Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами


Скачать 463.84 Kb.
НазваниеПрограмма по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами
страница1/5
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Бланки > Программа
  1   2   3   4   5

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи


«Сланцевский центр диагностики и консультирования»

(МОУ «СЦДиК»)

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста.



Программа может быть использована родителями, воспитателями ДОУ, психологами.

Составитель:

педагог-психолог

Ж. В. Гусева

г. Сланцы 2014г.

Актуальность

Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность, поэтому проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной.

Конечно, есть дети, которые легко идут на контакт, они вежливы, способны и с такими детьми нет хлопот. Но ведь есть и такие ребята, с которыми, часто бывает трудно ладить и взрослым, и сверстникам: это могут быть гиперактивные, агрессивные, конфликтные, тревожные, застенчивые дети. Педагог часто не может определиться в выборе приемов эффективного взаимодействия с такими детьми. В связи с этим возникает необходимость в систематизации и создании программ по профилактике нарушенного поведения детей.

Цель:

психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения.

Направленность программы

Программа направлена на развитие коммуникативных навыков и социальных умений у детей.

Возрастной адресат

Дети 5-7 лет.

Ожидаемые результаты

Осознание ребёнком через проживание игровых ситуаций своего персонажа собственных переживаний, своего поведения.

Ребёнок будет использовать полученный опыт в общении со сверстниками.

Снижение проблем в общении у ребёнка со со сверстниками и взрослыми.

Программа реализуется в трёх направлениях:

Первое направление реализуется по линии развития у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.

Второе направление заключается в развитии способности ребенка использовать различные коммуникативные средства.

Третье направление формирует у детей социальные представления, которые возникают в процессе игры.

Содержание и основные этапы коррекционной работы с детьми.

1 этап – диагностический.

Задачи:

-изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения:

- диагностика уровня социально – личностного развития;

- диагностика эмоциональных нарушений;

- наблюдение специалистами и составление индивидуальных профилей эмоционально – личностного развития;

- анкетирование родителей.

2 этап – консультативный

Задачи:

- определение основных целей, задач, принципов и форм работы;

-составление рекомендаций:

  • для педагогов, работающих с проблемными детьми,

  • для родителей, имеющих детей с проблемами в общении.

-определение тем бесед и консультаций для родителей.

3 этап – практический

Задачи:

-реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы;

- определение системы (снижение выраженности нарушенного поведения или его профилактика).

4 этап – контрольно – итоговый.

Задачи:

-определение динамики развития эмоционально личностной сферы у дошкольников, с которыми проводилась направленная коррекционно – развивающая работа, и результативность этой работы.

Условия реализации программы

Цикл практических занятий рассчитан от 10 занятий по 25 мин. Занятия проводятся проводятся индивидуально и малыми группами один раз в неделю. Данная программа коррекционно - развивающих занятий рассчитана на детей старшего дошкольного возраста .
В группе не более 4 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес.

Условия проведения занятий:

  1. принятие ребёнка таким, какой он есть;

  2. нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

  3. учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей
    ситуации;

  4. начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка
    ощущение целостности и завершённости занятия;

  5. игра не комментируется взрослым. Обсуждекние проходит после занятия;

  6. в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.


Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Ситуативно – личностные реакции

Ситуативно – личностные реакции – временные проявления, которые при определенных условиях способствуют формированию устойчивых черт личности ребенка.

Разнообразие ситуативно – личностных реакций характеризует поведение и внешние проявления деятельности ребенка.

ситуативно – личностных реакций не способстуют адаптации к общественным нормам поведения, формируют поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста.

Классификация ситуативно – личностных реакций

Основанием для такой классификации служит характеристика особенностей развития основных сфер психической деятельности ребенка

1.Нарушение поведения в эмоционально – волевой сфере:


- негативизм

- демонстративность

- дурашливость

- обидчивость

- эмоциональная отгороженность

- реакции отказа

- избегание умственных или физических усилий

- нерешительность

- инстинктивная тревога и страхи

- агрессивность

- конфликтность

- несерьезность
2. Нарушения поведения, связанные с нарушением в познавательной сфере:
- нарушение регуляции действий по простой и сложной словесной инструкции (по простому или сложному образцу поведения взрослого или в соответствии с правилами игр);
- сниженная активность умственных действий

- повышенная подражательность и отвлекаемость внимания;

- избегание умственных усилий.
3. Нарушения поведения, связанные с несформированностью психомоторной сферы, процессов торможения и возбуждения

- двигательная расторможенность (повышенный темп движений, суетливость, импульсивность в действиях ранее условленного сигнала и т.п.);

- речевая расторможенность (повышенный темп речи или сила голоса);

- психомоторная заторможенность (замедленный темп движений, пропуск условных сигналов к действию, состояния бездеятельности и т.п.).


4. Нарушения поведения, связанные с нарушениями в мотивационной, познавательной психомоторной сферах одновременно:

- общая дезорганизованность;
- неуправляемость

- непредсказуемость поведения ребенка и т.п.

- повышенная истощаемость.
Одна и та же ситуативно – личностная реакция может указывать на различные нарушения и рассматриваться уже как синдром (совокупность симптомов).


Ситуатив-

но – личностная реакция

1)негативизм

2)демонстративность

3)эмоциональная неустойчивость

4) агрессивность

5) конфликтность

6)нерешительность

7)страхи

8) тревога

9)несерьезность

10)речевая расторможенность

11) эмоциональная отгороженность

12) гиперактивность

13) дефицит внимания

14) избегание умственных усилий

15) непонимание простых и сложных инструкций

16) застреваемость

17) истощаемость умственных и физическая


Виды

нарушенного

поведения

у детей

1) вызывающее;

2) гиперактивное;

3) заторможенное

4) смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства

Диагностика

1)беседы с родителями и воспитателями;

2)заполнение опросников, схем, таблиц, анализа нарушений поведений у детей;

3)подбор психологического инструментария для определения особенностей эмоционально – личностой сферы детей;

4) психолого – педагогическое наблюдение за дошкольниками

Методы

коррекции

нарушенного поведения

1) стимуляция гуманных чувств ребенка

2) ориетация ребенка на состояние сверстника или взрослого;

3) формирование понимания ребенком особенностей нарушенного поведения ;

4) переключение его на иное состояние;

5) стимуляция у ребенка реакции удивления через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого

6) корректировка взрослым «поведения здесь и сейчас»

7) реакция ребенка на нежелательное состояние;

8) варьирование, упрощение, усложнение действий, заданий, которые вводит взрослый в поведение «здесь и сейчас»;

9) предупреждение нежелательного поведения;

10) игнорирование нарушенного поведения

11) положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных и предполагаемых результатов действия и поведения ребенка;

12) стимуляция переживания положительных эмоций у ребенка;

13) формирование чувства юмора у ребенка4

14) стимуляция мотивации к соревновательной деятельности;


Важно помнить, что коррекция нарушенного поведения может происходить только в процессе направленного игрового сотрудничества взрослого и ребенка и представляет собой процесс регулирования ребенком собственного поведения.

Таким образом, используя диагностический инструментарий, классификацию ситуативно – личностных реакций, участники образовательного процесса определяют вид нарушенного поведения ребенка и выходят на необходимость определения стратегии коррекции.

Технология игровой коррекции





Объект


Дети с неконструктивными формами поведения


Цели


- Снижение выраженности нарушений поведения;

- коррекция личностных особенностей с помощью стимуляции умственного, эмоционального, психомоторного развития ребенка в их единстве;

- коррекция через стимуляцию механизмов произвольной регуляции поведения и психических процессов;
- расширение навыков социального поведения ребенка.


Средства

Диагностика нарушений развития и поведения ребенка:
- в процессе беседы с родителями и воспитателями;
- в процессе наблюдений и проведения коррекционных занятий;
- в процессе заполнения анкет и бланков анализа нарушений поведения;
- в процессе диагностики отдельных психических функций.


Объект игровой коррекции(совместно с детьми)

- Родители детей с особым поведением:

- эмоционально «отгороженные» родители;
- родители с депрессивным настроением;
- родители с тенденцией гиперопеке;
- родители детей с педзапущенностью;
- родители с тенденцией к жесткому обращению с детьми;
- родители с активной жизненной позицией

Результат игровой коррекции

- обучение родителей игровому поведению с ребенком;
- стимуляция преращения взрослого в непосредственного участника детских игр;

- обучение взрослого детским играм и коррекционным программам;
- расширение знаний родителей и педагогов об особенностях и проблемах ребенка.

Этапы игровой коррекции

Этапы

1 «Хочу играть», получать удовольствие от игры, от общения с другими людьми.

2. «Могу играть» самостоятельно или при помощи и активном участии взрослого.

На этих двух этапах ребенок добровольно принимает на себя ограничения, ответственность, преодолевая собственное «не хочу», «боюсь, не получится».

3. «Надо играть» по правилам, которые предлагает взрослый. На этом этапе не всегда сразу можно разобраться, почему ребенок нарушает правила поведения или выполнение игровых действий – это одна из важнейших целей игротерапии.



Нарушения

в процессе игры

На 1 этапе: нарушение в способности принимать игровые действия от взрослого. Это может проявиться в виде негативизма, демонстративности, отгороженности, повышенной тревожности, страха.

Ребенок с нарушением поведения хочет играть, но трудно наладить эффективное игровое взаимодействие.

На 2 этапе: нарушения проявляются в том, что интеллектуальные возможности не позволяют использовать более сложные игры, и тогда взрослый выбирает варианты игры или упрощает условия, структуру игры.

Главное – чтобы чувство успеха не покидало ребенка.

На 3 этапе: ребенок не берет ответственность за свое неправильное поведение, избегает проявлять произвольные усилия, на грани «приятного с неприятным» нарушает правила – ограничения в способах выполнения игровых действий при взаимодействии детей и взрослых.

Цели взрослого

Возможны игры не интересны взрослому, но тем не менее, играть с ребенком необходимо!

Главное – творчество, умение конструировать новые игровые задачи для преодоления нарушенного у ребенка поведения.


Критерии произвольного поведения

Если ребенок не проявляет значительных нарушений поведения на всех этапах игры, то такое поведение можно назвать осознанным, мотивированным, самостоятельным, т.е саморегулирующим. Такое поведение необходимо для адаптации к условиям жизни в социуме.




Содержание игровых задач по коррекции нарушений поведения ребенка

Вид нарушенного поведения

Содержание игровой задачи

Агрессивность,

вспыльчивость

Направлена на осознание ребенком особенностей агрессивного и вспыльчивого поведения:

- взрослый подходит к ребенку, который кого – то обидел, и предлагает совместно с ребенком написать ему письмо, с разъяснениями по поводу произошедшего. Далее всем вместе предлагается всем вместе обсудить сложившуюся ситуацию.

Направлена на выработку реакции на агрессивное поведение:

- взрослый берет «щит», ребенок «меч», взрослый дразнитего защищается


Демонстративность,

негативизм

Направлена на стимуляцию чувства удивления у ребенка через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого:

- взрослый в поле внимания ребенка играет в любую игру с другими детьми, так чтобы вызвать у ребенка интерес к игре. Когда он увлечется игрой, взрослый предлагает ему принять участие в ней

Конфликтность

Направлена на осознание ребенком конфликта через обучение выражению собственных переживаний , агрессивного поведения словами (обида, злость, добро…)

Эмоциональная неустойчивость(обидчивость)

Направлена на осознание ребенком различных эмоциональных состояний;

- взрослый просит загадать 2 – 3 цвета «настроения». В процессе игры взрослый задает ребенку наводящие вопросы: «почему ты выбрал именно этот цвет настроения; когда и какого цвета бывает твое настроение чаще (утром, вечером…)?»

Эмоциональная отгороженность

Напрвлена на новизну, необычность игры в сочетании с формированием положительных эмоций у ребенка:

- кубик или другой предмет кладет на голову ребенку; затем ребенок наклоняет голову и пытается поймать кубик в руки

Нерешительность

Направлена на положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка

Страхи

Направлена на моделирование (провокацию) и преодоление состояния «здесь и теперь» в единстве с направленостью на осознание особенностей боязливо – тревожного поведения. Рабенка, направленных на преодоление тревоги:

- Ребенок боится высоты; взрослый предлагает перепрыгнуть невысокое препятствие, с невысокой ступеньки и т.д. ребенок выполняет это или нет. Затем взрослый беседует с ребенком о его страхе так, чтобы страх постепенно уходил.

Заторможенность


Направлена на стимуляцию положительных эмоций, через мотивацию соревновательности у ребёнка:

- совместные игры со взрослым соревновательного характера.

Избегание умственных усилий

Направлена на стимуляцию умственной активности ребёнка.

Снижение умственной работоспособности

Направлена на варьирование, упрощение действий, задания с целью стимуляции, поддержания умственной активности ребёнка.

Дефицит внимания

Направлена на положительное подкрепление реальных результатов игровых действий ребёнка:

-взрослый предлагает ребёнку посмотреть вокруг и назвать всё круглое (красное и т.д.).

Двигательная расторможенность

Направлена на переключение, на состояние другого ребёнка:

-взрослый: «Коля, Ира, встаньте на скамейку и держитесь за руки, что бы не упасть! Попробуйте руки не разрывать и на скамейке устоять! Друг на друга не обижаться , между собою не толкаться!»

Застреваемость


Направлена на поощрения усилий ребёнка.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами icon«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПроект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство»
Доу; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПрограмма лагеря с дневным пребыванием детей Нагорнова М. А
Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconРабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической,...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПриема и отчисления
Настоящее Положение разработано в целях упорядочения приема и отчисления детей дошкольного возраста в доу; социальной поддержки семей,...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПрограмма «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая...
Программа является интеллектуальной собственностью цдод «Созвездие» и не может быть использована вне данного учреждения без согласования...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПрограмма дисциплины «иностранный язык (немецкий)» для направления 46. 03. 01. «История»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...

Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста. Программа может быть использована родителями, воспитателями доу, психологами iconПрограмма дисциплины «иностранный язык (немецкий)» для направления 51. 03. 01. «Культурология»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru