СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………..
|
3
|
Учебно-тематический план…………………………………………………...
|
5
|
Содержание и методическое обеспечение программы……………………..
|
6
|
Список литературы……………………………………………………………
|
20
|
Приложение: конспекты занятий…………………………………………….
|
21
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
Программы «Лепка» основана на программе Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для малышей» .
Цель – развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Задачи:
Приобщение ребенка к окружающей среде.
Воспитание эстетическое восприятия детей.
Приобщение к миру искусства.
Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.
Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.
Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
Содержание программы:
Отрывать кусочки пластилина (глины) и круговыми движениями обеих рук образовывать несложные предметы из пластилина (глины) (конфетки, шарики, орешки), разрывать глину на части, мять, раскатывать и расплющивать её ладонями;
делить пластилин (глину) на части и прямыми движениями рук, образовывать несложные предметы (столбики, сосиски, конфетки);
раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук и создавать столбики, края которых соединяют (бублики);
раскатывать пластилин (глину) круговыми движениями рук и сплющивать между ладонями, образовывая дископодобные формы (пирожки, коржики, котлеты и др.);
делить пластилин (глину) на 2-3 части, раскатывать его прямыми и круговыми движениями и лепить несложные предметы (гриб, птичка, зайчик, неваляшка).
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут:
Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.
Уметь отделять от большого куска пластилина (глины) небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1 - 3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.
Продолжительность обучения:
Программа «Лепка» для детей 3-4 лет рассчитана на 1 год обучения.
Оптимальной формой проведения работы выбрана форма занятия как наиболее приемлемая в дошкольном учреждении.
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, с октября по май (всего 32 занятия). Продолжительность занятия 20 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
| Раздел
| Количество занятий
| 1
| Воздушные шары
| 1
| 2
| Созрели яблочки в саду
| 1
| 3
| Звездное небо
| 1
| 4
| Бусы для Люси
| 1
| 5
| Солнышко проснулось, деткам улыбнулось
| 1
| 6
| Мы делили апельсин
| 1
| 7
| Клубочки для котенка
| 1
| 8
| Пищащий комочек
| 1
| 9
| Конфетки
| 1
| 10
| Снеговик
| 1
| 11
| Елочный шарик
| 1
| 12
| Птичка
| 1
| 13
| Птички и кормушки
| 1
| 14
| Новогодние подарки
| 1
| 15
| Угощение для дня рождения
| 1
| 16
| Черепаха
| 1
| 17
| Улитка, улитка, выпусти рога
| 1
| 18
| Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки
| 1
| 19
| Мышка-норушка и золотое яичко
| 1
| 20
| Уточка с утятами
| 1
| 21
| Маленькая куколка
| 1
| 22
| Угощение для кукол
| 1
| 23
| Вот что мы умеем
| 1
| 24
| Самолет летит
| 1
| 25
| Матрешки
| 1
| 26
| Зайчик
| 1
| 27
| Божьи коровки
| 1
| 28
| Ежик
| 1
| 29
| Радуга-дуга
| 1
| 30
| Бревенчатый домик
| 1
| 31
| Башенка
| 1
| 32
| Лепка по желанию
| 1
|
| ИТОГО
| 32
| СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Обучение грамоте
(Развитие речи, обучение чтению, письмо, каллиграфия)
№п/п
| Месяц
| Тема занятия
| Задачи
| Форма проведения
| Методическое оснащение и дидактический материал
| Литература
| 1
| Октябрь
1 неделя
| Воздушные шары
| 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.
3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
4. Развивать эстетическое и образное восприятие.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 2
| 2 неделя
| Созрели яблочки в саду
| 1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.
2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
4. Развивать образное восприятие
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 3
| 3 неделя
| Звездное небо
| 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 4
| 4 неделя
| Бусы для Люси
| 1. Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.
2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.
3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
4. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 5
| Ноябрь
1 неделя
| Солнышко проснулось, деткам улыбнулось
| 1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 6
| 2 неделя
| Мы делили апельсин
| 1. Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов.
2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов.
3. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 7
| 3 неделя
| Клубочки для котенка
| 1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
4. Развивать мелкую моторику рук.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 8
| 4 неделя
| Пищащий комочек
| 1. Вызвать у детей интерес к глине как художественному материалу;
2. Учить правильно работать с нею; 3. Познакомить со свойствами глины;
4. Поддерживать стремление к образному обозначению вылепленных изделий и учить придумывать названия для предметов и персонажей.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 9
| Декабрь
1 неделя
| Конфетки
| 1. Учить детей лепить конфеты круглой и продолговатой формы.
2. Продолжать учить детей скатывать шарики из глины круговыми движениями рук; раскатывать толстые столбики прямыми движениями рук.
3. Развивать речь и мышление, мелкую моторику.
4. Воспитывать отзывчивость и доброту.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 10
| 2 неделя
| Снеговик
| 1. Закреплять умение лепить знакомые формы; лепить фигурки из частей.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 11
| 3 неделя
| Елочный шарик
| 1. Продолжать учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками.
2. Развивать речь и мышление.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 12
| 4 неделя
| Птичка
| 1. Создать из двух округлых форм фигурку птички, соединить части, лепить прищипыванием клюв, хвост.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 13
| 5 неделя
| Птички и кормушки
| 1. Продолжать воспитывать умение лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями; акцентируя их внимание на том, что при соединении головы и туловища надо плотно прижимать одну часть к другой и кончиками пальцев оттягивать от основной формы;
2. Добиваться выразительной передачи формы, строения.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 14
| Январь
3 неделя
| Новогодние подарки игрушкам
| 1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, вызвать приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником;
2. Совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять при скатывании комка глины прямыми движениями полученную форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на поверхности формы; 3. Развивать воображение: с помощью стеки украшать вылепленное изделие узором.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 15
| 4 неделя
| Угощение для дня рождения
| 1. Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке; упражнять в скатывании глины (пластилина) прямыми движениями между ладонями;
2. Совершенствовать умение соединить концы полученного столбика в виде кольца: побуждать к лепке пирожных по представлению, продолжать воспитывать умение защипывать пальцами края полученной формы и, используя стеку, украшать вылепленное изделие бисером.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 16
| 5 неделя
| Черепаха
| 1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 17
| Февраль
1 неделя
| Улитка, улитка, выпусти рога
| 1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.
4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 18
| 2 неделя
| Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки
| 1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
2. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).
4. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 19
| 3 неделя
| Мышка-норушка и золотое яичко
| 1. Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.
2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
3. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
4. Развивать сюжетно-игровой замысел
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 20
| 4 неделя
| Уточка с утятами
| 1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка).
4. Развивать чувство формы и композиции.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 21
| Март
1 неделя
| Маленькая куколка
| 1. Учить создавать в лепке образ куклы.
2. Учить лепить предмет, состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова).
3. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять две части предмета приемом прижимания.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 22
| 2 неделя
| Угощение для кукол
| 1. Дать детям возможность почувствовать себя в роли поваров, которые работают на кухне в детском саду.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 23
| 3 неделя
| Вот что мы умеем
| 1. Учить детей лепить из пластилина предмет по собственному замыслу.
2. Развивать доброжелательное отношение к окружающим.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 24
| 4 неделя
| Самолет летит
| 1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
3. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 25
| 5 неделя
| Матрешки
| 1. Вызвать у детей интерес к образу, желание вылепить пляшущих матрешек (руки расставить в стороны)
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 26
| Апрель
1 неделя
| Зайчик
| 1. Учить детей изображать зайчика-игрушку: делить глину на три части, скатывать два шара (большой для туловища, маленький для головы), раскатывать длинный цилиндр и сгибать его (это ушки); учить соединять части, прижимая их.
2. Воспитывать активность, самостоятельность.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 27
| 2 неделя
| Божьи коровки
| 1. Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином;
2. Развивать мелкую моторику.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 28
| 3 неделя
| Ежик
| 1. Развивать у детей интерес к лепке;
2. Совершенствовать умение
скатывать глину круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек;
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 29
| 4 неделя
| Радуга-дуга
| 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.
2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 30
| Май
2 неделя
| Бревенчатый домик
| 1. Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность; 2. Упражнять в раскатывании комков глины между ладонями прямыми движениями обеих рук;
3. Учить конструировать из вылепленных «бревен» домик.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 31
| 3 неделя
| Башенка
| 1. Изображать формы, похожие на овальные, соединять их.
2. Лепить простейшие предметы
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
| 32
| 4 неделя
| Лепка по желанию
| 1. Развивать у детей самостоятельность в лепке;
2. Закреплять умение скатывать и раскатывать глину, узнавать в своей лепке знакомые образы, называть их.
| Занятие
| Наглядный материал, материал для лепки, доски, стеки, салфетки
| конспект
|
|