КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ Конспект лекций по дисциплине для специальности 080101.65 «Экономическая безопасность»
Мурманск
2013
Контроль и ревизия: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» / сост. ст. преподаватель кафедры экономики и финансов Н.М.Малышева. – Мурманск: МАЭУ, 2013. – 78 с.
Мурманская академия
экономики и управления, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ 5
1.1 Сущность и значение контроля в управлении 5
1.2 Принципы и функции контроля 6
1.3 Характеристика видов и форм финансового контроля 7
1.4 Нормативно-правовое регулирование контроля на современном этапе 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ 15
2.1 Понятие эффективного финансового контроля 15
2.2 Система методов финансового контроля на предприятии 17
2.3 Ревизия как основной метод финансового контроля на предприятии 33
2.4 Ограничения при проведении мероприятий по контролю 39
2.5 Этапы внутреннего контроля 41
2.6 Техника ревизионного исследования документов 42
2.7 Порядок оформления результатов мероприятий по контролю 49
3 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 50
3.1 Контроль и ревизия наличных денег в кассе предприятия 50
3.2 Контроль и ревизия безналичных денежных средств на счетах в банке 54
4 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 58
И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 58
5 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ 61
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 61
И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 61
6 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 64
7 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ 66
С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 66
8 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ 68
ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 68
9 КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВЫХ 71
И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ 71
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ 1.1 Сущность и значение контроля в управлении
Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
В стране действуют более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.
Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности.
Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, – подготовку рекомендаций для принятия решения.
Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.
В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получении достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.
Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:
1) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
2) контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.
Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке имеет ревизия – как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требуют со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики.
Эти функции контроля и ревизий в стране выявляют фирмы, укрывающиеся от налоговых платежей; нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, финансировать в должной мере здравоохранение, образование, правоохранительные органы.
Государство контролирует предприятия всех форм собственности с помощью эффективных форм финансового контроля.
Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.
|