1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5


Название1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5
страница1/6
ТипРеферат
blankidoc.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6

Содержание



Введение 3

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5

1.1 Понятие системы налогообложения 5

1.2 Налоговое обязательство: понятие, особенности возникновения 7

1.3 Сущность и классификация налоговых правонарушений 10

1.3.1 Налоговые правонарушения финансово-правового и административно-правового характера 13

1.3.2 Причины возникновения налоговых правонарушений 15

2 Анализ налоговых правонарушений по г. Костанаю 18

2.1 Функции и задачи Налогового Комитета по г. Костанаю 18

2.2 Анализ налоговых правонарушений по данным Налогового Комитета по г. Костанаю 28

2.3 Меры пресечения налоговых правонарушений 37

3 Пути совершенствования налогового режима как фактора снижения налоговых правонарушений 39

3.1 Пути предотвращения налоговых правонарушений 39

3.2 Налоговые стимулы конкурентоспособности экономики Казахстана 45

Заключение 50

Список использованной литературы 52

Приложение 55

Введение
Перед нашим государством стоит задача вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира, уровень налоговой культуры развитых стран должен стать эталоном для дальнейшего развития казахстанского общества.

Налоговый комитет - государственный орган с высокоэффективной системой управления, обеспечивающий максимальное поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств и максимальную удовлетворенность общества его деятельностью.

Миссия налоговой службы, как государственного органа, определяет в качестве стратегического направления обеспечение полноты поступления налогов. Для достижения видения налоговой службы выделяются еще два стратегических направления: обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы и построение высокоэффективной налоговой службы.

Актуальность данной темы, заключается в том, что имеются проблемы в части налогового администрирования, выраженные в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и низкой информированности общества по вопросам налогового законодательства и исполнения налоговых обязательств.

Для достижения желаемых результатов от предпринимаемых мер по сокращению размеров теневой экономики и дисциплинирования налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства значимую роль в работе органов налоговой службы занимает эффективный налоговый контроль.

Целью данной дипломной работы является раскрыть понятие налоговых правонарушений, а также говорить о мерах пресечения, проводимых государством.

В соответствии с целью, в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы налоговых правонарушений;

  • рассмотреть особенности системы налогообложения;

  • рассмотреть классификацию и характеристику налоговых правонарушений;

  • выявить причины возникновения налоговых правонарушений;

  • проанализировать налоговые правонарушения;

  • предложить пути предотвращения налоговых правонарушений.

Объект исследования – налоговое администрирование в Республике Казахстан на примере Налогового Комитета по г. Костанаю.

Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.

Методологической и теоретической основой исследования являлись труды ведущих ученых в области финансово-экономического анализа таких как Стояновой М.В., Крейниной М.Н., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Дробозиной Л.А., Дюсембаева К.Ш., Жапарова К.Ж.

В качестве правового и информационного обеспечения дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.





1 Теоретические основы налоговых правонарушений

1.1 Понятие системы налогообложения

Налоги в своем развитии прошли несколько этапов с момента возникновения и до настоящего времени. Вместе с ними развивались и теории налогов.

Первый этап возникновения налогов и формирования системы налогообложения (Древний мир и Средние века) имел случайный характер. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму. Основы финансовой науки зародились только в XV веке. Неаполитанский финансист Д. Карафа считал, что основу бюджета должны составлять принадлежащие государству домены (земля, леса, вещные права, капиталы). Однако уже в XVI в. Недостаточность доходов заставило государство перейти к использованию различных видов регалий (железные дороги, почтовая, горная, монетная, соляная регалия), пошлин и налогов.

В Европе до развитые страны налогообложения отсутствовали.. но к концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств. Начался второй этап развития налогообложения, связанный с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Значительный вклад в развитие финансовой науки на втором этапе внесли английские ученые.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети 18 в. Французский ученый Ф.Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса. Основоположник теории налогообложения шотландский экономист и финансист А.Смит в 1776 г. издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи А.Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. В 19 в. Финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться благодаря работам немецких ученых: К.Рау, Ж.Симон де Сисмонди, К.Маркса и Ф.Энгельса, А.Вагнера, Э.Селигмана и др.

Третий этап развития налогов связан со становлением научно-теоретических воззрений на их природу. После первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы. Великая депрессия 1929-1933 г. заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве – как средство государственного регулирования экономики.

Современный четвертый этап развития налогов характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 80-е г. 20 в. Получило признание бюджетная концепция А.Лаффера, налоговой ставки и налоговой базы. Страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов и стимулирование деловой активности.

Начало 90 –х г. 20в. – период возрождения и формирования налоговой системы России. Налоги заменили существовавшую систему планового распределения прибыли предприятий, и государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.

Однако до настоящего времени еще не существует идеальных налоговых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыскания в отношении эффективной и справедливой методики налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание налоговых теорий.

Налоговая теория – это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значение в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.

Существуют как обобщенные разработки, так и исследования по отдельным вопросам налогообложения.

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. Одной из общих теорий налога является теория обмена. Суть теории обмена – возмездный характер налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. это теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Согласно атомистической теории (основатели Монтескье, Гоббс, Вольтер, Миробо) как разновидности предыдущей, налог – результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды граждан. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

В соответствии с теорией наслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. По этому поводу швейцарский экономист Ж.Симон де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности.

Теория налога как страховой премии рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком ракурсе налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д. или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Для сторонников классической теории (основатели А.Смит, Д.Риккардо) налоги – один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо другая роль налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы и теории коллективных потребностей. Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.

Центральная идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма (основатель М.Фридман). Согласно данной теории, налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через них изымается излишние количество денег. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

1.2 Налоговое обязательство: понятие, особенности возникновения

Структура налогового обязательства сложная потому, что содержание состоит из нескольких взаимосвязанных объективных прав и обязанностей. Причем некоторые из них, например такие, как определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, носят как бы дополнительный характер, но все же являются при этом обязательственными. Они призваны обеспечить надлежащее осуществление основного субъективного права государства – изъятие часть имущества налогоплательщика. При этом от правоотношений со сложной структурой следует отличать случаи, когда в определенной связи находится группа правоотношений. К этим случаям, в частности, относится связь организационных и имущественных отношений. Организационные налоговые отношения кА бы наслаиваются на основные, обязательственные отношения, не сливаясь с ними.

Безусловно, в рамках налоговых отношений существует необходимость совершения одной стороной уплаты определенной денежной суммы другой стороне. Однако это еще не говорит о том, что государство, в пользу которого уплачен налог, в свою очередь, не обязано совершать какие-либо действия в отношении первой стороны.

По точному замечанию О.С. Иоффе, «… в подавляющем большинстве обязательственных правоотношений каждый из их участников выступает одновременно и в качестве кредитора, и в качестве должника». Таковым является и налоговое обязательство. Здесь важно установить, в отношении какого именно объекта данный субъект следует считать определенное поведение обязанного лица. Даже если оба участника обязательства выступают в качестве правообладателей и обязанных лиц, речь идет о двух юридических объектах – действиях каждого участника, совершаемые им при выполнении функции должника. Но, несмотря на наличие двух юридических объектов, в налоговом обязательстве имеется только один материальный объект – налоговый платеж.

«Было бы неверным считать, что все имущественные интересы сторон тех или иных обязательств сводятся лишь к встречному удовлетворению. Имущественным интересом является и уменьшение платежа, получение льготы, отсрочки, иное преуменьшение материального беремени, возложенного на субъекта». Любой налогоплательщик, если это предусмотрено законом, имеет право на уменьшение своего бремени, соответственно, государство обязано удовлетворить подобный имущественный интерес. Таким образом, государство в налоговом обязательстве – не только сторона, имеющая право требовать от плательщика налога совершения им его обязанностей, но и, сохраняя свой статус правообладателя, оно вместе с тем должно в процессе налогообложения совершать действия, способствующие выполнению обязательства.

Никто не спорит, что при уплате налога имеет место только одностороннее движение стоимости – от плательщик к государству, однако, полагаем не совсем оправданным мнение Е.В. Прохорова, что «…субъект налога несет только обязанность совершения активных действий и не имеет права требовать от государства совершения в отношении себя каких-либо встречных активных действий, а государство вправе требовать от субъекта налога совершения в свою пользу активных действий и не несет перед ним никаких обязанностей».

Субъект обязательственного отношения – даже если это налогоплательщик, не наделенный никакими правами, - логический нонсенс.

Исполнение налогоплательщиком своей обязанности совершения налогового платежа делается невозможным без согласованных со стороны государства действий по принятию этого платежа. Поэтому государство в лице налоговых органов обязуется совершить все действия, направленные на принятие исполнения от налогоплательщика. Так, например, согласно, п.1 ст.342 НК РК исчисление земельного налога для физических лиц производится налоговыми органами, таким образом, для реализации обязательства по данному налогу необходимо совершение государством активных действий.

При этом интересным является тот факт, что, выделяя круг лиц, обязанных совершать в рамках налогового обязательства активные действия, Е.В.. Порохов указывает на так называемых «налоговых калькуляторов», которые обязаны исчислить суммы причитающегося к уплате налога. Спрашивается, чем налоговый орган, обязанный исчислять земельный налог для физических лиц, не подходит к категории « налоговых калькуляторов»?

«Из обязательства вытекают обязанности не только для должника, но и для кредитора. Кредитор обязан принять надлежащим образом предложенное ему исполнение. Он обязан – поскольку это необходимо по обстоятельствам дела – содействовать должнику в исполнении последним своего обязательства» /45/. Государство не просто имеет право, оно обязано воспользоваться полученным исполнением для удовлетворения социально заказанных программ. Обязанность принять налог должна осуществляться строго определенным образом, т.е. за нарушение установленных законом прав, например в случае излишне изъятой суммы у налогоплательщика, государство несет ответственность.

Интересны по этому поводу размышления известного австрийского ученого Ганса Кельзена.

«Реально нарушение установленной правопорядком обязанности приписывается государству лишь в том случае, если эта обязанность имеет имущественно-правовое содержание, если она должна быть исполнена из государственного имущества и если принудительное взыскание должно быть обращено на государственное имущество»./47/ Более того, «приписывание государству, - продолжает Г. Кельзен, - как лицу правонарушения, состоящего в неисполнении обязанности ,возможно, так как состав этого правонарушения предусмотрен государственным правопорядком в качестве условия санкции, т.е. принудителнього взыскания ,которое должно быть обращено на государственное имущество» /47/.

Таким образом, государство в налоговом обязательстве перестает быть стороной, имеющей право только требовать от плательщика налога совершения им его обязанностей, но вместе с тем, сохраняя свои права как правообладателя, оно обязано в процессе налогообложения совершать действия, способствующие выполнению обязательства. Налоговое обязательство представляет собой сложное обязательственное отношение, состоящее из двух взаимосвязанных неразрывных обязательств.

В общем, материальное налоговое отношении представляет собой конструкцию, состоящую из двух существенных элементов:

  1. обязанное поведение налогоплательщика. Содержание этого поведения заключается в ряде действий «в пользу» государства, иначе говоря, не любое поведение может составлять содержание обязанностей плательщика по налоговому обязательству, но лишь такое, которое строго определено законом;

  2. дозволенное поведение государства-реципиента в лице налоговых органов. Так же, как и обязанное поведение налогоплательщика, содержание дозволенного поведения налогового органа строго определено налоговым законом. Реципиенту дозволено требовать исполнения налогового обязательств в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения применять меры принудительного воздействия, предусмотренные законом.

Материальное налоговое отношение носит односторонний характер. Налогоплательщик должен уплатить налог, а государство лично ему за это ничего не обязано. Однако, как уже было сказано, это не говорит о том ,что налогоплательщик по отношению к государству в рамках налогового обязательства не имеет никаких прав. Имеет, и, более того, он вправе требовать от реципиента должного законного поведения. Государство также является обязанным лицом по отношению к налогоплательщику, а последний, соответственно, правообладателем по отношению к государству.

В обязанности государства принять надлежащим образом определенную законом сумму налогового платежа заложен фундамент субъективных прав налогоплательщика. При этом ценность субъективных прав налогоплательщика состоит не в том, что соответствующее поведение является дозволенным, а в том, что связанный с этими правами частный интерес может быть защищен в суде.

Таким образом, связь между государством и налогоплательщиком в налоговом обязательстве состоит в том, что оба обязаны по отношению друг к другу и оба являются правообладателями. Подобная связь возможна только в обязательстве.

Налоговое обязательство – конструкция, которая описывает правовую ситуацию, характеризующуюся тем, что:

  1. Одно лицо, именуемое «налогоплательщик», обязано вести себя определенным образом в отношении другого лица, именуемого «государством»;

  2. Государство имеет интерес в указанном обязанном поведении налогоплательщика; последний своим обязанным поведением удовлетворяет это интерес государства;

  3. Государство является правообладателем в отношении налогоплательщика как обязанного лица, но одновременно оно обязано принять надлежащее исполнение, предоставлять налогоплательщику предусмотренные законом льготы, содействовать исполнению, вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства, а также исполнять другие обязанности, предусмотренные законом;

  4. Налогоплаетльщик является правообладатлем в отношении государства как обязанного лица.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconТеоретические основы подготовки и проведения камеральных налоговых проверок. 6
Порядок оформления, основные этапы и принятие окончательного решения по камеральным налоговым проверкам 20

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconМетодические указания созданы в соответствии с рабочей программой...
К 03. 01. «Теоретические основы товароведения» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые...

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Мдк 01. 01 «теоретические основы организации контроля и испытаний» раздел II, III

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconЛабораторный практикум по дисциплине «Теоретические основы товароведения...
Лабораторный практикум по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы» / Сост. Ш. К. Ганцов, Л. Г. Цветкова, Р. Г....

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconМетодические указания по выполнению курсового проекта По мдк 02....
Мдк 02. 02 Теоретические основы конструирования швейных изделий, профессионального модуля 02. Конструирование швейных изделий. Основная...

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconТеоретические основы оценки деятельности предприятия
Основы стоимостной оценки экологического ущерба и платежей за загрязнение окружающей среды

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconУчебно-методический комплекс по мдк 04. 01. Теоретические и методические...
Мдк 04. 01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного...

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconТеоретические основы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли

1 Теоретические основы налоговых правонарушений 5 iconПрофилактика коррупционных правонарушений в Управлении фнс россии по Свердловской области
Профилактика коррупционных правонарушений одно из важнейших направлений деятельности налоговых органов Свердловской области. Такая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru