Нормативно-правовые документы по организации работы педагогических кадров
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 г. N 440 г. «О премиях Правительства Российской Федерации в области образования»
Приказ Минобрнауки России № 84 от «6» октября 2004 г. "О знаках отличия в сфере образования и науки"
Положение о почетном знаке «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» (Одобрено на заседании Коллегии Росвоенцентра 24 ноября 2006 г., протокол № 4 (37)
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках»
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 26 июня 2000 г. №1908)
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений"
Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года
Перечень образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска
Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета
Комментарий по вопросам продолжительности отпусков педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, педагогических работников иных учреждений (организаций), а также отпусков работников с ненормированным рабочим днем
Письмо от 7 февраля 2003 года Министерства образования и науки РФ N 03-8ин/22-03 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 11
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений "
Порядок установления объема работы педагогическим и другим работникам образовательных учреждений
Перечень профессий и должностей работников учреждений просвещения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий, должностей, расширение зон обслуживания или увеличение объёма выполняемых работ, а также доплаты за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующих работников в связи с их болезнью, отпуском и по другим причинам
Комментарий к нормативным правовым актам, регулирующим особенности работы по совместительству педагогических и других работников образовательных учреждений
Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26 октября 2004 года "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"
Профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп работников образовательных учреждений (подразделений) (Утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 30.01. 2008 г. N 4 ПГК)
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 г. N 440 г. «О премиях Правительства Российской Федерации в области образования»
В целях развития образования, создания эффективных технологий обучения и совершенствования системы премирования Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Учредить 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области образования с присуждением их начиная с 2006 года в размере 1 млн. рублей каждая.
2. Установить, что расходы, связанные с выплатой денежной части указанных в пункте 1 настоящего постановления премий, изготовлением наградных комплектов, их торжественным вручением, организацией конкурсов работ, выдвигаемых на соискание этих премий, осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете Министерству образования и науки Российской Федерации.
3. Утвердить прилагаемое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области образования.
Авторитет педагога - общее признание личного соответствия требованиям профессии, принятым в конкретном учреждении (престиж); влиятельность (в том числе и неформальная), приобретаемая в совместной деятельности и общении с коллегами.
Если речь идет об авторитете педагога среди детей, то акцентируется внимание не только на его преимуществе в профессиональной деятельности, но и на его личностных качествах - педагог становится своего рода нравственным эталоном для своих подопечных и в силу этого - в высокой степени значимым для окружающих: "... самый смысл авторитета в том ц заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом" (А.С. Макаренко). Такой педагог признается одновременно руководителем и лидером совместной деятельности.
Словарь терминов и понятий - http://www.nspu.net/
| 4. Признать утратившими силу:
абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 1221 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 5068);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 543 "О Совете по присуждению премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 19, ст. 2305).
5. Признать утратившими силу с 1 января 2006 г.:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 1221 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 5068);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 г. N 351 "О премиях Правительства Российской Федерации в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 20, ст. 2016).
Положение о премиях Правительства
Российской Федерации в области образования
1. Премии Правительства Российской Федерации в области образования (далее - премии) присуждаются за следующие достижения:
создание новых разработок, оказывающих эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации;
разработка образовательных программ, создание высококачественных учебников и учебно-методических пособий для образовательных учреждений;
педагогическое мастерство, высокие результаты профессиональной деятельности.
2. Присуждение премий производится решением Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования (далее - Совет).
Ежегодно, в ноябре, Совет объявляет через средства массовой информации об очередном конкурсе работ на соискание премий.
3. Выдвижение работ на соискание премий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательными и иными организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Выдвижение работ на соискание премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение.
Представляемые работы, материалы и документы соискателей премий оформляются в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Советом.
4. Не допускается выдвижение на соискание премий работ, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области образования.
Лауреат премии имеет право повторно выдвигаться на соискание премии не ранее чем через 5 лет.
Работа, не прошедшая по конкурсу, может быть выдвинута на соискание премии еще один раз. При этом оформление документов производится заново.
5. Авторский коллектив каждой работы не должен превышать 10 человек.
Определение состава соискателей из общего числа исполнителей работы производится исходя из оценки творческого вклада каждого из них путем тайного голосования на ученых советах или в коллективах организаций, где непосредственно выполнялась работа.
Не допускается включение в состав соискателей лиц, осуществлявших в процессе выполнения работы только административные или организационные функции.
Денежная часть премии распределяется между награждаемыми в равных долях.
6. Работы, материалы и документы соискателей представляются в Совет не позднее 1 марта. Рассмотрение поступивших работ, материалов и документов Советом, включая их экспертизу, подготовку предложений по присуждению премий и представление в Правительство Российской Федерации, осуществляется до 1 сентября.
7. Лицам, удостоенным премии, вручаются диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования и почетный знак.
Вручение приурочивается к ежегодному празднованию Дня учителя.
Почетный знак лауреата премии носится на правой стороне груди выше государственных наград рядом с почетным знаком лауреата Государственной премии Российской Федерации.
Диплом лауреата премии подписывается Председателем Правительства Российской Федерации и удостоверяется печатью Правительства Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации.
8. Денежная часть премии перечисляется лауреатам Министерством образования и науки Российской Федерации.
9. Диплом и почетный знак умершего лауреата премии или удостоенного премии посмертно передаются его семье, а денежная часть премии передается по наследству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Приказ Министерства образования и науки России № 84
от 6.10.2004 г. "О знаках отличия в сфере образования и науки" В целях поощрения и морального стимулирования работников министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, организаций, образующих научно – производственные комплексы наукоградов Российской Федерации, за заслуги и достижения в области образования и науки, а также иных лиц, внесших значительный вклад в развитие образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, п р и к а з ы в а ю :
Инновационный потенциал педагога - совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность.
Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами:
- образованностью, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;
- высоким уровнем профессиональной грамотности;
- способностью продуктивно анализировать, генерировать новые представления, идеи;
- умением проектировать и моделировать их в практической деятельности;
- открытостью ко всему новому, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления.
В рамках личностно-ориентированной педагогики критерием для определения данных характеристик выступают: признание педагогом самоценности собственной личности и творческое понимание своей индивидуальности, своего "Я"; принятие личности ребенка или подростка, ее интересов, ориентация на творческие интересы как основу совместной творческой деятельности.
По аналогии можно характеризовать инновационный потенциал педагогического коллектива как профессионального сообщества, способного к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов, технологий.
Словарь терминов и понятий - http://www.nspu.net/
| 1. Учредить следующие знаки отличия в сфере образования и науки:
медаль К.Д. Ушинского;
нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;
нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;
нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;
нагрудный знак «Почетный работник науки и техники оссийской Федерации»;
нагрудный знак «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации»;
нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;
нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
Почетную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации;
благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о знаках отличия в сфере образования и науки (далее – Положение).
3. Департаменту управления делами (Кабанову А.Г.):
- организовать работу по своевременному рассмотрению представлений к награждению знаками отличия в сфере образования и науки (далее – знаки отличия) в соответствии с утвержденным Положением;
- обеспечивать подготовку необходимых наградных материалов и ведение регистрации и учета награжденных лиц.
4. Считать утратившими силу приказы Минобразования России от 13 января 1999 г. № 44, от 22 сентября 2000 г. № 2736, от 12 февраля 2001 г. № 435, от 12 апреля 2001 г. № 1633, от 1 апреля 2002 г. № 1127, от 17 июля 2003 г. № 3071, от 23 января 2004 г. № 239. ПОЛОЖЕНИЕ о знаках отличия в сфере образования и науки
I. Общие положения
1.1. Знаки отличия в сфере образования и науки (далее – знаки отличия) являются формой поощрения и морального стимулирования работников сферы образования и науки за заслуги и достижения в соответствующих областях, а также иных лиц, внесших значительный вклад в развитие образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
1.2. Знаками отличия являются:
- медаль К.Д. Ушинского;
- нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
- нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;
- нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;
- нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;
- нагрудный знак «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;
- нагрудный знак «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации»;
- нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;
- нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;
- благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
1.3. Ходатайство о награждении знаками отличия возбуждается коллегией, советом образовательного учреждения (организации), научным советом, педагогическим советом, собранием коллектива либо другим коллегиальным органом по месту основной работы представляемого к награждению.
Порядок оформления необходимых документов для награждения и процедура их представления определяются настоящим Положением.
1.4. Работники негосударственных образовательных учреждений (организаций) и научных организаций могут быть награждены знаками отличия в установленном настоящим Положением порядке при наличии свидетельства о государственной аккредитации.
1.5. Работники образовательных учреждений (организаций) и научных организаций, находящихся в ведении других министерств и организаций, могут быть награждены знаками отличия в установленном настоящим Положением порядке при наличии ходатайства соответствующего министерства или ведомства.
1.6. Знаками отличия могут быть награждены работники предприятий, учреждений, организаций, находящихся в ведении других министерств, за постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) и научным организациям в обучении и воспитании детей и молодежи и развитии материально-технической базы учреждений (организаций) образования и науки.
1.7. Награждение знаками отличия производится на основании приказа Минобрнауки России. В трудовую книжку и личное дело работника вносится соответствующая запись с указанием даты и номера приказа о награждении.
1.8. Вручение знаков отличия и соответствующих удостоверений к ним производится в торжественной обстановке по месту работы награжденного.
1.9. Лица, награжденные знаками отличия, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и настоящим Положением.
1.10. Повторное награждение одним и тем же знаком отличия не допускается.
1.11. Награждение очередным знаком отличия за новые заслуги возможно не ранее, чем через два года после предыдущего награждения.
1.12. Знаки отличия носятся на правой стороне груди ниже государственных наград.
1.13. В случаях утраты знака отличия или удостоверения к нему при обстоятельствах, когда не было возможности предотвратить утрату, по согласованию с Минобрнауки России награжденным могут быть выданы дубликаты.
Ходатайство о выдаче дубликата знака отличия возбуждается по заявлению награжденного руководством образовательного учреждения (организации) или научной организации, органа управления образованием субъекта Российской Федерации или органа по молодежной политике после проверки обстоятельств утраты знака отличия при наличии копии документа о награждении.
Дубликат удостоверения к знаку отличия взамен утраченного выдается награжденному Минобрнауки России при наличии его заявления и ходатайства руководства образовательного учреждения (организации) или научной организации либо органа управления образованием.
II. Порядок награждения медалью К.Д. Ушинского
2.1. Медалью К.Д. Ушинского награждаются особо отличившиеся педагогические работники образовательных учреждений (организаций) и деятели в области педагогических наук за:
- успешную разработку вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, дидактики и других педагогических наук;
- совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности;
- существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы, наглядных пособий и оборудования.
2.2. Ходатайство о награждении медалью оформляется на наградном листе установленного образца (приложение № 1), печатается на ПВЭМ или пишущей машинке, подписывается руководителем учреждения (организации), председателем коллегиального органа и заверяется печатью. В случае представления к награждению руководителя учреждения (организации) наградной лист подписывается его заместителем. В характеристике работника должны быть отражены его конкретные заслуги, достижения и успехи, раскрывающие существо и степень указанных заслуг в научно-педагогической, воспитательной, учебно-методической сферах деятельности.
2.3. Ходатайство о награждении медалью с приложением списка печатных трудов в области педагогических наук (приложение № 2) по каждой кандидатуре направляется в вышестоящую организацию по подчиненности образовательного учреждения (организации):
образовательные учреждения (организации) федерального подчинения - в Минобрнауки России;
образовательные учреждения (организации) муниципального подчинения - в орган управления образованием субъекта Российской Федерации с последующим представлением их в Минобрнауки России;
образовательные учреждения (организации), находящиеся в ведении других министерств и ведомств - в соответствующие органы управления образованием по подчиненности с последующим представлением их в Минобрнауки России.
Минобрнауки России согласовывает все представления к награждению медалью К.Д. Ушинского с Российской академией образования.
III. Порядок награждения нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
3.1. Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (далее – знак) награждаются лучшие учителя, преподаватели, воспитатели и другие работники дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, межшкольных учебных комбинатов, оздоровительных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, учреждений дополнительного образования детей, работники органов управления образованием и сферы молодежной политики, работники научно-исследовательских учреждений и организаций, научно-методических центров, работники образовательных учреждений (организаций) других министерств и организаций, а также работники предприятий, организаций, учреждений, министерств за:
- значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов в свете современных достижений науки и культуры, обеспечении единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
- внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, современных форм и методов организации и проведения занятий, контроля знаний, который обеспечивает развитие самостоятельности обучающихся и индивидуализацию их обучения;
- успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности;
- успехи в разработке учебной и методической литературы, изготовлении наглядных пособий, приборов и оборудования;
- постоянную и активную помощь в обучении и воспитании детей и молодежи, развитии материально-технической базы учреждений (организаций).
3.2. Знаком награждаются работники, имеющие общий стаж работы в образовательных учреждениях (организациях) или органах управления не менее 12 лет и высшую либо первую квалификационную категорию (для педагогических работников).
3.3. Ходатайство о награждении знаком оформляется на наградном листе установленного образца (приложение № 1), печатается на ПВЭМ или пишущей машинке, подписывается руководителем учреждения (организации), председателем коллегиального органа и заверяется печатью. В случае представления к награждению руководителя учреждения (организации) наградной лист подписывается его заместителем. В характеристике работника должны быть отражены его конкретные заслуги, достижения и успехи, раскрывающие существо и степень указанных заслуг в научно-педагогической, воспитательной, учебно-методической сферах деятельности.
3.4. Ходатайство о награждении знаком по каждой кандидатуре направляется в вышестоящую организацию по подчиненности учреждения (организации):
образовательные учреждения (организации) муниципального подчинения - в орган управления образованием субъекта Российской Федерации с последующим представлением их в Минобрнауки России;
образовательные учреждения (организации), находящиеся в ведении других министерств и ведомств - в соответствующие органы управления образованием по подчиненности с последующим представлением их в Минобрнауки России.
Ходатайство о награждении знаком работников муниципальных органов управления образованием представляется в управление образования субъекта Российской Федерации.
Наградные материалы на работников управлений образования субъектов Российской Федерации представляются непосредственно в Минобрнауки России.
3.5. В Минобрнауки России направляется выписка из решения коллегии органа управления образованием субъекта Российской Федерации с указанием фамилии, имени, отчества представляемого (-ых) к награждению, должности, места и стажа работы в системе общего образования, квалификационной категории (для педагогических работников).
3.6. В случае мотивированного отказа муниципального органа управления образованием в представлении к награждению работника (-ов) образовательное учреждения вправе повторно рассмотреть вопрос на заседании коллегиального органа учреждения. В случае принятия положительного решения 2/3 голосов членов коллегиального органа учреждения, повторное ходатайство с копией решения муниципального органа управления образованием направляется в орган управления образованием субъекта Российской Федерации.
Орган управления образованием субъекта Российской Федерации должен рассмотреть повторное ходатайство образовательного учреждения и при несогласии с ним обязан представить наградные материалы в Минобрнауки России со своим мотивированным заключением.
3.7. Лицам, награжденным знаком и работающим в образовательных учреждениях (организациях), может устанавливаться ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20 процентов включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения (организации).
Профессиограмма - стандартизированное описание показателей конкретной профессии и ее требований к личным качествам и производственным условиям.
Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Закономерным результатом профессионализации считается становление профессионала. Восхождение человека к профессионализму не есть линейный и абсолютно планируемый процесс. Длительный и многоканальный процесс профессионализма бесконечно вариативен в жизни конкретных людей.
Профессиональная ориентация:
- субъективная склонность к выбору определенной профессии;
- комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий по трудоустройству молодежи в соответствии со склонностями, интересами и потребностями общественного производства. Субъективный выбор профессии отличается неустойчивостью, изменчивостью под воздействием моды, знания о профессии, мнения и влияния родственников, друзей и пр.
При определении индивидуальной предрасположенности, к той или иной профессии используется специальный диагностический тест, фиксирующий предпочтение подростком одной из следующих профессиональных сфер: человек - человек; человек - техника; человек - природа; человек - знак; человек - художественный образ.
Профессия - род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Для конкретного человека профессия - это целенаправленная деятельность, посредством которой он участвует в жизни общества, реализует себя как личность и которая служит для него главным источником материальных средств к существованию. Для выполнения профессиональной деятельности человек должен иметь соответствующие способности, обладать необходимым набором знаний и навыков, достичь определенного уровня профессионализма.
Словарь терминов и понятий - http://www.nspu.net
| |