Скачать 96.45 Kb.
|
МБОУ Ново-Удинская СОШ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы» Автор: учитель русского языка и литературы Бузикова Валентина Сергеевна 2016 г. р.п. Усть-Уда Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы (слайд 1) (слайд 2) «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский (Слайд 3) Новый век в сфере образования принес с собой течение новых мышлений, модель современной школы и образ нового учителя. Если должна измениться система образования, то отсюда следует, что должно измениться и мышление современного учителя, тип, методы и приемы урока. Учитель должен идти в ногу со временем, знать, искать, пробовать себя, падать и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок ученику, будет и в радость, и принесет огромную пользу. И может быть, на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего». В основе инновационного обучения лежит огромное количество технологий. Я представлю технологию критического мышления, методы и приемы которой можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы. (Слайд 4) Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. (Слайд 5) Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. (Слайд 6) (Слайд 7) 1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. (Слайд 8) 2.Стадия осмысления позволяет обучающемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. (Слайд 9) 3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. (Слайд 10) Что принципиально новое несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. (Слайд 11) На стадии вызова можно применить следующие приемы критического мышления.
(Слайд 12) Для стадии осмысления характерны следующие приемы критического мышления:
(Слайд 13) Основные приемы критического мышления на стадии рефлексии:
Я остановлюсь на тех приёмах, которые чаще использую на своих уроках и считаю данные методические приемы интересными и результативными. Прием на стадии вызова – ЗХУ (Слайд 14) «Знаю. Хочу знать. Узнал", сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе.(Слайд 15) Цель приема — пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации; развитие мыслительных способностей учащихся, развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Для проведения целенаправленной работы с информацией помогают в обучении графические схемы, таблицы. В основе ЗХУ лежит таблица. (Слайд 16) Заполнение таблицы ЗХУВ ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. Рассмотрим пример заполнения таблицы на уроке литературы в 5 классе, тема: А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю» (щелчок). Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе (щелчок). Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Как вы думаете о чем мы сегодня будем разговаривать? Исходя из темы, какие мы узнаем с вами новые понятия? Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? и т.д. Графа «Хочу узнать» может заполняться обучающимися в течение всего урока. В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали (щелчок). Пример заполнения таблицы «ЗХУ» на уроке русского языка (слайд17). Данный прием - удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию. Прием на стадии осмысления – «Кластер» (Слайд 18) Прием «Кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное. (Слайд19) Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие (щелчок), мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы (4 щелчка), соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы ( 2 щелчка). При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. (слайд 20) Достоинства и результаты применения приема Применение кластера имеет следующие достоинства:
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
(слайд 21) Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. (Слайд 22) Еще один прием, который я использую на последней стадии – рефлексии, это «ФИШБОУН» Этот прием позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. (Слайд 23) На схеме Фишбоун можно зафиксировать любое количество идей. Данный приём позволяет нам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. (Слайд 24) Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».
(Слайд 25) Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
(Слайд 26) Схемы Фишбоун дают возможность:
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. (Слайд 27) Мы рассмотрели лишь некоторые приемы технологии развития критического мышления. Хотелось бы отметить, что приемы данной технологии можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах, поэтому учитесь, знакомьтесь и применяйте приемы на своих уроках. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии развития «критического мышления». (Слайд 28) Спасибо за внимание!! ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 1.http://school10.rc-buzuluk.ru/ 2. http://pedsovet.su/ 3. http://pandia.ru/text/77/340/35479.php |
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,... | ||
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,... | Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара... | ||
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области | ... | ||
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз» | Процесс обучения планируется, организуется и координируется учителем как совместная деятельность с учащимися в соответствии с содержанием... | ||
Актуальность темы. Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может... | Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |