СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Конспект лекций по дисциплине
для направления 080100.68 «Экономика»
магистерские программы
«Учет, анализ и аудит», «Финансы», «Экономика фирмы»
Мурманск
2012
Сетевая экономика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» / сост. к.э.н., доц. кафедры общественных и естественных наук О.Б.Кузнецова. – Мурманск: МАЭУ, 2012. – 204с.
Ó Мурманская академия
экономики и управления, 2012
Ó Кузнецова О.Б., 2012
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Основные понятия и категории сетевой экономики 10
1.1 Принципы функционирования и развития сетевой экономики 10
1.2 Характеристика продукции сетевой экономики 18
Продукты 20
Услуги 20
Вычислительная техника 20
Офисное оборудование 20
Сопровождение ПО 20
Обучение, консультации 20
Услуги связи 20
Программное обеспечение 20
Услуги по обработке данных 20
Информационный продукт 20
Другие продукты 20
Другие услуги 20
1.3 Характеристика информации как продукта и предмета труда 23
Права 28
1.4 Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов 32
Глава 2 Межсоединения 42
2.1 Приоритетные и новые виды информационных технологий 42
2.2 Организация межсоединений в сети ИНТЕРНЕТ 44
2.3 Методика расчёта стоимости межсоединений 51
2.4 Характеристика различных видов соединений в сетях 57
Глава 3 Формирование цен на информационном рынке 73
3.1 Цены на информационном рынке и их разновидности 73
3.2 Ценообразование на информационном рынке 79
Глава 4 Провайдерские фирмы в сетевой экономике 91
4.1 Понятие провайдерской фирмы. Классификация провайдерских фирм. 91
4.2 Экономика, организация и управление в провайдерских фирмах 99
4.3 Основные этапы разработки бизнес-плана создания Интернет-провайдера 113
4.4 Эффективность сетевой экономики 133
Глава 5 Виртуальные предприятия 140
5.1 Основные понятия и определения 140
5.2 Функционирование виртуальных предприятий 145
5.3 Вопросы проектирования виртуальных предприятий 158
5.4 Компоненты информационной инфраструктуры виртуального предприятия 163
Глава 6 Сетевой банкинг 172
6.1 Понятие сетевого банкинга 172
6.2 Развитие систем сетевого банкинга в Российской Федерации 177
Глава 7 Маркетинг и реклама в Интернете 182
7.1 Интернет как инструмент маркетинга 182
7.2 Характер рекламной компании фирмы в Интернете 187
7.3 Разновидности рекламы в Интернете 191
Глава 8 Сетевые межличностные коммуникации в сети Интернет 199
8.1 Способы и инструменты общения в сети. 199
8.2 Особенности виртуального общения 203
8.3 Резюме в сети Интернет 204
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 208
ВВЕДЕНИЕ
По степени воздействия на мировую экономику Интернет может сравниться лишь с революцией в области промышленности, транспорта, оборудования и т.п. Повсеместное распространение персональных компьютеров и средств сетевого подключения воплощает в жизнь концепцию «массовой персонализации» информационных потоков.
Фирмы, которые возьмут на вооружение информационные технологии получат неоспоримые преимущества в плане оперативности и эффективности удовлетворения запросов потребителей. Они должны будут решить ряд организационных, технических, социологических и культурологических вопросов, связанных с экономическим прогрессом в этом новом виртуальном мире с его взрывоподобным ростом и постоянными изменениями. Нужно будет создавать соответствующую правовую инфраструктуру, которая должна обеспечивать стабильность в сетевой экономике и, в то же время, не ограничивать конкуренцию.
Характер мировой экономики, следуя научно-техническому прогрессу, изменялся многократно, но эти перемены происходили на протяжении десятилетий. Темп изменений в сетевой экономике порождает существенные проблемы в самых разных областях человеческой деятельности. Создание сетевого экономического пространства неизбежно приведёт к:
глобализации производственно-коммерческой деятельности в Интернет;
перестройке традиционных связей с партнёрами по бизнесу с применением сетевых технологий, что предполагает открытый доступ к коммерческим механизмам предприятия и формированию гибких связей с партнёрами;
определению круга потенциальных потребителей, установлению с ними прямых взаимоотношений на личной основе;
использованию и поддержке банков знаний путём создания интегрированных корпоративных баз данных и оснащения сотрудников средствами доступа к ним;
разработке новых бизнес-моделей и оценке их воздействия на бизнес;
поиску новых возможностей для бизнеса и их реализация при работе, как с потребителями, так и с партнёрами по бизнесу.
Работа на развитом рынке характеризуется стабильной, как правило, небольшой нормой прибыли и, соответственно, малым финансовым риском. Развивающиеся рынки, напротив, привлекательны высокими нормами прибыли, но с более высокими рисками.
Таковым, бурно развивающимся рынком, является рынок, связанный с сетевым экономическим пространством. Существует множество проблем, как правило, внутреннего характера, которые сдерживают его развитие как отрасли в целом. Статистический и экономический анализ различных форм бизнеса в Интернете позволяет выявить перспективные направления инвестиций в сетевую экономику, характеризующиеся высокой скоростью возврата капитала.
Важным фактором влияния глобальных сетей на социально-экономическую активность являются качественные изменений условий обмена информацией между людьми и возможностей их информационных взаимодействий в виртуальной среде. Наблюдения за социально-экономическими приложениями современных информационно-коммуникационных технологий показывают что:
«работа» становится «телеработой», которую можно выполнять в режиме «телеприсутствия»;
обычная торговля превращается в «электронную коммерцию», деньги как средство платежа – в «цифровую наличность», а традиционный бизнес – в «электронный бизнес»;
поддержание контактов основано на использовании электронной почты, ICQ и др., а обсуждения принимают вид телеконференций, веб-форумов, чатов и т.п.;
«работа в коллективе» основывается на «компьютерных средствах коллективной работы» (CSCW), дух коллективизма, комфортность и эффективность совместной работы уже зависит от GroupWare – особого класса программного обеспечения.
Эти средства применяются уже достаточно широко, но пока слабо разработана общая картина изменений в социально-экономической деятельности человека, которые имеют место в виртуальной среде.
При налаживании прямых и оперативных контактов предприятий, поставщиков и заказчиков через Интернет эти связи могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Примерами реализации этих возможностей являются такие известные компании как Cisco System, General Electric, Dell, Ford, Visa и др.
В правилах поведения в сетевой экономике написано, что выживают предприятия, которые стоят на грани виртуальной (электронной) и реальной сфер бизнеса. В сетевой экономике термин «сетевой» не означает автономного существования в сети Интернет. Напротив, ни один проект, продвигаемый, рекламируемый только виртуально, не имел успеха. Но так же неэффективно искать пути повышения доходности бизнеса вне возможностей сети.
В процессе формирования сетевой экономики традиционные предприятия (организации) могут превращаться в сетевые структуры. Этот процесс захватывает всю иерархическую вертикаль в экономике и затрагивает как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения и др. Сетевая организация управляется группой лиц на коллективной и равноправной основе.
На практике, процесс сетевой модернизации существующих организаций, как правило, означает активное использование информационных технологий, и определённое уменьшение доли традиционных форм управления за счёт повышения доли коллективных форм.
Применение Интернет-технологий во внутреннем информационном пространстве организаций, получившее самостоятельное название «Интранет», позволяет им повысить эффективность своего функционирования. Сейчас появляются возможности для создания новых форм организаций, функционирование которых было бы не эффективным или невозможным в традиционной экономической среде.
При создании новых сетевых форм организации, а также при модернизации существующих, разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные потенциальные преимущества:
экономия на перемещениях участников совместной деятельности, что позволяет им существенно уменьшить затраты на командировки и создавать гибкие фирмы и виртуальные рабочие коллективы из исполнителей, которые не привязаны к определённому офису и могут поддерживать необходимый контакт друг с другом и заказчиками вне зависимости от своего географического положения;
создание внутрифирменного пространства, основанного на сетевых технологий, в котором доступ сотрудников к внешним ресурсам практически, не ограничивается;
коллективное формирование информационных ресурсов, связанное с простотой и оперативностью обмена сообщениями для групп и коллективов практически любого размера. При этом повышается степень участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации. Важнейшие сведения становятся доступными всем заинтересованным лицам практически мгновенно или с минимальными задержками;
использование внутрифирменной координации, которая позволяет улучшить качество принимаемых решений и осуществлять координацию деятельности участников в процессе реализации принятых решений. Повышение эффективности координации работ может положительно сказываться на структуре и величине внутрифирменных затрат, так как может оказаться выгоднее передавать на исполнение работы временным сотрудникам или внешним компаниям, чем использовать для этого штатных сотрудников фирмы;
создание сетевых структур в различных сферах (отраслях) экономики связано с торговлей, финансами, обучением и др.
Сетевая экономика в России уже начала формироваться. Компании, которые понимают, что в ближайшем будущем сетевые технологии будут определять их конкурентоспособность, начинают внедрять их уже сейчас.
|