Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка


Скачать 110.42 Kb.
НазваниеИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
ТипУрок
blankidoc.ru > Туризм > Урок



Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Калинина Светлана Александровна, учитель начальных классов :

Никифорова Роза Рафиковна, учитель начальных классов,

МБОУ СШ № 85 города Ульяновска

Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т.к. она учит мыслить логически, нестандартно, творчески, и учителя школы начали активно применять некоторые ее техники: кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал на уроках русского языка.

При организации урока с применением данной технологии необходимо знать и в дальнейшем помнить, что она базируется на модели из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего понадобятся полученные знания и, наконец, как их можно применить. Рассмотрим подробнее применение данной технологии на уроке русского языка в начальном блоке школе.

Первая стадия – вызов, и ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызов используется техника «Кластер». Кластер – это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик или учитель на доске записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики с удовольствием используют «кластеры». Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.

«Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. К примеру, на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования учебного материала, а на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Перед изучением темы «Имя существительное» в 3-ем классе, ребята вспомнили и обобщили знания об имени существительном, составив кластер, представленный на рисунке 1.

Техника «Кластер» помогает развитию личностных и познавательных УУД: умение вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

У детей есть возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

овал 1
Имя существительное







овал 4

Постоянные признаки:
овал 9
Непостоянные признаки


Самостоятельная часть речи










Изменяется

по родам

Вопросы:

Кто? Что?

Обозначает

Изменяется

по числам

Изменяется

по падежам







Рисунок 1 – Кластер «Имя существительное»
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления используем технику «Фишбоун» – «Рыбий скелет».

Суть данной техники в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних – ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению).

Записи в данной схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть изучаемого материала. При работе с данной техникой ребята могут работать как индивидуально, так в парах, в группах.

Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» в 3-ем классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого они дают ответ на вопрос: как определить род имени существительного? По ходу исследования они заполняют схему, представленную на рисунке 2.

Мужской род Женский род Средний род






Как определить род имен существительных?

Что бы определить род имени существительного нужно подставить слова помощники: он (мой), она (моя),

оно (мое).






Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой).

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя).

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками оно (моё)


Рисунок 2 – Схема «Рыбий скелет»
После заполнения схемы «Рыбий скелет» дети делают вывод: чтобы определить род имен существительных нужно подставить слова-помощники: мужской род – он (мой), женский род – она (моя), средний род – оно (мое). Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун» – «Рыбий скелет», приобретают такие навыки, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

Третья стадия – рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, т.к. здесь формируются регулятивные и личностные УУД: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие. На стадии рефлексии используем техники «Бортовой журнал», «Синквейн». Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приемы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Мы на своих уроках используем самую простую – таблица из двух колонок: в левую – учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую – при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали. Пример такой таблицы представлен ниже в таблице 3.

Таблица 3 – Форма «Бортового журнала»


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначает предмет.

Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным,

Имя существительное может быть собственным и нарицательным.

Имя существительное изменяется по числам.

Имя существительное имеет род:

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой) – мужского рода.

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя) – женского рода.

Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками оно(мое) – среднего рода.


Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять таблицы. Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

На стадии рефлексии, учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

При изучении темы «Имя существительное» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали все, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме (таблица 4).

Таблица 4 – Пример заполнения «Бортового журнала» младшими школьниками


Что я знаю по теме

Что нового я узнал по теме

Часть речи

Имя существительное изменяется по родам

Предмет

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

м. р.- нулевое, -а,-я.

ж. р.- нулевое, - а,-я.

ср. р.- -о, -е.

Вопросы

Изменяется по числам

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе надо поставить его в начальную форму (ед. ч, И.П.).

Птицы-птица (ж. р.).,на окне – окно (ср. р.).


Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.

Техника Синквейн с французского языка означает «пять» – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Алгоритм написания синквейна представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Алгоритм написания синквейна

Строка

Вопрос

Слова

1 – я строка

Кто? Что?

одно существительное

2 – я строка

Какой? Какая? Какое? Какие?

два прилагательных

3 – я строка

Что делает?

три глагола

4 – я строка

Что автор думает о теме?

фраза из четырёх слов

5 – я строка

Кто? Что? (Новое звучание темы)

одно существительное

На уроках русского языка в 3-ем классе после написания сочинений по теме «Как я провел лето» ребятам было предложено составить синквейн на тему «Каникулы». Также детям было предложено составить синквейн на любое насекомое, которое есть летом, дети выбрали бабочку.

Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребенку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Приведем примеры:

1. Каникулы.

2. Весенние, летние.

3. Отдыхать, гулять, рисовать.

4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течении учебного года.

5. Отдых.
1. Бабочка.

2. Оранжевая, голубая, разноцветная.

3. Размножается, питается, улетает.

4. Преображаясь из обычной гусеницы, появляется на свет.

5. Насекомое.

Использование приведенных выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам своей собственной деятельности.

В условиях работы ФГОС НОО необходима реализация различных направлений проектной и исследовательской деятельности как в ходе учебного процесса, так и вне учебных занятий, во внеурочной деятельности учащихся. Важно для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО педагогам работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду.

Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех участников образовательного процесса.
Список использованной литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 12. – 2010.

  2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003. – 407 с.

  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 305 с.

  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 298 с.

  5. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И. Кузнецова. Русский язык: 3 класс: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.

  6. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 3–10.

  7. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М., Тюмень, 1994. – 207 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ авторах

  1. Фамилия, имя и отчество автора (полностью)




Зотовой Ольги Владимировны

Калининой Светланы Александровны

Кичаевой Ольги Степановны

Никифорова Роза Рафиковна

  1. Ученая степень, звание




  1. Должность

учитель начальных классов

  1. Место работы или учебы

МБОУ СШ № 85 города Ульяновска


  1. Адрес электронной почты

cvetlana07011967@mail.ru

  1. Нужен ли Вам печатный экземпляр с Вашей статьей (укажите количество)




  1. Почтовый адрес (не забудьте индекс!)




  1. Предпочтительный раздел журнала

Педагогика общеобразовательной школы.



Похожие:

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconКонкурсное задание «Методический семинар» Боднарюк М. И., учитель...
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара...

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconПрименение технологии критического мышления
Спецификой данной темы является -перенос методов критического мышления от работы с текстовой информацией на работу с графической,...

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка icon2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (тркм)

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Использование методических...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconСодержание
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии развития критического мышления

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconЛебедева Наталья Юрьевна Образовательное учреждение : моу сош №4...
Формы и методы обучения: работа в группах, работа с текстом учебника, выполнение экспериментов в группах, демонстрация опытов, использование...

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconКонкурс «Учитель года» Обобщение опыта Использование приёмов технологии...
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения становится развитие (интеллектуальное,...

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconТема опыта: «Развитие критического мышления младших школьников через...

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка iconВопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их
Из опыта работы учителя биологии моу зареченская сош №2 Тоцкого района Оренбургской области по проблеме «Организация учебного процесса...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru