Скачать 4.38 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Факультет политологии и социологии Кафедра теории и истории политической науки ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(Название) Конспект лекций (Стандарт ПД-ОПД)
Тематика лекций по дисциплине Название
Лекция 1. Тема: «Современные трактовки предметной области политической философии « (4 час.) Вопросы:
Содержание В последние годы в России заметно возрос интерес гуманитарной общественности к проблемам политико-философского характера. С приобретением самостоятельного дисциплинарного статуса в начале 1990-х гг. политическая философия не только вошла в учебно-образовательные комплексы ведущих российских университетов, но и стала предметом специального научного интереса определенных групп исследователей и отечественных научных школ. Сегодня значительный вклад в развитие отечественной политической философии вносят следующие центры политико-философских исследований: институты философского профиля в рамках РАН, специализированные кафедры по теории политической науки и философии политики в крупных российских вузах (МГУ, МГИМО, СПбГУ, УрФУ и др.), РАПН (Российская ассоциация политических наук), Фонд «Центр политической философии», Центр политической теории в ГУ-ВШЭ,Журналы «Полис», «Политическая наука», «Полития», «Дискурс-Пи» и др. В настоящее время в России уже сложилось профессиональное исследовательское сообщество, для которого разработка проблематики политической философии, включая проблемы ее предмета, дискурса и концептов, является приоритетным направлением интеллектуальной деятельности. Вместе с тем, развитие политической философии в России связано с определенными трудностями. Среди основных – недооценка чиновниками от образования теоретического и практического значения политико-философского знания для расширения познавательного горизонта и профессиональной компетентности политологов-обществоведов. Одна из причин, почему современные выпускники высшей школы редко выбирают политико-философскую тематику для своих квалификационных работ и диссертаций, заключена в слабом знании предметной области, проблематики, дискурсных особенностей и концептосферы современной политической философии. Со многими оригинальными политико-философскими концептами российские студенты просто не знакомы, или знакомы поверхностно. В других странах развитие политической философии также сталкивается с рядом трудностями. Даже в США, где профессональная коммуникация в области политико-философских исследований выведена на уровень специализированных конгрессов, продолжает оставаться актуальной проблема обновления дискурса политической философии, расширения ее проблемного поля, взаимосвязи политико-философских концептов с живой политикой. Словом, сегодня, не смотря на заметные теоретико-методологические достижения мировой политико-философской мысли, ее продвижение в области дисциплинарной саморефлексии, политическая философия все еще пребывает в ситуации дискурсивно-предметной неопределенности, в ожидании обновления собственного дискурса. В этой связи обращение к проблемам специфики предметной области и особенностей дискурса современной политической философии продолжает оставаться актуальным и научно востребованным. Методологические подходы к предмету политической философии На наш взгляд, многообразные точки зрения на особенности предмета политической философии можно объединить в семь основных групп, представляющих семь ведущих методологических подходов. К таковым мы относим следующие:
Рассмотрим далее более подробно обозначенные методологические подходы, иллюстрируя их высказываниями и умозаключениями известных политических философов современности. 1.2.1. Позитивистский подход Для позитивистов или сциентистов идеалом научного знания выступают данные точных наук, полученные в результате эмпирических исследований. Позитивисты проводят строгое разграничение между знанием научным и знанием гуманитарным. Научное знание, считают они, носит объективный и беспристрастный характер, поскольку опирается на точные данные, гуманитарное же – субъективно, так как оперирует ценностными суждениями и потому не может претендовать на истинное знание о мире. В перспективе, считают представители данного подхода, все ценностное знание будет заменено научным, эмпирически верифицируемым. Политическая практика, по мнению позитивистов, в конечном итоге будет стремиться к полному исключению из своего теоретического арсенала ценностно-ориентированного знания. Согласно позитивистской точке зрения, ценностно-ориентированная политическая философия не отвечает идеалу научного политического знания, и поэтому время ее сочтено. Идеи политической философии могут представлять интерес разве что для историков политической мысли. Данная точка зрения на предмет политической философии получила широкое распространение в 50-60-х гг. ХХ века в американской политической науке, исповедующей бихевиоризм в качестве основного методологического принципа политических исследований, отвечающего требованиям научности. Сторонники бихевиоризма противопоставляли эмпиризм, инструменталистский утилитаризм и прагматизм собственной методологии абстрактным метафизическим политическим теориям, под которыми подразумевалась политическая философия. Джон Ганнел, исследовавший процесс методологического размежевания между сторонниками позитивизма и философского осмысления политики в американской политической науке, отмечал: «Имелась глубокая трещина между «бихевиоралистами» …, которые хотели трансформировать политические исследования в подлинную научную дисциплину», и «антибихевиоралистами» (или политическими философами), верившими, что «целью изучения политики было то, что называлось политической мудростью»1. Некоторые исследователи считали, что к концу 1950-х возникла опасность растворения политической теории между полюсами сциентизма и философского морализма2 . Следует отметить, что в американской политической науке весьма распространенным является употребление понятия «политическая теория» для обозначения работ философско-политического характера, опирающихся на ценностно-нормативный подход. В центре методологических дискуссий, таким образом, оказывался вопрос о том, должна ли политическая наука включать в себя вопросы политической теории, которая не опирается на бихевиористскую парадигму. Представители позитивистского подхода в ходе своих рассуждений приходили к выводу о том, что политическая теория переживает эпоху своего заката, утрачивает значение для получения нового знания о политике, т.е. обречена на полное исчезновение. Данная позиция нашла свое отражение в работах Альфреда Коббана3, Дэвида Истона4 Роберта Алана Даля5 и др. Вот как данное явление описал в начале 60-х гг. прошлого века Данте Джермино: «Мнение о том, что политическая теория находится на грани исчезновения, с ужасающей скоростью распространяется по цеху политической науки. Во главе профессиональных плакальщиков находится Альфред Коббан, как никто другой много сделавший для того, чтобы превратить суждение о том, что политическая теория находится в полном упадке, в практически неоспоримое клише. Эссе Коббана уже почти десятилетней давности с очевидностью захватило умы внушительной части представителей политической науки, причем некоторые из них уже прибегли к похоронным метафорам, чтобы описать нынешнее состояние политической теории»6. Сам Д. Джермино разделяет иную точку зрения: «Я считаю, что подобное суждение в корне неверно и что длительное согласие с ним лишь скрывает тот факт, что сегодня делаются значительные усилия для восстановления политической теории в качестве исследовательской традиции. То, что Коббан описывает как упадок политической теории, есть, с моей точки зрения, кризис позитивистской политической науки. Он зафиксировал неизбежный упадок политической теории, ограниченной рамками дискурса позитивистской вселенной, в которой правит дихотомия «факт – ценность»… Политическая теория сможет расцвести, подобно тому, как это было раньше, лишь через восстановление прочной онтологии и адекватной эпистемологии, - это потребует отказа от физикалистской интерпретации опыта, которая десятилетиями доминировала в политической науке. Масштабная философская трансформация такого рода уже полным ходом идет в нашей дисциплине. Имеющиеся уже сейчас результаты позволяют выдвинуть суждение о том, что наступает период, когда мы сможем стать свидетелями полноценного возрождения политической теории»7. Данте Джермино оказался прав: констатируемый им кризис позитивистского метода получил свое выражение в появлении работ крупных ученых (Ханна Арендт, Исайя Берлин и др.), возрождающих интерес гуманитарной общественности к ценностно-ориентированной политической теории, называемой политической философией. Значительный вклад в методологическое осмысление предметной области политической философии с позиции ценностного (аксиологического) подхода внес Лео Штраус8. 1.2.2 Ценностный подход В плане освещения ценностного подхода к предмету политической философии обратимся к сборнику работ Лео Штрауса, вышедшего под заголовком «Введение в политическую философию», в котором автор подвергает критике позитивизм в политической науке. Штраус утверждает, что ценностный подход в любых социальных исследованиях является неизбежным. Позитивистская установка на отказ от ценностного подхода при изучении политической жизни, по мнению Штрауса, является методологическим заблуждением. «Невозможно, — пишет он, — изучать социальные феномены, т.е. все важные социальные феномены, не вынося при этом ценностных суждений… Человек, отказывающийся различать великих политиков, посредственностей и безумных обманщиков, может быть хорошим библиографом; но он не способен сказать что-либо уместное о политике и политической истории… В общем невозможно понять мысль или действие, не прибегая к их оценке. Если мы, как это часто с нами бывает, не в состоянии адекватно оценивать, то мы не будем адекватно понимать» [25, с. 19 -20 ]. Политическая наука, считает Штраус, невозможна без ценностных суждений и установок идеологического предпочтения. Например, когда исследователи проводят различия между демократическими и авторитарными свойствами политических институтов или политиков, то включают в свою трактовку авторитарности все то, к чему они, как хорошие демократы, относятся неодобрительно, «или, когда они говорят о трех принципах легитимности – рациональной, традиционной и харизматической – само используемое ими выражение «рутинизация харизмы» выдает протестантское или либеральное предпочтение, которое не принял бы ни один консервативный еврей или католик: в свете этого понятия происхождение Галаки из библейского пророчества, с одной стороны, и происхождение католической церкви из учения Нового Завета, — с другой, неизбежно оказываются случаями «рутинизации харизмы» [25, с. 20]. Ценностный подход при анализе политики, согласно Штраусу, позволяет политической философии не только производить оценку политических реалий с позиций их соответствия тем или иным представлениям об общественном благе и идеальном общественном устройстве, но также определенным образом понимать и интерпретировать политические действия с точки зрения их правильности и справедливости. По Штраусу, научное и политико-философское познание имеют много общего. Их объединяет стремление к универсальному, достоверному и истинному знанию. И то и другое важно для политической практики, для разработки политических стратегий и моделей общественно-политической жизни. Идеи свободы и справедливости, которые разрабатывает политическая философия, не менее значимы для действующих политиков, чем эмпирические политические исследования. Политическая философия, согласно Штраусу, рассматривает глобальные вопросы, которые связаны с великими жизненными целями человечества, стремиться разработать критерии правильного политического устройства общества. Штраус следующим образом трактует предмет политической философии: «В словосочетании «политическая философия» слово «философия» обозначает способ рассмотрения: рассмотрения, одновременно обращенного к корням, и в то же время всеобъемлющего; слово «политическая» указывает одновременно на предмет и функцию: политическая философия обращается с политическими делами таким способом, который должен иметь определенное отношение к политической жизни; таким образом, предмет политической философии должен совпадать с целью, с конечной целью политического действия. Темой политической философии являются великие цели человечества – свобода и правление или империя; это цели, способные возвысить всех людей над их ничтожными Я» [25, с. 9 - 10]. Для Штрауса очевидно, что политическая философия есть ветвь философии. А поскольку главной целью философии, по его мнению, является поиск универсального знания о целом (Боге, мире, природе вещей, человеке), то и предметом политической философии является поиск универсального знания о политике. Данный поиск не является ценностно-нейтральным. Он всегда включает оценочный подход, связанный с такими понятиями как правильность и справедливость. Политическая философия стремится к знанию о критериях правильности и справедливости. «Политическая философия, — отмечает Штраус, — это, с одной стороны, попытка выяснить истинную природу политических вещей, а, с другой, — узнать, что собой представляет правильный или хороший политический порядок» [25, с. 11 ] . Штраус различает политическую философию и политическую мысль в плане их содержания и интенций. Не всякая политическая мысль носит политико-философский характер. Под политической мыслью подразумеваются любые идеи, мнения и суждения, относящиеся к политике. Политическая мысль далеко не всегда озабочена своей достоверностью и стремлением к получению ценного знания. К политической мысли можно отнести разнообразные вымыслы и политические иллюзии, не обременяющие себя аргументами и доказательствами. Напротив, политическая философия представляет собой постоянное интеллектуальное усилие, направленное на получение истинного знания. Различаются также традиционные формы репрезентации политической мысли и политической философии. «Политическая мысль, не являющаяся политической философией, находит свое адекватное выражение в законах и кодексах, поэмах и историях, брошюрах и публичных речах…; надлежащей формой представления политической философии выступает трактат» [25, с. 12 ] . Штраус проводит различие между предметом политической философии и предметами таких дисциплин, как политическая теология, социальная философия и политическая наука. От политической теологии политическую философию отличает ее исключительно светский характер, апелляция не к божественному откровению, а к человеческому разуму. Отличие же от социальной философии состоит в том, что для политической философии все страны и народы выступают политическими сообществами, тогда, как социальная философия считает политическое сообщество всего лишь частью того, что обозначается понятием «общество». Следует отметить, что Штраус, хотя и подвергает критике позитивистский взгляд, принижающий роль политической философии в понимании мира политики, он в то же время разделяет представления позитивистов о принципиальном отличии научного и философско-политического знания. В духе позитивизма Штраус считает необходимым отделять научное политическое знание, к обладанию которым, по его мнению, стремится исключительно политическая наука, от политико-философского знания. «Научное политическое знание, — утверждает Штраус, — на самом деле несовместимо с политической философией» [25, с. 13] Политическая наука, по его мнению, исключает философский подход, а политическая философия – научный. Несмотря на собственную приверженность философско-политическому образу мышления (Штраус предпочитал себя называть политическим философом), взгляды Штрауса на будущее политической философии были столь же пессимистичны, что и у представителей сциентистского подхода. Свои мысли относительно ожидаемой печальной участи политической философии в условиях господства позитивистских взглядов Штраус подкреплял рассуждениями о происходящем процессе распада ее предметной области. Значительная часть того, что раньше называлось политической философией, рассуждал Штраус, эмансипировалась, вошла в предметные области экономики, социологии и социальной психологии. То же, что осталось, растащили на части философы истории и богословы. Вот его печальный вывод: «Едва ли будет преувеличением сказать, что сегодня политическая философия существует только как предмет похорон, то есть для исторического исследования, или же как тема слабых и неубедительных торжественных заявлений» [25, с. 16]. Пессимистический настрой относительно перспектив развития политической философии можно обнаружить также в ряде работ сторонников деонтологического подхода к предмету политической философии. |
Конспект лекций по курсу «Делопроизводство» составлен на основе базовой программы «Делопроизводство и документационное обеспечение... | Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с | ||
Автоматизированные системы бухгалтерского и управленческого учета. Часть 1: Конспект лекций / Владим гос ун-т; Сост.: Д. Н. Васильев... | Таможенное право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» / сост канд... | ||
Конспект лекций предназначен для использования в учебном процессе студентами, обучающимися по специальностям 080102 «Мировая экономика»,... | Внешнеэкономическая деятельность предприятий: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 080100. 62(Г)... | ||
Сетевая экономика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика» / сост к э н.,... | Право социальной защиты: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальностям 030503. 51 «Правоведение», 080108. 51 «Банковское... | ||
Страхование: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» / сост канд экон... | Контроль и ревизия: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» / сост... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |