Скачать 0.8 Mb.
|
Содержание
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Седьмой год жизни является важным периодом для познавательного и личностного развития детей. При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. В этой связи особую значимость приобретает проблема формирования речи у дошкольников, так как у рассматриваемой категории отмечаются трудности общения, что нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности как субъекта деятельности. Следовательно, требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (далее – ФГОС) ставит перед педагогами задачу интегрирования воспитательно - образовательного и коррекционно- образовательного процессов в детском саду. Организация образовательного процесса в ДО в соответствии с требованиями ФГОС предполагает создание рабочей программы по коррекции речевого недоразвития у детей с ОНР. Настоящая рабочая программа является компонентом части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы " и разработана на основе программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, положения которой не противоречит задачам и принципам Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Создание рабочей программы обусловлено необходимостью обновления стратегии и тактики организации дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО. При составлении рабочей Программы учтены основные принципы дошкольного образования - полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; - индивидуализации дошкольного образования; - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёта этнокультурной ситуации развития детей; и дошкольной коррекционной педагогики в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения: принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи. Рабочая программа разработана с целью организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи (ОНР III уровень, ФФНР) 6-7 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с нарушением речи в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС ДО. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель программы: Создание системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, с целью коррекции недостатков в речевом развитии детей и оказание им помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ДО). Задачи по реализации цели программы:
Специфика модели интеграции образовательной области «Речевое развитие» состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач по коррекции речевых нарушений осуществляется во всех областях. Коммуникация как главное средство и условие реализации программы наиболее ёмко соответствует основным принципам и моделям организации образовательного процесса, где особо выделяют самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность детей и взрослого. Ядром и центральным понятием данной области является ключевое значение слова «Коммуникация» - (от англ. communicate — сообщать, передавать), которое предполагает: - осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества; - передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения; - обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата. Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др.), включая самостоятельную деятельность детей. Программа составлена с учётом требований ФГОС ДО дошкольного образования, вида образовательного учреждения, образовательных запросов и потребностей родителей (законных представителей) воспитанников. Основной формой обучения детей данной категории является специально организованная образовательная деятельность по коррекции речевого нарушения (логопедические занятия), на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание учитель-логопед выявляет и структуру дефекта и потенциальные речевые возможности ребенкка. Данная коррекционно-развивающая работа с дошкольниками представляет собой четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда и педагогических работников учреждения - воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, педагогов-психологов и др.. Режим дня и расписание образовательной деятельности учителя-логопеда строиться с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учётом коррекционно-развивающих задач.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. |
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга | Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка | ||
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош | Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический... | ||
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,... | Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная... | ||
Паспорт программы | Целевой раздел | ||
Общие положения |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |