Скачать 2.68 Mb.
|
Документ предоставлен КонсультантПлюс МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В целях совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N ПК-6вн Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Методические рекомендации). Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры) и обращает внимание, что сложившиеся практики их деятельности в соответствии с Федеральным законом об образовании должны активно развиваться в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, активным участием Центров в социальной политике региона (муниципалитета) с учетом рекомендуемого норматива 1 Центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее 1 в нем. В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5 статьи 31 Федерального закона об образовании Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам. Образовательная деятельность Центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Центр, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, относится к организациям, осуществляющим обучение. В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона об образовании данные организации являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона об образовании на Центр как на организацию, осуществляющую обучение, на обучающихся, педагогических работников Центра распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций. Согласно пункту 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года. Минобрнауки России рекомендует использовать Методические рекомендации для организации деятельности Центров на региональном и муниципальном уровнях. В.Ш.КАГАНОВ Приложение к письму Минобрнауки России от __ февраля 2015 г. N ____ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 1. Организация деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи В соответствии с частью 1 п. 12 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. В связи с этим, актуальной задачей для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования становится задача: наиболее эффективно реализовать свои полномочия по "организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации". В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры). Центры создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе). Деятельность Центров финансируется по нормативам, разработанным и утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. При этом создается единое организационное, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Центры осуществляет свою деятельность на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (при наличии нескольких центров) регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации. Основными задачами совершенствования деятельности Центров на данном этапе являются: расширение содержания деятельности; увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам, и других); разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения; приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов; психологизация образовательной среды. На сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить две основные модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в настоящее время данную помощь осуществляют образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи): Модель - децентрализованная Модель подразумевает наличие в регионе нескольких Центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения могут выполнять сходные функции либо могут быть спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.п.). Возможен вариант, когда часть подразделений выполняет сходные функции, а другая часть - профильные. В частности, структурное подразделение одного из Центров может выполнять функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных организаций региона. Также на одно из структурных подразделений того или иного Центра может быть возложено осуществление функции психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме этого, в образовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ могут осуществлять специалисты этой же организации. ┌─────────────────┐ │ Региональный │ │ (муниципальный) │ │ орган власти │ └─┬─────────────┬─┘ ┌─────────────────┘ └───────────┐ │ │ \/ \/ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐ │ ППМС-центр 1 │ │ ППМС-центр 2 │ └────┬─┬──┬────┘ └──────┬─┬──┬──┘ │ │ │ ┌───────────┘ │ └──────────┐ ┌────────────┘ │ └─────────┐ │ │ │ \/ \/ \/ \/ \/ \/ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ │Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │ │Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │ │подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│ │подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│ └───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ Рис. 1. Схема децентрализованной модели организации деятельности Центров Важной особенностью данной модели является наличие в регионе не менее двух Центров. Такая конфигурация позволит избежать монополии одной организации на психолого-педагогические услуги и сохранить для жителей региона возможность выбора Центра. Достоинствами данной модели являются: - обеспечение "шаговой доступности" предоставляемых услуг; - повышение качества предоставляемых услуг вследствие вариативности программ, реализуемых Центрами; - постоянное стремление каждого Центра к увеличению разнообразия и объема предоставляемых услуг, что несвойственно монополии; - возможность реализации "авторского подхода" в организации и содержании деятельности, предполагающего единую концепцию, методологию и технологию; - сохранение возможности для каждой организации создавать свою психолого-педагогическую службу, взаимодействующую с одним или несколькими Центрами. К дополнительным задачам, требующим своего решения в данной модели, можно отнести преодоление следующих трудностей: - ограничение возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их ограниченным количеством; - трудности обеспечения одних и тех же услуг в разных Центрах; - дублирование функций Центров и необходимость распределения ресурсов между ними; - сложности с обеспечением единого стандарта деятельности Центров, унификации форм отчетности. Модель 2 - централизованная В регионе уполномоченным органом власти создается Центр с филиалами, которые распределяются в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи. Центр представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности. ┌────────────────┐ │ Орган власти │ │ субъекта РФ │ │ (учредитель) │ └───────┬────────┘ │ \/ ┌──────────────┐ │ ППМС-центр 1 │ └────┬─┬──┬────┘ │ │ │ ┌────────────┘ │ └─────────┐ \/ \/ \/ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ │Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │ │подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│ └───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ Рис. 2. Схема централизованной модели организации деятельности ППМС-центров Структурные подразделения (филиалы) Центра выполняют сходные функции либо спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.д.). Возможен вариант, когда часть подразделений Центра будет выполнять сходные функции, а другая часть - профильные. Также возможен вариант, когда одно из структурных подразделений (филиалов) Центра выполняет функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных учреждений региона. Основные преимущества данной модели: - сокращение расходов на административно-управленческий персонал по сравнению с несколькими центрами; - высокая централизация управления; - возможность обеспечения единого стандарта услуг; - широкие возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их достаточным количеством. К дополнительным задачам реализации данной модели можно отнести преодоление следующих препятствий: - снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции; - замедление темпов развития Центра; - усложнение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности Центра; - снижение управляемости центра в связи с наличием многих структурных подразделений (филиалов); - увеличение транспортных расходов на перемещение между структурными подразделениями. Независимо от модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры должны реализовывать функции в соответствии со своим назначением: по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации <1>; -------------------------------- <1> Часть 1 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся <1>; -------------------------------- <1> Часть 4 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии <1>. -------------------------------- <1> Часть 5 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Основные функции Центров разных уровней - регионального, муниципального и уровня образовательной организации - по решению задач деятельности приведены в таблице 1. Для наиболее полного удовлетворения спроса населения в квалифицированной психологической и педагогической помощи Центры могут оказывать дополнительные платные образовательные услуги, включая психологическую и правовую экспертизу, оказание психологической помощи взрослому населению, дополнительное образование взрослых, и другие. В соответствии с действующим законодательством дополнительные платные услуги могут быть оказаны физическим и юридическим лицам сверх государственного (муниципального) задания и по тем видам деятельности, которые не относятся к основным. Помимо оказания дополнительных платных услуг физическим и юридическим людям Центры могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность - в интересах своего развития, продвижения услуг и в соответствии с действующим законодательством. Таблица 1 1>1>1>1>1>1> |
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет для учета и использования в работе рекомендации субъектам Российской... | Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 07. 2015 №06-846 «О направлении Методических рекомендаций» | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации направляет для учета и использования в работе рекомендации субъектам Российской... | Постановление Правительства Российской Федерации n 423 Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства... | ||
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют... | Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской... | ||
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая... | Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая... | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |