Скачать 3.6 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 59» СИСТЕМА МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей СЕВЕРСК 2008 Пособие представляет собой издание, в котором описано взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей, осуществляющих диагностическую, коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную деятельность с детьми. Книга адресована педагогическим, медицинским работникам, специалистам, родителям и всем тем, кто занимается проблемами воспитания и развития детей. Авторский коллектив: Максименко Т. А. – заведующая МДОУ «ЦРР – детский сад № 59» Михеенко И. А. – заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Миняева Т. В. – заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Спиридонова И. А. – педагог-психолог Помыткина И. А. – руководитель физического воспитания Громовик С. Г. – учитель-логопед Толовенкова Л. С. – учитель-логопед Хаткевич Л. Н. – музыкальный руководитель Таюкина С. П. – музыкальный руководитель Олина Е. В. – инструктор по плаванию Попова О. А. – врач-педиатр Петлина С. В. – воспитатель Трифонова А. В. – воспитатель Султанова Т. А. – воспитатель Густовская Е. А. – воспитатель Шелезенко Е. П. – воспитатель Рецензенты: Кривоногова Т. С. – асс. кафедры педиатрии ФПК и ППС Сибирского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Черевач Г. Б. - кандидат психологических наук Черепанова Т. Б. - кандидат педагогических наук ВВЕДЕНИЕ Единой методической темой МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 59» (г. Северск) является: «Построение целостной оптимальной системы воспитания и образования, направленной на полноценное, разностороннее развитие ребёнка с учётом максимальной реализации его возрастных возможностей». Единая методическая тема определяет следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
Причины выбора методической темы и приоритетных направлений деятельности следующие:
Таким образом, мы фиксируем постоянно увеличивающееся количество детей с различными нарушениями и отставаниями в развитии. Эта проблема волнует всех – и воспитателей, и родителей, и специалистов. На данный момент мы создали «Систему медико-психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет», на основе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей. (Схема 1). Нами определена ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для эмоционального, социального, физического, интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка, формирование личностных качеств, согласно его интеллектуальных возможностей и потенциала. Основой взаимодействия специалистов, педагогов и родителей стали ПРИНЦИПЫ:
Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 года до 7 лет ведётся по следующим направлениям:
Каждое направление включает в себя следующие БЛОКИ: Диагностический блок
Профилактический блок
Коррекционно-развивающий блок
Деятельность специалистов в системе медико-психолого-педагогического сопровождения детей основана на использовании общедидактических и специальных методов и приёмов: Общедидактические (словесные, наглядные, практические) - состоят в основном из приёмов передачи и восприятия информации посредством органов чувств. Специальные – ориентированные на структуру дефекта (например, речевого или моторного); на уровень отставания или отклонения в развитии. В работе мы используем:
На специально организованных занятиях, с учётом возможностей детей, педагоги и специалисты, как правило, используют общедидактические и специальные методы и приёмы. Опыт работы показывает, что от их оптимально выбранной комбинации зависит успех и наличие положительной динамики у детей с особенностями в развитии. Для решения поставленной цели и оптимизации воспитательного процесса в системе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей мы используем разнообразные формы работы:
Остановимся подробнее на некоторых формах работы. Семейное консультирование Проводится по необходимости или по желанию родителей несколькими специалистами одновременно. Например: педагог-психолог + врач + родители; учитель-логопед + педагог-психолог + родители и т. д. Это позволяет активизировать родителей, просветить и привлечь их к процессу развития и воспитания их ребёнка в качестве параспециалистов, что значительно облегчает работу и в результате комплексного взаимодействия даёт быструю положительную динамику. Взаимодействие с ПМПК г. Северска и узкими специалистами детской поликлиники г. Северска и медицинских центров г. Томска в течение всего учебного года Эта форма работы помогает всесторонне развиваться ребёнку, опираясь на индивидуальные соматические, физиологические факторы без которых педагогическое воздействие на ребёнка будет малоэффективным и малодинамичным, более трудоёмким и длительным. Организация специальных занятий. Комплексные занятия проводятся в игровой форме по планам, составленным специалистами и воспитателями для работы с детьми, имеющими особенности в развитии от 1 года до 7 лет. Группы формируются как по возратсным показателям, так и по характеру нарушений в развитии. В группе одновременно могут заниматься от 3 до 5 детей. Занятия проводят несколько специалистов одновременно. При этом каждый проводит свою часть занятия, остальные выполняют роль «кураторов» (помогают детям выполнять задания). Продолжительность занятия зависит от возраста детей и их психофизиологических возможностей. Такие занятия проводятся с детьми от 1 года до 5 лет 1 раз в неделю; от 5 до 7 лет – 1 раз в месяц. Интерактивные занятия планируются в течение года по мере необходимости. Проводит занятия специалист с ребёнком при активном включении родителей или воспитателей в процесс занятия. Цель этих занятий:
Итак, работа в системе взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в условиях ДОУ даёт возможность:
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПк(онсилиума) Общее положение о ПМПк/онсилиуме/ МДОУ ДС № 59 «Сказка» ПМПк/онсилиум/ в своей деятельности руководствуется:
Документация ПМПк/онсилиума/
Цель ПМПк(онсилиума) На основе достоверной диагностики – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию, абилитацию, коррекцию, реабилитацию детей с отклонениями в развитии. Состав ПМПк(онсилиума) Председатель ПМПк – заведующий МДОУ «ЦРР – детский сад № 59». Члены комиссии: врач, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель физического воспитания, руководитель физического воспитания (бассейн), музыкальный руководитель, воспитатель дошкольного учреждения, представляющий ребёнка на ПМПк(онсилиум), секретарь ПМПк(онсилиума). Задачи ПМПк(онсилиума)
Принципы ПМПк(онсилиума) 1. Комплексность изучения – тесное взаимодействие специалистов. Каждый специалист ориентируется на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит своё понимание и в тоже время одну из составных частей целостной картины развития ребёнка. 2. Принцип стереогнозиса – оценка состояния ребёнка с различных точек зрения. 3. Принцип целостности изучения – определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры для оценки различных характеристик. 4. Принцип структурно-динамического изучения – состояние ребёнка изучается и оценивается с точки зрения, как возрастной соотнесённости, так и в соответствии с определённой последовательностью развития, взаимодействия с «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций. Учёт данного принципа позволяет не только фиксировать нарушения, а и определять причины их возникновения. (Схема 1). Функции ПМПк(онсилиума) 1. Экспертно-диагностическая 1.1. Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребёнка с опорой на следующие диагностические параметры: - своевременность диагностики; - компактность; - всесторонняя диагностика; - целостный подход. 1.2. Определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии. 1.3. Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями и опережением в развитии (тип, вид ДОУ, образовательные программы, формы, условия). 1.4. Направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждения других ведомств. 2. Информационная Формирование базы данных об учреждениях системы образования, здравоохранения, специальной защиты, правоохранительной системы, обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению. 3. Аналитическая 3.1. Профессиональный анализ каждым специалистом (входящей) информации и результатов обследования ребёнка. Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребёнка. 3.2. Коллегиальное обслуживание результатов обследования ребёнка. 4. Консультативная Все специалисты (члены ПМПк) посредством профессионально организованных способов осуществляют: - консультирование лиц представляющих интересы детей с отклонениями и опережением в развитии: родителей, законных представителей, воспитателей, медицинских работников; - аргументированное информирование родителей (законных представителей) о неблагоприятной динамике развития ребёнка (с обоснованием возможных причин неблагоприятной динамики развития). Представление гипотезы о возможных последствиях пребывания ребёнка в неадекватных для него условиях. График заседаний ПМПк(онсилиума) I заседание – вторая среда октября Процедура заседания: 1.1 Анализ результатов диагностики, поступившей на ПМПк(онсилиум). 1.2 Обсуждение результатов, выработка рекомендаций. II заседание – вторая среда января Процедура заседания: 2.1 Анализ совместной работы воспитателей и специалистов по индивидуальным перспективным планам абилитационной, коррекционно-развивающей работы с каждым ребёнком, нуждающимся в специальной помощи. 2.2 Обсуждение и подготовка документации на ПМПК ЗАТО Северск (на детей, требующих помощи специализированных ДОУ). 2.3 Беседы с родителями, предложения и рекомендации. III заседание – четвёртая среда мая Процедура заседания: 3.1 Анализ результатов контрольной диагностики, выработка рекомендаций. 3.2 Анализ готовности детей к школе. Динамика развития ребёнка, которому оказывалась специальная помощь (т. е. дети с особыми нуждами). 3.3 Обсуждение результатов динамики развития ребёнка на основе индивидуальных перспективных абилитационных, коррекционно-развивающих планов. 3.4 Анализ документации методик, используемых при диагностике, абилитационной, коррекционно-развивающей работе. Методические рекомендации и пояснения по организации работы и график заседаний ПМПк(онсилиума) Работа ПМПк(консилиума) организуется в течение года непрерывно. График предусматривает 3 заседания в год: I - вторая среда октября II - вторая среда января III - четвёртая среда мая Однако специалисты ПМПк могут созываться председателем ПМПк на заседания по мере необходимости. I заседание (октябрь) Процедура совещания:
II заседание (январь) Процедура совещания:
III заседание (май) Процедура совещания:
|
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Ействие специалистов, воспитателей и родителей, осуществляющих диагностическую, коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную... | ||
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | ||
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и... | Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и... | ||
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум | |||
Организационно-методические рекомендации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума | Целью пмпк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |