Скачать 0.69 Mb.
|
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Развитие универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья»,«учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др. В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания». Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов». Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовоеобразование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников,находясь в их среде, и в те же календар-ные сроки». Обязательным условием является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает создание адекватных условий дляреализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативноправовые акты федерального уровня и выдвигают три основных группы требований,обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: 1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой образовательного учреждения. 2) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям). 3) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: - личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); - метапредметных (универсальные учебные действия (УУД)); - предметных (система основных знаний). Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Таким образом,к планируемым результатам освоения основной образовательной программы относятсяне только предметные, но и личностные, метапредметные результаты. Виды личностных и метапредметных результатов обучения. Совокупность личностных результатов обученияобеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные видынарушений в развитии познавательной и личностной сфер, и в связи с этим возникают трудности в формированииуниверсальных учебных действий и трудности в обучении. Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья
Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, необходима программа коррекционной работы. |
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (овз) относятся лица, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом... | Работа с детьми с овз предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные... | ||
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (овз) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии,... | Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (овз) | ||
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными... | Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению специальных образовательных потребностей детей с ограниченными... | ||
С ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения | С ограниченными возможностями здоровья государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения | ||
Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья | Образование детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития специального образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |