Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
ТипРеферат
blankidoc.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Отделение востоковедения

Кафедра восточной филологии


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Гендерное неравенство в Японии. Изменение роли женщины в современном японском обществе».

Студент группы № 402-В

Стулов Илья Викторович
Руководитель ВКР

старший преподаватель Шапошников Сергей Вячеславович

Москва, 2014
Содержание

Введение

2

Глава 1. Культурные и исторические предпосылки формирования роли женщины в японском обществе

4

    1. Религиозные предпосылки: Синтоистская теология как базис гендерного неравенства

4

1.1.1. Концепция религиозной «нечистоты»

4

1.1.2. Кодзики – религиозное обоснование роли женщины в обществе

5

1.1.3. Влияние материковых учений на синтоизм

9

1.1.4. Эволюция взглядов на женское воспитание

11

1.2. Статус женщины и его трансформация в обществе

19

1.2.1. От древности до реставрации Мэйдзи

19

1.2.2. Зарождение феминистского движения и его деятельность

25

Глава 2. Женщины в современной Японии

29

2.1. Изменение структуры японской семьи.

29

2.1.1. Особенности структуры брака

29

2.1.2. Изменение отношений внутри семьи

32

2.2.Изменение роли женщины в бизнесе

36

2.2.1. Политика государства по улучшению положения женщины в деловой сфере

36

2.2.2. Гендерная дискриминация на рабочем месте

39

2.2.3. Структура рынка женского труда

40

2.3. Женщины в институтах власти

42

2.3.1. Изменение роли женщины в политике

42

2.3.2. Женщины в императорской семье. Проблемы внесения поправок в закон о престолонаследии

45

Заключение

48

Использованные источники и литература

50

Введение

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что она тесно связана с двумя серьезными проблемами японского общества. Во-первых, с демографической проблемой, которая проявляется в быстрых темпах старения общества и увеличения экономической нагрузки на трудоспособное население. Во-вторых, с экономической проблемой, поскольку японская экономика в настоящее время находится в состоянии рецессии, и данная ситуация приводит к необходимости задействовать как можно большую часть трудоспособного населения, и работники-женщины могут идеальным средством для пополнения рынка труда. Однако здесь возникает ряд сложностей, поскольку женщины оказываются заложниками «двойного образа жизни», когда традиционная роль матери и хранительницы домашнего очага вступают в конфликт с ролью активного члена общества. Несмотря на попытки правительства обеспечить гармонизацию деловой и семейной жизни, женщины часто оказываются перед нелегким выбором между карьерой и семьей.

Объектом изучения является изменение роли маргинальной группы общества в ситуации столкновения традиционных и заимствованных извне ценностей, предмет изучения – изменение роли японской женщины в условиях взаимодействия западных и восточных традиций.

Данная нам тема, прямо или косвенно, затрагивалась в работах многих ученых, как отечественных, так и зарубежных. Для выявления изменений исторических реалий японского общества периода древности и средневековья, были использованы работы отечественных историков, А.Н. Мещерякова, М. В. Грачева, В. Н. Горегляда, А. Ф. Прасола. Процесс изменения прав женщин в ходе реформ периода Мэйдзи отражен в работе японского ученого Дзюнко Кигути, картина развития феминистского движения Японии рассматривается в работе Элис К. Типтон. Традиционные религиозные концепции и их влияние на современные реалии Японии исследуются в работах Хизер Кобаяси, Намихиры Эмико, Окано Харуко, Кавахаси Норико. Помимо этого использовались работы японских мыслителей Кайбары Экикена (в переводе А. С. Оськиной) и Фукудзава Юкити. Процессы изменений в современном японском обществе в конце XX – начале XXI вв. рассматриваются в работах С. Б. Маркарьян, коллективной работе Такаси Наито и Уве П. Гилен и статьях западной и японской прессы.

Цель выпускной квалификационной работы: рассмотрение доктринальных основ сложившегося в Японии гендерного неравенства, их влияние на роль женщины в современную эпоху и возможности дальнейшего изменения статуса женщины в условиях меняющейся картины японского общества.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть культурные и исторические предпосылки к складыванию гендерного неравенства в японском обществе;

  • проследить какие изменения претерпели традиционные ценности в процессе становления демократического государства и гражданского общества;

  • оценить перспективы развития и изменения роли женщины в Японии, и какой эффект данный процесс может оказать на развитии общества.

Работа поделена на две главы. В первой главе рассмотрены религиозно-философские основы представлений о роли женщины в традиционном японском обществе и дана ретроспектива развития феминистических идей в конце XIX в. и на протяжении ХХ в. Во второй главе исследуется положение женщины в современной Японии, для более детального анализа рассмотрены изменения, произошедшие в структуре традиционной японской семьи, а также в сфере бизнеса и политики.

Глава 1. Культурные и исторические предпосылки формирования роли женщины в японском обществе

1.1 Религиозные предпосылки: Синтоистская теология как базис гендерного неравенства

1.1.1. Концепция религиозной «нечистоты»

Одним из главных доктрин, на которых основывается гендерное неравенство в Японии, является синтоистская концепция ритуальной «нечистоты, скверны» (кэгарэ). Можно выделить два вида кэгарэ – нечистота смерти (куро фудзё) и нечистота крови (ака фудзё)1. Если первой подвергаются как мужчины, так и женщины, то второй подвержены только женщины, ввиду своих биологических особенностей, таких как деторождение и менструация. Именно нечистота крови лежит в основе запрета женщинам посещать святые места и заниматься духовной практикой (нёнин кинсэй или нёнин кэккай)2.

Источником нечистоты могут быть самые разнообразные события: смерть, природный катаклизм, преступление и даже деторождение. Если обобщать, то «нечистым» является всё то, что нарушает некий устоявшийся миропорядок, переходит границы сложившихся норм. Так природный катаклизм может рассматриваться как нарушение границ между цивилизацией и природой, а деторождение нарушает границы между жизнью и смертью. Лишь избегая нечистоты, можно добиться защиты богов и благосклонности судьбы, а следовательно и социального порядка в обществе.

И поскольку женщины, ввиду своей природы, является одним из источников скверны, то необходимо изолировать их от общества, хотя без них и невозможно его полноценное функционирование.

Таким образом, теология синтоизма стала одним из ключевых элементов в становлении патриархального общества, в котором концепция кэгарэ стала легитимным основанием для отдаления женщин от сакральной жизни, а в дальнейшем и от общественной жизни в целом.
1.1.2. Кодзики – религиозное обоснование роли женщины в обществе

С приходом в Японию континентальных идей, синтоизм постепенно оформляется как официальная государственная доктрина. Важную роль в этом процессе сыграло появление в VIII в. первого летописного и мифологического свода Кодзики. Его задачей было обоснование власти императора и превосходства правящего рода над остальными кланами, однако помимо этого он раскрывает ряд важных идей, которые повлияли на роль женщин во все дальнейшие эпохи. Именно в этом летописном своде проводятся границы между гендерными ролями мужчин и женщин, и обозначается их место в космологической, а следовательно, и в социальной иерархии.

  1. Активность-пассивность

Выделим несколько важных моментов из мифа об Идзанами и Идзанаги. Во-первых, это миф о свадьбе божеств, который является обоснованием патриархальной структуры общества:

«Тут спросил [Идзанаги] богиню Идзанами-но микото, свою младшую сестру: "Как устроено твое тело?"; и когда так спросил — "Мое тело росло-росло, а есть одно место, что так и не выросло", — ответила. Тут бог Идзанаги-но микото произнес: "Мое тело росло-росло, а есть одно место, что слишком выросло. Потому, думаю я, то место, что у меня на теле слишком выросло, вставить в то место, что у тебя на теле не выросло, и родить страну. Ну как, родим?". Когда так произнес, богиня Идзанами-но микото "Это [будет] хорошо!" — ответила»3.

Как мы видим, главным инициатором акта творения здесь выступает Идзанаги, в то время как Идзанами играет лишь пассивную роль. Таким образом, создается модель, по которой мужчина играет роль вопрошателя, в то время как женщина играет роль ответчика, и эта модель экстраполируется как на частную жизнь, так и на общественное устройство. И нарушение такого порядка может привести к печальным последствиям:

«Тут бог Идзанаги-но микото произнес: "Если так, я и ты, обойдя вокруг этого небесного столба, супружески соединимся", — так произнес. Так условившись, тут же: "Ты справа навстречу обходи, я слева навстречу обойду", — произнес, и когда, условившись, стали обходить, богиня Идзанами-но микото, первой: "Поистине, прекрасный юноша!" — сказала, а после нее бог Идзанаги-но микото: "Поистине, прекрасная девушка!" — сказал, и после того, как каждый сказал, [бог Идзанаги] своей младшей сестре возвестил: "Нехорошо женщине говорить первой", — так возвестил. И все же начали [они] брачное дело, и дитя, что родили, [было] дитя-пиявка. Это дитя посадили в тростниковую лодку и пустили плыть»4.

Лишь после того, как ритуальная перекличка проведена подобающим образом происходит полноценное творение, и появляются японские острова и первые божества. Как мы видим, в этом моменте ясно обозначаются гендерные роли, которые лежат в основе правильного функционирования общества. Мужчина представляется источником волевого начала, в то время как женщина должна лишь отражать чужую волю, подобно зеркалу. Основная мысль данного мифа в том, что любое отклонение от сложившегося порядка способно привести к разрушительным для общества последствиям и этого следует всячески избегать.


  1. Жизнь-смерть

Следующим важным моментом является миф о смерти Идзанами во время родов и путешествие Идзанаги в царство смерти Ёми, чтобы вернуть жену к жизни.

«<…> бог Идзанаги-но микото молвил-сказал: "Моя возлюбленная женушка-богиня! Страна, что я и ты создавали, еще не до конца создана. Потому должно тебе вернуться", — так сказал. Тогда богиня Идзанами-но микото сказала в ответ: "Прискорбно [мне], что раньше не пришел. Я отведала пищи с очага Страны Желтых Вод. И все же, мой возлюбленный муженек-бог, смущена я тем, что ты явился сюда. Потому посоветуюсь-ка я с богами Страны Желтых Вод о том, что намерена вернуться. Не изволь на меня смотреть", — так сказала»5.

Однако Идзанаги не слушается жену и нарушает её наказ:

«<…>Так сказав, вошла обратно в свои покои, и очень много времени прошло, так что заждался [ее бог Идзанаги]. И вот, [он] выдернул толстый зубец из священного сияющего гребня, что держал пучок волос у него над левым ухом, зажег огонь и взглянул, войдя, а [у нее в теле] несметное количество червей копошилось… <…> Тут бог Идзанаги-но микото при виде этого испугался и обратился в бегство, а богиня Идзанами-но микото, жена: "[Ты] мне стыд причинил!" — сказала и пустила в погоню [за ним] фурий Страны Желтых Вод»6.

После этого Идзанаги спасается от гнева жены и покидает царство мертвых, а Идзанами становится правительницей Ёми, таким образом, навсегда отдаляясь от мира живых и переставая принимать любое активное участие в дальнейших событиях.


  1. Природа-цивилизация

Это противостояние отражено и в предыдущем мифе, где богиня Идзанами окончательно отдалилась от активной деятельной роли творца, став лишь пассивной силой природы, в то время как Идзанаги продолжал творение мироздания, иными словами женское начало здесь ассоциируется с природой, а мужское начало ассоциируется с цивилизацией. Женская способность к творению связана только с деторождением и со временем она иссякает, в то время как мужская сила творческая сила проявляется через создание культурных артефактов и не истекает со временем7. Даже без помощи жены Идзанаги, очищаясь от скверны Ёми, дает жизнь ещё нескольким богам, среди которых была богиня солнца Аматэрацу.

Миф о затворничестве Аматэрацу отображает доминирование цивилизации над природой, патриархального над матриархальным, хотя здесь мы также видим и то, что одно без другого существовать не может. Согласно этому мифу, богиня солнца, шокированная непристойным поведением своего брата Сусаноо и смертью своих прислужниц, небесных ткачих, затворилась в пещере Амэ-но Ивая, и весь мир погрузился во тьму. Тогда собравшиеся боги решили обманом выманить Аматэрацу из своего убежища. Богу-кузнецу Амацура приказали изготовить зеркало, а богине Амэ-но Удзумэ заставили исполнить ритуальный танец. Услышав шум Аматэрацу, приоткрыв дверь выглянула наружу:

«”Я сокрыться изволила, из-за этого Равнина Высокого Неба вся погрузилась во тьму, да, я думаю, и Тростниковая Равнина-Серединная Страна тоже вся во тьме. С какой же стати Амэ-но удзумэ потешает [вас], да и все восемьсот мириад богов хохочут?”— так молвила. Тогда Амэ-но-удзумэ сказала: “Есть высокое божество, превосходит тебя — богиню. Вот [мы] и веселимся-потешаемся”8».

В этот момент два других божества поднесли изготовленное зеркало поближе, и Аматэрацу, придя в ещё большее удивление, выглянула из-за двери ещё дальше, и в этот момент бог Амэ-но Тадзикара схватил её за руки и вытянул из грота, а вход в него был заблокирован.

В этом мифе мы наблюдаем, как природное начало оказывается подчинено нуждам цивилизации. Причиной, по которой обман богов оказался успешным, стала игра на чувствах богини, а именно на чувстве ревности. Здесь же мы также видим, что женщины, будучи в подчиненном положении, признаются носителями не только разрушительной силы, как в случае с богиней Идзанами, но и ссозидательной. Более того Аматэрацу никак не гневается из-за обмана, а покорно принимает волю других богов.

Важно отметить, что сюжеты, показанные в Кодзики, не обязательно отражают достоверную картину отношения к женщине в тот период японской истории и современникам он был неизвестен. Его открытие и введение в научный оборот произошло в XVII-XVIII вв., в период Токугава (1603-1868) и было связано с деятельностью «школы национальной науки» (кокугаку)9. Эта школа занималась поисками среди древних источников следов истинной японской культуры, свободной от китайского влияния. Идеи, заложенные в сюжеты мифов данного летописного свода можно рассматривать как легитимное обоснование сложившейся в то время гендерной картины общества, а его древность являлась фактором, укрепляющим его значимость.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru