Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья


НазваниеМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья
страница1/18
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»


Методические рекомендации

по психолого-педагогическому сопровождению

введения федеральных государственных образовательных стандартов образования

детей с ограниченными возможностями здоровья

Авторы-составители:

Васинцева О. М., социальный педагог

Коробкина Л.А., учитель-дефектолог

Миридонова Е.И., учитель-логопед

Сидоренко А. Г., учитель-дефектолог

Спиридонова О. В., учитель-логопед

Цилимецкая А. В., учитель-дефектолог

Ященко Е. Н., учитель-дефектолог
г. Мурманск,

2014г.
Содержание


Введение………………………………………………………………....

3

1. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях введения ФГОС………………………………………………………..



9

Приложения…………………………………………………………………….

18

Список литературы…………………………………………………………..

53

2.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учителей начальной школы в условиях введения ФГОС образования детей с ОВЗ…………………………



55

Приложения…………………………………………………………………….

76

Список литературы…………………………………………………………..

96

3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учителем-логопедом участников образовательных отношений в условиях введения ФГОС образования детей с ОВЗ……………………………………………..


97

Приложения…………………………………………………………………….

137

Список литературы…………………………………………………………..

143

4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учителем-дефектологом обучающихся в условиях введения ФГОС образования детей с ОВЗ……………..



146

Приложения…………………………………………………………………….

162

Список литературы…………………………………………………………..

174

5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению социальным педагогом всех участников образовательных отношений в условиях введения ФГОС образования детей с ОВЗ……………………………………………..


175

Список литературы…………………………………………………………..

207

6. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей в условиях введения ФГОС образования детей с ОВЗ……………………………………………..



210

Приложения…………………………………………………………………….

229

Список литературы…………………………………………………………..

238

Введение

Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;

  • групповое;

  • на уровне класса;

  • на уровне школы.

Формы сопровождения:

  • консультирование;

  • диагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профилактика;

  • просвещение.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период.

  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

  • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

  • Выявление и поддержка одарённых детей.

  • Дифференциация и индивидуализация обучения.

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья.

  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);

  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);

  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения

В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо, говорить о нескольких основных субъектах инклюзивной практики.

Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах. 

Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Важно понимать, что дети окружающего нашего включаемого ребенка не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой неоднородной межличностной ситуации предельно важно обеспечить как оценку межличностных отношений  в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПк. 

Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в, то, же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

В каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, которая направлена на реализацию следующих принципов:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников и детей;

  • уважение личности ребенка;

  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной

  • возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Цель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

В рамках должностных обязанностей специалисты образовательного процесса составляет план работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в образовательном учреждении являются:

  • дети;

  • педагоги;

  • родители.

В основе психолого-педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ результатов сопровождения развития ребенка;

5. работа с родителями.

Диагностический этап предполагает выявление затруднений в развитии ребенка, которые могут поступить от родителей (законных представителей), педагогов. На данном этапе специалисты определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируясь на возрастные нормы развития, знакомят с ними родителей.

Диагностическое обследование строится с учетом направлений дошкольного образования:

  • социально – коммуникативное,

  • познавательное,

  • речевое,

  • художественно – эстетическое,

  • физическое.

Коррекционно – развивающий этап – это целенаправленный процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, включающий решение проблем в речевом развитии, познавательной и эмоционально-волевой сфере. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов воспитания и обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Системное воздействие на познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование целевых ориентиров и коррекцию отклонений в развитии.

Содержание и формы работы на данном этапе:

    • составление психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития, основные виды трудностей при обучении ребенка:

    • составление индивидуального маршрута сопровождения, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

    • формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый дошкольник с ОВЗ чувствовал себя комфортно.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо:

    • обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

    • побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

    • установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

    • использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

    • максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

    • разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

    • использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

На этапе анализа результатов сопровождения развития ребенка специалисты проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Специалисты организуют разнообразные формы презентации развития детей дошкольного возраста с ОВЗ: выставки авторских работ, кукольные спектакли, праздничные мероприятия и т. д.

Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют «особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.

В связи с этим именно семья, родители, мама обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. При этом семья живет в условиях психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих, тревожащих вопросов. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат в ней. Незнание и неумение родителей рождает тревогу, напряжение и может стать причиной отказа от ребенка. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка, но и на всех членах семьи, повышая ее благополучие и стабильность, способствует профилактике отказов.

Начинать работу с семьей необходимо с самого начала — с рождения ребенка с ограниченными возможностями, когда негативные изменения личности родителей еще не стали стойкими и поддаются коррекции.

Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Работая с родителями, специалист помогает им:

1. Преодолевать:

  • фиксированные иррациональные идеи из прошлого;

  • отрицание реального состояния ребенка;

  • фиксацию на утраченном ребенком здоровье;

  • блокаду позитивных сценариев-ожиданий;

  • искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;

  • блокаду позитивных эмоций и отрешенность;

  • симбиоз с ребенком, утрату своих индивидуальных границ;

  • фиксацию на прошлом;

  • дезадаптивное защитное поведение;

  • индивидуальный и ролевой регресс;

  • разобщенность с другими членами семьи;

  • беспомощность;

  • чувство вины, неполноценности;

  • страхи.

2. Осознавать и понимать:

  • связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;

  • права и потребности своего внутреннего «Я»;

  • работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;

  • других.

3. Разрешать себе:

  • меняться;

  • принимать новые адаптивные идеи;

  • моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;

  • непосредственно воспринимать реальность;

  • выражать свои чувства и высказывать свои идеи;

  • принимать ребенка и других членов семьи.

4. Укреплять свою автономность:

  • развивать навыки ассертивности (утверждения себя);

  • оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);

  • овладевать навыками саморегуляции.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:

  • диагностика детско-родительских отношений;

  • совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребенком;

  • индивидуальные консультации родителей по запросу;

  • тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;

  • родительские собрания;

  • тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.

В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с малышом и другими членами семьи.

Совместные занятия специалистов с детьми и их родителями позволяют вовлечь семью в процесс интеграции, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.

Индивидуальные консультации родителей бывают востребованы, когда взаимодействия со специалистом в присутствии ребенка оказывается недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. В таких случаях родственникам необходимо помочь разобраться в сложном переплетении семейных проблем. Дать возможность осознать природу негативных и позитивных внутрисемейных процессов, найти ресурсы для адаптации к особенностям развития ребенка и для стабилизации семейной жизни. Консультируя родителей, специалист старается работать с их внутренними ресурсами, помогает принять болезнь ребенка и вернуть ощущение жизни. При этом ему приходится искать свой неповторимый подход к каждому взрослому, используя различные комбинации психотехник.

Работа с группой родителей имеет свои преимущества. Создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, получения обратной связи - реакции на высказывание своих идей, для повышения родительской компетентности и обращения к собственным ресурсам. В группе легче преодолеть одиночество и отчаяние, почувствовать поддержку, обрести надежду, проявить альтруизм. В то же время специалисту необходимо тщательно подбирать родителей в группы по их готовности к участию в работе и по характеру волнующих их проблем.

На тематических лекциях и круглых столах удобно проводить психологическое просвещение, поддерживать обсуждение волнующих тем, работать над выражением чувств.

В рамках целевых тренингов родителям предоставляется возможность овладеть некоторыми полезными навыками и подходами к решению собственных и межличностных проблем.

Любой стандарт предполагает изменения в системе воспитания, что приводит к планируемому результату. Таким результатом должна стать социализация детей.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.).

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Приложение 1.

Коррекционно-диагностический комплекс «Лель».

Коррекционно-диагностический комплекс «Лель» включает следующий набор игр:

1. «Шершавые парные картинки».

Игра состоит из 2 коробок, в каждой по 10 деревянных карточек с шершавыми картинками. Парные картинки одинакового цвета, различного содержания, но похожи по форме. Размер карточек 12смХ12см. c:\users\dns\desktop\55.jpg
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconСерия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными...
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconСерия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными...
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconЗакон об образовании гарантирует реализацию права на образование...
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconПриказ 26 января 2012 №25/22 Об организации деятельности городской...
Министерства труда и социального развития Ростовской области, Главного Управления мвд по Ростовской области от 29. 12. 2011 №1079/31/19...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ №636 от 22. 10. 99)

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 90

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconКомплексная программа проведения анализа деятельности образовательных организаций
Ющихся с ограниченными возможностями здоровья, включая анализ программ и организационных форм проведения обучения. Разработанный...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconМетодические рекомендации. Екатеринбург, 2011
Методические рекомендации предназначены педагогическим и руководящим работникам учреждений начального и среднего профессионального...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconМетодические рекомендации по разработке фонда оценочных средств учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим Основные...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья iconОбразовательная программа дошкольного образования, адаптированная...
С ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru