Департамент образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Институт специального образования и комплексной реабилитации Московский городской психолого-педагогический университет
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Методические материалы для руководителей и специалистов ПМПК Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»
Москва 2014 ББК 74.50
Д 39 Авторский коллектив: Приходько О.Г., д.п.н., проф.; Назарова Н.М., д.п.н., проф.; Богданова Т.Г., д.пс.н., проф.; Левченко И.Ю., д.пс.н., проф.; Екжанова Е.А., д.п.н., проф.; Моргачева Е.Н. ,д.п.н., проф.; Фальковская Л.П., к.пс.н.; Дониченко О.Г., к.пс.н.; Ушакова Е.В., к.пс.н., доц.; Гусейнова А.А., к.п.н., доц.; Афанасьева Ю.А., к.п.н., доц.; Браткова М.В., к.п.н., доц.; Вятлева Ю.Е., к.п.н., доц.; Григоренко Н.Ю., к.п.н., доц.; Еремина А.А., к.п.н., доц; Журавлева Ж.И., к.пс.н., доц.; Караневская О.В., к.п.н., доц.; Кулакова Е.В., к.п.н., доц.; Кутепова Е.Н., к.п.н., доц.; Любимов М.Л., к.п.н.; Любимова М.М., к.п.н. Д Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: методические материалы для руководителей и специалистов ПМПК (серия:«Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 80 с.
Методические материалы подготовлены в рамках выполнения проекта «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
Методические материалы адресованы руководителям и специалистам ПМПК.
ISBN 978-5-243-00356-8
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1. Концептуальные основы деятельности ПМПК
В настоящее время в Российской Федерации действует новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва). Утратил силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г., регистрационный N 14145).
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность ПМПК, действующих на территории Российской Федерации.
Целью ПМПК является оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)1 в едином образовательном пространстве, а именно:
своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении посредством проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования;
подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию лицам с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи;
подготовка рекомендаций по организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ, включающих описание особых образовательных потребностей и специальных условий обучения;
подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Концептуальные основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития в условиях ПМПК
Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития базируется на:
положении о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский,);
представлении об актуальном уровне развития и зоне ближайшего развития у ребенка (Л.С. Выготский);
учении о сложной структуре дефекта психического развития (Л.С. Выготский);
концепции функциональных систем (П.К. Анохин, А.Р. Лурия);
учении о мозговой организации высших психических функций (А.Р. Лурия);
положении о роли общения в развитии личности (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.);
положении об общих и специфических закономерностях аномального развития (В.И. Лубовский).
В своей деятельности ПМПК следует методологическим принципам психолого-педагогической диагностики нарушений развития, разработанным в отечественной специальной педагогике и специальной психологии.
Одним из главных является принцип гуманизма, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых он сможет максимально развивать свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся у него. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.
Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, логопедами, дефектологами, психологами, социальными педагогами. Он обусловливает необходимость совместного анализа данных медицинского, психологического, педагогического, логопедического обследования. Комплексная диагностика – это интеграция информации, полученной разными специалистами и разными методами. При этом предполагается всестороннее обследование особенностей развития ребенка – познавательной сферы, развития личности, эмоционально-волевой сферы и поведения, степень овладения навыками и т.д.
Большое значение имеет принцип системного подхода и целостного изучения ребенка.
Принцип системного подхода опирается на представление о системном строении психики. Психическая деятельность – сложная многоуровневая функциональная система, составные части которой зависят друг от друга и обусловливают друг друга; формирование психики осуществляется в единстве процессов дифференциации, интеграции и иерархизации (последовательного соподчинения) функций. Поэтому при анализе нарушений в развитии следует учитывать характер нарушения иерархических, уровневых связей.
Принцип целостного изучения развития ребенка предполагает установление связи между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений в развитии, выявление сохранных функций и положительных сторон личности (как основы для коррекционно-развивающей работы).
Необходимо изучение «основных линий развития»: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития. Следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка только на основании исследования отдельных психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных.
Принцип деятельностного подхода означает, что всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, только если оно будет осуществляться в процессе деятельности: игровой, учебной, трудовой. Знание особенностей протекания различных видов деятельности ребенка, ее количественных и качественных результатов – все это помогает определить своеобразие развития его познавательной сферы и личности в целом, в том числе его интересы, целенаправленность, эмоционально-волевые качества. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность действий, особенности протекания основных психических процессов и т.д.
Онтогенетический принцип опирается на представление о единстве общих закономерностей психического развития и предполагает учет закономерностей развития психики, моторных функций, речи в онтогенезе.
Принцип динамического изучения развития детей учитывает при обследовании не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит концепция Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка (актуальном и потенциальном). Необходимо учитывать в процессе обследования и при оценке результатов выполнения заданий:
– «уровень актуального развития» (то, что ребенок знает и может выполнить самостоятельно в момент обследования);
– «зона ближайшего развития» (возможности ребенка в обучении).
Принцип динамического изучения предполагает:
– учет возрастных качественных новообразований;
– определение условий возникновения нарушений психического развития;
– определение количественного и качественного характера этих изменений.
Реализация принципа динамического изучения предполагает не только применение диагностических методик, соответствующих возрасту, но также методик, позволяющих выявить его потенциальные возможности, т.е. определить зону ближайшего развития. Для этого в наборе методик содержатся задания, имеющие общий принцип решения, но разной степени сложности. При предъявлении заданий возрастающей степени сложности можно выяснить, какие из них ребенок выполняет самостоятельно, а какие ему недоступны. Обследование детей с нарушениями в развитии рекомендуется планировать и проводить с применением психологического обучающего эксперимента, а если такой возможности нет, то при выполнении заданий оказывать детям помощь, которая позволит прийти к положительным результатам. Характер помощи и ее виды должны быть определены заранее, основное направление в организации помощи - это переход от более общих указаний к все более конкретным и подробным.
Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально сохранных состоит в том, что они плохо используют помощь взрослого. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Обследование детей рекомендуется проводить при помощи обучающего эксперимента.
Принцип индивидуального подхода заключается в том, что общие закономерности психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Требуется специальная организация позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом), создание комфортных для ребенка условий обследования. Процедура обследования должна строиться в соответствии с возрастными и характерологическими особенностями ребенка на основе активной деятельности, ведущей для его возраста. Характер предметов, картинного материала в целом должен быть знаком ребенку.
При оценке выполненного ребенком задания важно учитывать принцип качественно-количественного анализа полученных данных. Необходимо сочетание качественной и количественной оценки результатов nсихолого-nедагогической диагностики.
Показатели, по которым оценивается процесс выполнения задания и характер действий ребенка (качественный анализ):
отношение к ситуации обследования и заданиям;
процесс принятия задания, ориентировка в задании;
соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
способ выполнения задания;
тип и характер ошибок;
отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений;
использование помощи взрослого (обучаемость испытуемого как способность к переносу вновь усвоенного элемента на решение следующего задания и как способность к самостоятельному применению того, что было усвоено с помощью экспериментатора).
Выбор качественных показателей должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии.
Показатели, по которым оценивается конечный результат деятельности ребенка при обследовании (количественный анализ):
общее число выполненных заданий;
количество правильных и ошибочных решений;
скорость (время) выполнения заданий и др.
Количественные показатели используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что: облегчает разграничение нормы и патологии (отклонения от нормы), дает возможность оценить результаты коррекционной работы в динамике, позволяет оценить степень выраженности нарушения: легкую, среднюю, тяжелую.
Принцип учета национальной и этнокультурной ситуации развития ребенка заключается в том, что в условиях ПМПК, функционирующих в многонациональном регионе, необходимо учитывать языковые и социокультурные особенности региона: перевод вербальных психодиагностических методик на языки, наиболее распространенные в регионе обслуживания ПМПК; адаптация вербального и невербального материалов к этнокультурным условиям региона; перевод и адаптация инструкций к психодиагностическим методикам на основные по численности языки региона; разработка стандартных вариантов инструкций для родителей; совершенствование стимульного материала с учетом этнических традиций для обследования детей с ОВЗ; обучение специалистов ПМПК использованию вербальных методик, адаптированных к языковым и социокультурным особенностям региона.
Помимо методологических, необходимо учитывать и организационные принципы деятельности специалистов ПМПК:
Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания.
Принцип открытости – ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности – информация о ребенке и его семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
Принцип уважения к личности ребенка – специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из ближайшего окружения ребенка).
Принцип партнерства – деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей.
Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка.
Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
Принцип информированного согласия – ПМПК дает родителям (законным представителям) достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и принятия помощи. 1.2. Организация и содержание деятельности ПМПК
ПМПК создается из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории. Однако в каждом из 85 субъектов Российской Федерации должна быть создана как минимум одна комиссия. Положением предусматривается, что количество ПМПК на территории РФ может варьировать, исходя из социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.
Исходя из принципа соподчинения и иерархии в деятельности организаций и учреждений, организуются центральные и территориальные ПМПК.
Территориальные комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и реализуют свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
ПМПК, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, реализует свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации, является центральной комиссией.
Центральная комиссия осуществляет:
координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
проводит обследование детей по направлению территориальной комиссии;
проводит обследование детей с целью уточнения состояния ребенка в случае несогласия родителей (законных представителей) с заключением территориальной комиссии.
ПМПК осуществляет свою деятельность в закрепленном за ней помещении, которое оборудовано необходимой оргтехникой и компьютерами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления обеспечивают ПМПК необходимыми диагностическими материалами и оборудованием, а также автотранспортом для организации ее деятельности по месту их проживания и (или) обучения ребенка.
ПМПК реализует свою деятельность с письменного согласия родителей (законных представителей) по запросам:
самих родителей (законных представителей);
образовательных организаций;
организаций, осуществляющих социальное обслуживание.
ПМПК имеет право оказывать консультативную помощь детям, самостоятельно обратившимся в комиссию.
Кадровый потенциал ПМПК
Состав ПМПК утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и/или органом местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Возглавляет ПМПК руководитель. Желательно, чтобы руководитель ПМПК имел опыт работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Состав ПМПК должен быть представлен следующими специалистами психолого-педагогического профиля: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему направлению: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, социальный педагог; а также медицинского профиля: педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, детский психиатр. Включение специалистов медицинского профиля в состав ПМПК осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в сфере здравоохранения.
При необходимости в состав комиссии могут быть введены другие специалисты. Основные направления деятельности ПМПК:
диагностическое: проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
методическое: подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, в том числе по организации обучения и воспитания детей с ОВЗ;
экспертное: подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
консультативное:
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и/или девиантным поведением;
оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
информационно-аналитическое: осуществление учета данных о детях с ОВЗ и/или девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
просветительское: информационно-просветительская работа с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Реализуя свою деятельность, ПМПК имеет право запрашивать дополнительные сведения о ребенке, необходимые для осуществления своей деятельности; вносить предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий; осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей.
Обследование детей на ПМПК
Обследование детей специалистами комиссии осуществляется бесплатно.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию следующие документы2:
документ, удостоверяющий их личность
документ, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (свидетельство о рождении и пр.)
заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (для обучающихся).
После подачи комплекта документов для проведения обследования в ПМПК родители (законные представители) ребенка в 5-дневный срок должны быть проинформированы о порядке проведения, дате и времени обследования.
Обследование детей проводится в помещении ПМПК, а при необходимости и наличии соответствующих условий может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Обследование детей необходимо проводить в индивидуальной форме. Родители (законные представители) детей имеют право присутствовать при обследовании детей. Допускается обследование ребенка несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
При решении специалистов ПМПК о необходимости дополнительного обследования рекомендуется его проводить в другой день.
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссией проводится только в отсутствие детей. Родители имеют право присутствовать при вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей.
Результаты обследования, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии обязательно отражаются в протоколе обследования ребенка.
Заключение комиссии оформляется на бланке и включает следующие компоненты:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации с использованием специальных педагогических технологий;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Как правило, комиссия оформляет протокол и заключение на ребенка в день проведения обследования. Протокол и заключение подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
В случае крайней необходимости, например, при проведении дополнительного обследования, срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается на срок не более, чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
Заключение комиссии является основанием для создания условий по обучению и воспитанию детей.
Заключение комиссии действительно в течение календарного года с даты его подписания.
Родителей обязательно знакомят с результатами обследования, а копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении. При этом заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
В случае несогласия родителей с заключением территориальной комиссии они имеют право обжаловать его в центральной комиссии и претендовать на дополнительное обследование.
Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной и не предусматривает передачи ее третьим лицам без письменного согласия родителей (законных представителей) за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Документация ПМПК.
Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
Комиссией ведется следующая документация:
а) журнал записи детей на обследование;
б) журнал учета детей, прошедших обследование;
в) карта ребенка, прошедшего обследование;
г) протокол обследования ребенка, в котором указываются:
сведения о ребенке,
сведения о специалистах комиссии,
перечень документов, представленных для проведения обследования,
результаты обследования ребенка специалистами,
выводы специалистов,
особые мнения специалистов (при наличии),
заключение комиссии.
При анализе документов соотносятся следующие данные:
оценки по программе обучения,
диагноз врача,
заключения специалистов из образовательной организации,
характеристики из образовательной организации.
Организация деятельности ПМПК предполагает активное взаимодействие с образовательными организациями, МСЭ, здравоохранением, различными социальными и общественными службами. Специалисты ПМПК позиционируются как специалисты ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, что способствует отказу от «медицинской», «дефектологической» модели восприятия трудностей ребенка. Контрольные вопросы:
Каковы концептуальные основы деятельности ПМПК?
Перечислите и раскройте принципы деятельности ПМПК.
Назовите нормативные и правовые основания деятельности ПМПК?
Выделите положительные и отрицательные моменты в организации и содержании деятельности региональной ПМПК.
Каким образом решаются вопросы медицинского направления в деятельности ПМПК в вашем регионе.
Определите требования к организации деятельности ПМПК.
Обоснуйте структуру рекомендаций для родителей по результатам обследования на ПМПК.
Практические задания и упражнения:
Проанализируйте, согласуется ли ваша региональная модель с требованиями типового положения о ПМПК.
Составьте свой вариант бланка заключения ПМПК.
Составьте «дорожную карту» деятельности ПМПК применительно к психолого-педагогической диагностике развития ребенка с тем или иным нарушением.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш.проф. образования / И.Ю, Левченко, С.Д, Забрамная и др.; под ред. И.Ю, Левченко, С.Д. Забрамной. – 7-е изд., переаб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Книголюб, 2013.
Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Ушакова Е.В., Гусейнова А.А. Модель единой службы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях мегаполиса. - М.:МГПУ,2012.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
Специальная педагогика. Под редакцией Н.М.Назаровой. В 3-х томах. М.: Академия, 2008.
Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов II международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.
Дополнительная литература
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с нарушениями в развитии. М.: НКЦ, 2011.
Дети – сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 336 с.
Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты. - М.: Школьная пресса, 2006.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. - М.: Владос, 2002.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989
Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья// Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 2.- М.: Центр «Школьная книга», 2010.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. (Библ. психолога-практика). – М.: АРКТИ, 2000.
Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Шипицына Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Список справочно-методических материалов по теме
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » (№ 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013г.№1082 г.Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Приказ от 23 декабря 2009 г. N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
|