Скачать 1.77 Mb.
|
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИПКРО Психологические методы работы с образом. Составители: Пилявина О.М., Безруких А.В. г. Иркутск, ИПКРО, 1999 г. -120 с. В сборнике приводится описание современных высокоэффективных методов психотерапии, использующих работу с направляемым воображением и методами активизации образов бессознательного. Отражая разные теоретические взгляды, эти интересные техники гармонично дополняют друг друга и расширяют диапазон практикующего психолога. Книга адресована психологам, психотерапевтам, психоаналитикам. Кроме того, сборник может быть рекомендован в качестве учебного пособия студентам, изучающим курс психотерапии. Научный редактор: Соболева Е.А., к.м.н., доцент, зав. кафедрой общей и специальной психологии ИПКРО © Составители: О.М. Пилявина, А.В. Безруких ВСТУПЛЕНИЕ Столь разные по своему содержанию разработки современных психотерапевтов, последователей Юнга, объединяют учения предков. Юнг стремился создать открытую психологию, лишенную жестких рамок какой-либо определенной теории, свободно развивающуюся, впитывающую все новое и прогрессивное, идущую в ногу с самой реальностью души. Все больше знаменитых психологов и психотерапевтов обращаются к философии и практике древней тибетской йоги, дзен-буддизма, Дао, шаманизма, открывая в них поразительный целебный потенциал. Духовные источники, которыми пользовались с незапамятных времен тибетские монахи, йоги, изобилуют практикой работы с образами, раскрывая все величие, мощь и тайну Вселенной. Так, многие народы от примитивных до цивилизованных, использовали в качестве терапевтического средства космогонический миф. При символическом «возврате к прошлому» пациент оказывался современником сотворения, он снова жил в изобильном бытии. Изношенный организм не восстанавливался, а делался заново, пациенту необходимо было родиться снова, он возвращал всю энергию и силу, которую человек обретает в момент своего рождения. Такой возврат был возможен благодаря памяти самого пациента. Функция памяти переносит пациента к событиям свершения, к «началу», как способ магического исцеления. Здесь возможно вспомнить методику духовного исцеления фундаментальных техник йоги, практикующих как среди буддистов, так и среди индуистов. Согласно Будде, как и всей индуистской мысли в целом, человеческая жизнь обречена на страдания самим фактом протекания во времени. Вечный возврат к существованию, а значит и к страданиям - это закон Кармы. Освободиться от закона Кармы - эквивалентно духовному исцелению. Философии, методики воздержания и медитации, мистические системы Индии - все направлены к одной пели: исцелить человека от боли существования во времени. Одним из способов такого исцеления является техника «возврата в прошлое». Эта техника в Индии является универсальной. Цель ее - обратное восхождение по потоку времени, которое приводит человека к отправной точке, отражающей космогонию. Повторно пережить свои прошлые жизни - это означает «сжечь» свои «грехи», т.е. все поступки, совершенные в состоянии неведения и перенесенные по закону Кармы из одной жизни в другую. Воспоминание прежних жизней можно найти в биографических откровениях Платона, Пифагора, в шаманизме. Значение «возврата в прошлое» прочно вошло в современную терапию. Особенно в психоанализе, где использование памяти и воспоминаний о «изначальных событиях» стало основой метода лечения. Здесь изначальное означает раннее детство человека, истинное индивидуальное начало. Следовательно, психоанализ вводит терапию в историческое и индивидуальное время. Здесь человек страдает от последствий шока, перенесенного в его начале (детстве) травмы, которая была забыта или никогда не была осознана, и лечение заключается именно в «возврате к прошлому», восстановлению в памяти прошлого, чтобы снова разыграть кризис, снопа пережить психологический шок и вернуть его обратно в сознание. Архаическим языком лечение заключается в том, чтобы начать жить сначала; т.е. повторить рождение, сделать себя современником «начала», - и. это есть ничто иное, как имитирование величайшего начала космогонии. Одно из великих открытий Фрейда заключается в том, что у человека существует «изначальный период», в котором вес решается -раннее детство - и ход этого периода типичен для всей остальной жизни. Говоря архаическим способом мышления, можно предположить, что одно время был «рай» (для психоаналитика этот период пренатальный, или время до отнятия от груди), заканчивающийся «разрывом» или «катастрофой» (детской травмой). Мистические переживания, возникающие при использовании активного воображения, можно обнаружить по всему миру. Оно может возникнуть через различные формы путешествия: возвращение в райское состояние, восхождение, экстатическое воссоединение неба и земли и т.д. Фактически восхождение по лестнице или на гору во сне или в воображении означает, на глубочайшем психологическом уровне, переживание «духовного возрождения» (разрешение кризиса, психическая реинтеграция). Даже при первом взгляде становится очевидным применение древних техник с использованием активного воображения в современной психотерапии. Такие мотивы как «восхождение», «возвращение к началу», «спуск, погружение», «принятие самого себя» нашли свое применение в методах Р. Дезолье (направленное фантазирование), X. Лейнера (символдрама), Р. Ассаджаоли (психосинтез). Данный список можно продлевать сколь угодно долго. Как видим, для древних знаний нет ограничений в пространстве и времени. То, что в прошлые эпохи считалось тайным, закрытым, мистическим, ныне обращено служению высокоэффективной психотерапии, использующей активизацию образов бессознательного. В этом немалая заслуга принадлежит основателю аналитической психологии К.Г. Юнгу и его последователям. А нам остается с благодарностью принять столь бесценный дар Вечности, чтобы бережно вернуть его обратно. Майкл Харнер пишет: «Шаманизм уходит далеко за рамки создания ординарной реальности, он переступает нас ради расширения возможности помочь людям. Озарение шаманизма - это возможность освещать то, что другие воспринимают как темноту, уметь провидеть, совершать свои «путешествия» ради человечества, которое близко подопью к опасной черте, за которой оно может утратить свою духовную связь со всеми своими родственниками: растениями и животными нашей доброй планеты Земля». 1. МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ Р. ДЕЗОЛЬЕ Роберт Дезолье - французский психотерапевт, занимающийся исследованием воображения. Он написал ряд книг: «Исследование аффективного бессознательного методом направленного фантазирования», «Фантазии в психотерапии», «Психоанализ и направленное фантазирование», «Теория и практика метода направленного фантазирования» и др. Метод Дезолье лег в основу современных высокоэффективных методов психотерапии как гипноанализ, символдрама, психосинтез. Предлагаем вам в сокращенном варианте серию лекций, прочитанных Р. Дезолье в Сорбонне в январе 1965 г. для членов студенческого психологического клуба. Суть метода (техники) заключена в следующем: субъект занимается фантазированием, лежа па кушетке насколько возможно комфортно в состоянии мускульной релаксации. Для начального этапа управления воображением пациенту дается стартовый образ, например меч или берег моря, где есть глубокая вода. Пациента просят описать этот образ как можно тщательнее. В процессе рассказа - описания пациенту задаются вопросы для прояснения деталей: где этот объект и он сам находятся? Далее он описывает воображаемое место, в которое мы просим его переместиться. В течение первой сессий необходимо время от времени напоминать ему, что во сне все возможно. Воображаемое движение, пациента в пространстве направляется психологом. Это движение происходит, в первую очередь, в вертикальном измерении как подъем или спуск. Восхождение часто трудно исполнимо в начале. На последующих сессиях оно приносит образы, которые становятся все более светлыми, с выражением покоя, безмятежности и радости. А образ спуска вызывает усиливающиеся мрачные чувства, которые могут быть неприятными и даже вызывать стрессы. Кроме стартовых образов внушения подъема или спуска, даются и другие типы внушения. Их нужно выбирать так, чтобы предложенные действия были нормальными частями повседневного опыта пациента, воспринимались им без конфликта с его обычным опытом. При управлении грезами пациента вскрывается полный диапазон его эмоциональных реакции, вызывая чувства, которые редко выражались. Психологу нужно говорить с пациентом на символическом, универсальном языке сновидений. Часто пациент отвечает на языке образов, а иногда проговаривает телесные ощущения. Существует огромное преимущество этого символического типа выражения: это дает пациенту большую свободу, т.к. описывая свое воображение па обычном языке, он не осознает его значения. Следовательно, он не чувствует необходимости контролировать свои чувства, переживаемые в направленном фантазировании. Дезолье использовал шесть стартовых тем для применения их в терапевтических сессиях. Эти темы относят к универсальному языку символизма снов. Хотя субъект знает этот язык и говорит на нем, он не осознает его семантики, значений вопросов и своих реплик. По Дезолье, чтобы понять пациента и помочь ему понять себя, терапевт и пациент должны вместе перевести символы с этого «секретного» языка на слова повседневности. Поэтому Дезолье просил своих пациентов писать полный отчет о каждом направленном фантазировании и приносить его на следующую сессию, для полного анализа содержания. Если взять в качестве примера тему меча, и предложить его мужчине, спросив, что он представляет, на символическом языке это эквивалентно вопросу: «Что вы думаете о себе, как о мужчине в широком смысле слова?» Интерпретация ответа осуществляется в тесном сотрудничестве с пациентом и должна основываться па: 1) тщательном анамнезе прошлого субъекта; 2) идеях, которые пациент спонтанно ассоциирует с содержимым направленного фантазирования; 3) любых других идеях, которые возникают в течение терапевтической сессии. Интерпретация правильна, если пациент чувствует, что она верна и полностью с ней соглашается. Как только первым образ задан, следует попросить субъекта описать воображаемое окружение в деталях. Попросить его пронести этот меч (того вазу) но не обращать внимания на его длину. Подчеркивая, что во сне все возможно, попросить его представить себя у подножия горы, описать воображаемый ландшафт и начать восхождение на нее. Здесь могу подстерегать трудности. Хотя идея подъема очень проста, тем не менее, одни пациенты воображают, что поднимаются быстро, другие это делают со значительными усилиями, путь им может видеться блокированным непреодолимыми преградами, такими как нависающие утесы, которые мешают любому продвижению. В последнем случае психотерапевт должен постоянно поддерживать усилия пациента, и ни при каких обстоятельствах не давать ему почувствовать себя брошенным VI незащищенным. Продолжительность сеанса длится не дольше одного часа и заканчивается на утверждающей ноте. Следовательно, в каждом конкретном случае мы должны почувствовать удовлетворение, если успешно довели субъекта до вершины, где он получил отдых, наслаждался видом и позволял себе чувствовать глубокое удовлетворение. Работая с менее подавленными пациентами, можно усилить этот первый опыт. Предложить ему вообразить дорожку облаков, поднимающуюся в пространство от его местонахождения на вершине горы. Продолжая подъем, важно постоянно удерживать внимание на чувствах пациента и преодолевать его желание сдерживать подъем. Есть некоторые приемы внушения, помогающие к этой задаче. Мы можем сказать пациенту: ^Представьте, что кто-то идет впереди и ведет вас за руку». Этот образ может вызвать образ любимого человека, просто помогающей руки или ангела. Мы продолжаем поддерживать постоянные усилия, пока субъект не достигнет естественного места отдыха. Далее просим его взять меч (вазу, в случае женщины) и посмотреть, как он изменился. Если изменения произошли, они являются показателем улучшения и связаны с полезным развитием пациента. Можно расширить этот опыт, предлагая пациенту представить луч света, бьющий по мечу (или вазе) и посмотреть, что произойдет. Если это ваза, то терапевт может пойти еще дальше, предложив пациентке поднять ее к небесам, как подношение, или посмотреть, чем она наполнена. Любые изменения в образе важны. Интенсивные эмоциональные реакции важны для достижения определенного состояния сознания и важны для исцеления. Но легкость появления этих реакций имеет и опасные аспекты. Поэтому важно в течение первых направленных грез избегать всего, что может вызвать беспокойство. Тревожных чувств не следует избегать во втором направленном фантазировании. Необходимо перед началом сессии предупредить пациента, что собираетесь предложить ему спуск вниз, что, возможно, вызовет появление неприятных и даже пугающих образов. Попросите пациента держаться храбро, так как это единственный путь к открытию причины и характера его тревог. Затем его можно обучить, как их побеждать и постепенно избавляться от них. Предложите пациенту успокоиться, и это направленное фантазирование закончится приятной сценой, которая оставит его в комфортном состоянии. Затем предложите ему представить скалистый берег моря, где большая глубина. После того как он опишет эту сцену, предложите ему войти в воду, погружаясь настолько глубоко, насколько он может. Как только он это сделает, побудите его описывать все, что он видит. Обычно чувство страха возникает довольно быстро, если внушить пациенту о возможном появлении чего-то угрожающего, то перед глазами может всплыть чудовище, часто это осьминог. Важно побудить пациента покорить зверя или приручить его силой волшебной палочки (это внушение приемлемо для большинства людей). Затем можно предложить пациенту взять монстра и отправиться в его логово, например, в грот. Если он находит там что-то специфическое, попросить взять это с собой. Далее пациент должен представить свое возвращение на берег вместе с монстром. Можно предложить, чтобы он снова коснулся монстра волшебной палочкой. Ему говорится, что цель этого действия - вызвать превращения в осьминоге, чтобы открыть его подлинное лицо. Часто происходит превращение, и монстр становится человеком, сыгравшим важную роль в эмоциональной жизни пациента. Греза затем вступает в заключительную стадию, субъект поднимается на гору, обозревает море в компании человека, в которого превратился осьминог. Это восхождение можно продолжить в пространство. Это второе направленное фантазирование соответствует вопросу: «Что идет из глубин твоей личности? Какие болезненные чувства способны огорчать тебя?» Третье направленное фантазирование включает поиск волшебника или ведьмы в пещере. Как следует интерпретировать эти образы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны использовать вес, чему Фрейд и его последователи Юнг и Адлер уже научили пас, как наши чувства находят выражение. В начале каждой терапевтической сессии пациента помещают в специфическую ситуацию. В первой пациент сталкивается с собой, на второй - он выходит на границы с другими - мужчиной и женщиной. Для мужчин эти образы обычно начинаются с самого пугающего (дьявол), меняются на менее злобное (колдун), затем на нормальное («средний» коллега), после чего серия становится более приятной, по мере того как нациста ведут через переживания, включающие, например, героя, ангела и, в конце концов, Бога. Для женщин самой неприятный образ дьяволицы или дьявольской ведьмы. Терапевт может вести к менее пугающим персонажам, а затем к обычной женщине. Лечение прогрессирует по мере того, как эти образы, как и для мужчин, становятся гораздо более положительными (фея, например) могут дойти до образа Святой Девы. Эти образы возникают спонтанно в направленном воображении. Эти образы можно использовать для исследования привычных реакции пациента на других людей, таким способом мы выявляем невротические паттерны и их происхождение. Далее не адаптивные реакции могут быть изменены сначала в воображении, а затем, в реальности. Эти серии образов можно отнести к «архетипической цепи» Тема пятого фантазирования - это встречу со сказочным драконом, которого можно увидеть в глубине пещеры. Тема может иметь значение: это может быть дракон из легенды и символ мужественности. В первом случае уточняются интерпретации из легенды; поощряются усилия пациента в этом направлении. По Юнгу значение дракона — это мать, отвергающая своего сына. Но можно предложить несколько иную интерпретацию - дракон выражает запреты, предъявляемые субъекту социальным окружением, Прежде всего, это ограничения семейного происхождения. Кроме того, эти запреты связаны с социальным классом и профессиональными обязанностями, государством. Если в направленном фантазировании появляются сокровища, то они представляют различные умственные и духовные потенциалы, развитию которых мешали различные социальные запреты. Пленник дракона также символичен: для мужчин это образ девочки, которую нужно спасти, он воплощает часть собственной чувственности, которая позволяет переживать эмпатию к женщинам, и жить в гармонии с ними. Если эта способность не развита, то контакт с противоположным полом может быть затруднен. Темой шестого фантазирования представлена история о Спящей Красавице, которую используют по-разному для мужчин и женщин. Для мужчин следует вспомнить случай отношений со своей матерью, каким бы приятным или неприятным он не был. Затем предложить пациенту попросить мать сопровождать его в походе в лес в замок Спящей Красавицы. Когда они найдут замок, пусть войдут в него, и мужчина оставит свою мать в гостиной. Далее он находит спальню Спящей Красавицы и пробуждает ее. Если все идет хорошо, то пациент чувствует, что в стремлении превзойти принца из сказки, он достигает большей взрослой зрелости. Затем попросить пациента предложить свой меч Спящей Красавице в знак уважения, выйти из замка и совершить восхождение вместе. Потом они возвращаются назад в замок, и он представляет ее своей матери. Спящая Красавина приглашает свою будущую свекровь в дом и провожает ее во флигель, специально отведенный для нее. В этом символическом действии мать позволяет сыну жениться. Этот сюжет часто вызывает чрезвычайно драматические сцены. Для женщины история о Спящей Красавице представляет собой пробуждение ее сексуальной зрелости. Следует предложить ей представить себя Спящей Красавицей, еще лежащей в постели. Она слышит, что кто-то приближается. Пациентку просят посмотреть, кто вошел и описать, что происходит. Сценарий продолжается восхождением с принцем на гору, а заканчивается, когда Спящая Красавица представляет своего избранника своему отцу - королю. Последняя тема используется для направления усилий пациента на разрешение эдипова конфликта, так как, по классическому открытию Фрейда, человек, даже в возрасте, может быть еще эмоционально привязан к родителю противоположного пола. Эти шесть тем направленного фантазирования могут занять более шести сессий, потому что пациенты обычно не могут достичь желаемого результата с первой попытки. Следовательно, нужно возвращаться назад к одной и той же теме четыре или пять раз, пока образы, провоцирующие тревогу, полностью не потеряют свой аффективный заряд. После их преодоления можно рассмотреть ситуацию в свете анамнеза. Здесь важно сталкивать с каждым типом жизненной ситуации и, таким образом, завершить исследование его типичных реакций на эти ситуации. Эти шесть направленных фантазирований составляют первую фазу лечения. Вторая фаза состоит в показе пациенту новых неразвитых возможностей реагирования. В начале он должен их осознать, далее ему нужно помочь их преобразовать и превратить в новые привычки. Эти проблемы также прорабатываются целиком на воображаемом уровне. Третья фаза заключается в тренировке пациента по переходу его из воображения в реальность. |
В качестве иллюстраций приводятся описания случаев из клинической практики. Книга адресована как специалистам, придерживающимся когнитивно-поведенческой... | |||
В ней описаны фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социального поведения, а также разнообразные эксперименты... | Книга-игра, книга-головоломка, книга-лабиринт, книга-прогулка, которая может оказаться незабываемым путешествием вокруг света и глубоким... | ||
Ействие специалистов, воспитателей и родителей, осуществляющих диагностическую, коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную... | Ействие специалистов, воспитателей и родителей, осуществляющих диагностическую, коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную... | ||
В хронологической последовательности представлен процесс типологического развития средств массовой информации в связи с национальными... | В написании этой книги принимали участие дети Индиго! Многие считают их представителями нового сознания на Земле Можем ли мы в действительности... | ||
Книга написана с позиции язычества — исконной многотысячелетней религии русских и арийских народов. Дана реальная картина мировой... | Помпонацци, Парацельса, Макиавелли, выделяется главная книга – «анти-Библия»: «…У либертенов всегда в руках книга Рабле, наставление... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |