периода является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом, психологическом состоянии подростка. Происходит физиологическая перестройка организма, изменение активности эндокринной системы приводит к колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудение, ожирение и т.д.). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Третьей объективной причиной сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Это нарушение эмоциональной сферы. Безответственность, т.е. нежелание учитывать последствия своих поступков, недостаточная уверенность в себе. Четвертая причина сложностей связана с психическими сдвигами, происходящими в ходе полового развития.

Пятая объективная основа сложностей подросткового периода связана с постепенным осознании подростками различий их положения в семье. В психологической литературе подростковый возраст рассматривается нередко как период конфликтов. Во многом это справедливо. Однако, трудности для подростка носят объективный характер.

Во второй главе автор говорят об особенностях физиологии подростка. Подробно рассматриваются изменения, происходящие в организме подростка, авторы связывают их с успеваемостью. Как подчеркивает Ю.К. Бабанский [1,2], «с одной стороны, здесь обнаруживается процесс непрерывного нарастания возможностей учащихся в области учебно – познавательной деятельности, совершенствуется память, качествен преобразуется характер мышления и пр. Вместе с тем именно в этом возрасте происходят изменения в психологической и физиологических сферах личности школьника, которые делают процесс нарастания учебных возможностей менее интенсивными». При этом « у школьников по – прежнему возрастают возможности усвоения информации». Т.е. автор считает, и я с ним согласна, что, несмотря на сложность возраста, возможности подростка усваивать информацию возрастают.

От того, насколько правильно будет построено взаимное общение, во многом будет зависеть результативность применения тех или иных психолого- педагогических воздействий. «Необходимо осознавать, что ребенок – это совершенно самостоятельный человек». Тактика построения психологического контакта должна исходить из индивидуальных свойств подростка (темперамент, характер, способности). Состояния и той педагогической ситуации, в которой происходит общение. Выготский Л.С.[3] рассматривает возможность развития творческого начала в подростковом периоде, говорит о том, что в этом возрасте дети становятся менее активными, иногда без желания выполняют домашние задания, которые помогают представить, вообразить. Они начинают испытывать то чувство, которое у поэтов и писателей получило название «муки творчества», когда не представляется, не находится нужное слово, не получается.

До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у подростка и взрослого человека. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. «Дети могут из всего сделать все». – говорил Гете. И эта неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у подростка и взрослого человека, принималась за богатство детского воображения. Далее создания детского воображения резко расходятся с опытом более взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем добавляли преувеличения, охоту к сказкам, свойственную ребенку. Все это вместе взятое и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детстве работает богаче и разнообразнее, чем в подростковом возрасте. Рибо в своем исследовании творческого воображения приводит своебразную кривую воображения. Основной закон развития воображения формируется так: воображение в своем развитии проходит два периода, разделенные критической фазой. В этот период происходит преобразования воображения: из субъективного оно превращается в объективное. Сам возраст является переходным: это возраст нарушенного равновесия детского организма и ненайденного еще равновесия зрелого организма. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового. Часто возникает вопрос: не зависит ли деятельность воображения от одаренности? Существует очень распространенное мнение, что творчество является уделом одаренных, избранных и только в его истинном положении не является правильным. Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, выводу, что творчество в его истинном смысле. Как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным спутником детского развития. В книге «Педагогическая психология» Л.С. Выготский в главе 7 [3] рассматривает проблему одаренности «и гений, и идиот представляют из себя в детском возрасте такой же точно объект воспитания, как и всякий другой ребенок, и общие законы педагогики писаны для них в такой же мере, как и для всех детей данного возраста». Автор говорит о взгляде современной психологии на традиционное учение об одаренности.

Современная психология … начинает проникаться мыслью о конкретности индивидуальных целей воспитания и в связи с этим склонна пересмотреть традиционное учение об одаренности как об абстрактной и общей способности».

«Понятие общей и отвлеченной одаренности сводится к понятию специальной и конкретной пригодности. Это оправдывается с одинаковой ясностью и на дефективном ребенке, и на гениальном писателе. Всякая одаренность есть непременно специальная одаренность к чему-либо одному. Толстой, например, занял бы одно из первых мест, если бы исследовалась писательская одаренность, но и, вероятно, очень скромное … если бы исследование касалось музыкальных способностей, математического таланта. Чехов был очень средний врач и большой художник. Нередки и такие случаи, когда полуидиоты могут блеснуть такой феноменальной памятью, которой позавидовали бы гении. Все это говорит об одном: нет никакой одаренности вообще, но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности» - Симановский А.Э. [11]/

В книге представлена программа развития творческого мышления дошкольников, младших школьников и подростков. Автор предлагает более 100 эффективных игр и упражнений, описывает различные методы тестирования творческого мышления. Цель книги – формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, понимание закономерностей, решением спорных проблемных ситуаций. В главе 1 автор отвечает на вопрос, что такое мышление. «Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди искусства и науки. Большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами; вторая стадия – короткое озарение и инстинктивное принятие решения». Томас Эдисон так определял процесс творчества: «Изобретение – это 90% пота и 1% вдохновения». Во 2 половине прошлого века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Автор рассматривает во второй главе стадии творческого мышления.

«Исследование детского творчества позволяет выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно – действенное, причинное и эвристическое».

Наглядно – действенное мышление – это мышление младенческого возраста. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета, поэтому мышление ребенка – дошкольника называют наглядно действенным. Как развить творчество на этом этапе? Автор предлагает выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов.

Причинное мышление. Это мышление 11-12 летнего ребенка, когда практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Школьники стараются понять причинно – следственные связи. Автор предлагает методы и приемы, стимулирующие творческую активность. Некоторые из них:

- прием образного сравнения, когда какой -то сложный процесс сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;

- метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А.Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые оригинальные решения;

- метод комбинационного анализа. В основе лежит матрица сочетания двух рядов факторов (признаки объектов или самих объектов), например, при изучении речи ребенок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он отвечает на вопрос: «Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?»

Эвристическое мышление. Оно формируется к 12-14 годам. Мышление, которое опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическими. Симановский предлагает программу развития творческого мышления, состоящую из 3 разделов, каждый из которых соответствует этапу творческого мышления. Третий раздел программы направлен на развитие эвристического мышления. Задания рассчитаны на детей и подростков 11-14 лет. Основное место в нем занимают проблемные ситуации высокой степени неопределенности.

Пример такого задания.

№ 1. Вы – капитан космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны. На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан без экипажа. До него 250 км. Половина пути пролегает по темной стороне Луны, половина – по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.

На борту корабля имеется неопределенное количество предметов. Вам как капитану нужно поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает важность и полезность для пути. У самого важного ставьте цифру 1, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до 14 наименований.

- коробка спичек

- пищевые концентраты

- 20 м нейлонового шнура

- шелковый купол парашюта

- переносной обогреватель на солнечных батареях

- коробка сухого молока

- кислородные баллоны 2 шт по 50 кг

- звездная карта лунного небосклона

- самонадувающаяся спасательная лодка

- магнитный компас

- 25 л воды

- сигнальные ракеты

- аптечка первой помощи

- приемопередатчик на солнечных батареях

В главе 4 автор дает тесты для диагностики творческого мышления. Для детей 12-14 автор предлагает тест по изучению словесной и ассоциативной способности. Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована Т.В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой. Автор предлагает и педагогу изучить свой творческий потенциал, для чего в конце предложен тест на изучение творческого потенциала взрослого. Мелхорн Г. и Мелхорн Х. [7] отвечают на вопрос: что такое талант? Привилегия немногих или возможное достижение всех? Немецкие педагоги – ученые приводят многочисленные данные о развитии интеллекта, показывают условия и пути развития всех детей. «В нашей стране талант считается как общественным, так и личным богатством».

Приводя результаты исследования учащихся с 6 по 10 класс, авторы отвечают на вопрос: в чем причина роста интеллекта: в умственной деятельности. В главе «Последствия одного спора» на конкретном примере пастора Карла Витте показано, что благодаря интенсивным занятиям ребенок сумел необычайно разить свои способности.

Воспитанию способностей посвящена отдельная глава. Авторы дают советы учителю о том, как развивать и совершенствовать свои способности.

Итак, советы:

1.Надо исходить из уже проявленных ребенком способностей. Учет проявившихся способностей необходим и для того, чтобы направить дарования в соответствующее русло.

2. Максимально использовать золотой ключик – интерес. Японц Сузуки отбирает детей в оркестр скрипачей не по каким-нибудь способностям, проявленным в игре на скрипке. Он принимает всех детей. В первые недели им вообще не разрешается брать инструмент в руки. Скрипка для них табу до тех пор, пока изучение инструмента не становится необходимостью для них самих. Сузуки не берется обучать тех детей, у которых такой интерес не развивается и через несколько месяцев. Но все остальные достигают очень больших успехов.

3. Для достижения больших успехов необходима мотивация «С детства надо расширять мотивацию к большим достижениям».

4. Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

5. Осторожно направлять процесс развития способностей. «Никто не знает, как много людей так и не добились возможных для них успехов, потому что рядом не было никого, кто помог бы преодолеть препятствия».

6. Организовывать и направлять развитие способностей как вид деятельности. Многие выдающиеся ученые отвечая на вопрос, как им удалось добиться значительных результатов, рассказывают, что очень рано нашли интересующий их предмет и под руководством родителей и учителей и других окружающих их людей научились получать от своих занятий все больше удовольствия.

Ученые-педагоги Г.Мелхорн (профессор, доктор наук) и Х.Мелхорн (доцент, доктор наук, зав. отделом Центрального института изучения молодежи) [7] с 1965 г. занимаются исследованием проблемы развития интеллектуальных способностей, воспитания талантов. В многочисленных публикациях, подготовленных в результате исследований, приходят в выводу, что творческое самовыражение -процесс, формируемый и управляемый, он зависит от самого человека.

Книга «Одаренные дети» [8] - это сборник из 2 самостоятельных книг. Первая книга «Счастливые родители одаренных детей» написана Кэрол Тэкэс университета Кливленда, которая давно и успешно занимается проблемами выявления и воспитания одаренных детей. Вторая книга сборника «Одаренность: выявление и развитие» обращена к профессионалам – воспитателям и учителям. Книга написана коллективом авторов под руководством М.Карне, возглавляющей в университете штата Иллинойс специальные программы социальной, психологической и педагогической поддержки одаренным детям.

Одна из проблем, рассматриваемых авторами – антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. «Есть что-то в американском характере, что не принимает юных умников. Никто не может точно сказать, почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы» -отмечает М.Карне.

Другая проблема, которая достаточно подробно обсуждается в книге – как выявить одаренность. В главе 2 предлагаются тесты на выявление одаренности. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса. Авторы предлагают четыре модели обучения одаренных детей раннего возраста, отвечают на вопрос, каким должен быть учебный план и дают опробованные программы для одаренных детей. Особо отмечают проблему отбора и подготовки учителей для работы с одаренными детьми. Среди качеств, необходимых учителю, авторы выделяют чуткость и доброжелательность, высокий уровень собственного интеллектуального развития, динамичный характер и чувство юмора.

Тихомирова Л.Ф. [12] рассматривает проблему формирования интеллектуальных способностей человека « способности развиваются в деятельности и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков». Автор рекомендует проводить занятия с подростками по 2 часа в неделю, каждое по 45 минут. В главе «Мышление» Тихомирова Л.Ф. дает определение этого процесса: «…это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира». Автор книги анализирует особенности мышления учащихся в подростковом возрасте. Что нужно, чтобы хорошо учиться. «Для того, чтобы хорошо учиться, подросток должен хорошо обобщать, абстрагировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Доказывать». Основной особенностью мыслительной деятельности подростка психолог считает нарастающую с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменения отношения между конкретно – образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

«Подростковый возраст считается наиболее благоприятным, наиболее чувствительным для развития творческого мышления. Целесообразно стимулировать творческое мышление подростков, чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходство, делать обобщения и выводы».

Психолог предлагает методы диагностики сформированности мыслительных процессов, задания и упражнения для развития логического мышления. Результаты диагностики показывают, что: «обучающиеся с каждым годом обучения все лучше овладевают мыслительными операциями, но уровень этого владения мог бы быть значительно выше. Если бы в школе учителя, а дома родители более грамотно и целенаправленно формировали мыслительные операции у учащихся».

Автор предлагает задания, которые можно использовать на уроках. Например, рекомендуемые задания на уроках русского языка и литературы по формированию логического мышления у учащихся.

1. В следующих заданиях требуется назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:

Буква – гласная буква (род-вид)

Союз – предлог (вид-вид)

Повесть – глава (целое-часть)

Числительное – часть речи (вид-род)

2. Требуется поставить каждое из предлагаемых понятий в разные возможные отношения с другими понятиями. Например:

Буква

Буква – знак буквы (вид-род)

Буква – «К» (род-вид)

Буква – цифра (вид-вид)

Буква – слово (часть-целое)

Повесть

Повесть – литературное произведение (вид-вид)

Повесть – глава (вид-род)

Повесть – писатель (отношения являются функциональными)

Повесть – «Дикая собака Динго» (род-вид)

Игра «Придумай слова» направлена на развитие таких мыслительных операций, как анализ и синтез. Условия игры: подросткам предлагается какое-либо слово, например, арифмометр, на листке бумаги. Затем каждому из них предлагается из букв, входящих в это слово, придумать как можно больше слов: миф, фирма, форма, метр, топор, том.

Интересен тренинг мышления. Автор предлагает комплекс интеллектуальных игр, который способствует развитию универсальных мыслительных операций.

«Поиск общего». Подросткам или подростку предлагается 2 слова, мало связанным между собой. Например, консервная банка и чашка, дерево и дом, блюдо и лодка, дерево и тетрадь, мел и луна, карандаш и уголь. За 10 минут подросток должен написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере блюдо – лодка могут быть названы общие свойства «сделаны человеком», «имеют глубину». Особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете. Материалы, предложенные в книге, объемны. Автор книги доказывает связь между развитием интеллекта и творческого мышления, признавая важность решения данной проблемы, рекомендует и методы диагностики, и специальные задания и тренинги.

Существующие подходы к оценке творческих способностей учащихся психологов и педагогов разнообразны.

Маранцман В.Г. [6] говорит о важности создания учеником своего творения. Задачу учителя видит в том, чтобы … помочь ученику облечь свои мысли, впечатления в слова, построить речевое высказывание – сочинение, отзыв.

Станчек Н.А. «Взаимосвязь устной и письменной речи при выполнении учащимися творческих заданий» говорит о важности и сложности практического воплощения такой взаимосвязи. Автор подробно описывает редко используемые виды творческих заданий, направленных на развитие творчества.

Ладыженская Т.А. [5], анализируя творческие работы, показывает их недостатки, объясняя тем, что учащиеся «не овладели теми умениями, которые требуют создания текста».

Подгаецкая И.М. [9] связывает «проблему интереса к изучению русского языка в школе с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущий к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов обучения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки». Автор отмечает, «в работе с различными нестандартными заданиями важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию языка». В пособии много ярких, неожиданных заданий, дана установка на творческую деятельность и ученика и учителя. Например, в главе «Орфография». Занятия с элементами занимательности» автор дает такие задания:

- поиграем с пословицами. Найдите пословицы с орфограммами – проверяемая О.Е после щипящих, Ь на конце слова;

– осуществите инсценировку «Живые буквы»;

– совершите путешествие в город без орфографии. Какие приключения вас ожидают.

Задания из книги Подгаецкой И.М. мы используем на уроках в 6 классе, учащиеся с интересом их выполняют, находят оригинальные решения.

Таким образом, мы видим, что литература по данному вопросу обширна, педагоги и методисты предлагают свои пути решения проблемы развития творческих способностей учащихся, подчеркивают важность этой проблемы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы icon“Деловые бумаги” является значимым разделом в курсе русского языка...
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз»

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconМетодическая разработка урока русского языка Составитель
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель...
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара...

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconУрок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении" Цели урока
Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять...

Методическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся на уроках русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы iconСтили и жанры текстовых произведений. Стилеобразующие речевые средства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru