Скачать 0.77 Mb.
|
ГОУ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ» для самостоятельной работы студентов заочного отделения IV курса факультета МВСО Казань 2008 УДК 614.253.5:616-053.9 (075.8)ББК 52.5 я 73Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского Государственного медицинского университетаСоставители: заведующий кафедрой внутренних болезней № 2, доктор медицинских наук, профессор Хамитов Р.Ф., заслуженный деятель науки РТ, доктор медицинских наук, профессор Латфуллин И.А., ассистент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ишмурзин Г.П., доцент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ахмерова Р.И.Рецензенты:д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования Семина И.И. д.м.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и организации сестринского дела Вахитов Ш.М. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО / Хамитов Р.Ф., Латфуллин И.А., Ишмурзин Г.П., Ахмерова Р.И. – Казань: КГМУ,-2008.- 54 с. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» (третий уровень высшего профессионального образования). В учебном пособии представлены темы занятий, схема и темы контрольных работ по гериатрии, тематический план лекций, тестовые задания и ситуационные задачи. Данное пособие составлено с учетом специфики обучения на факультете МВСО, выделены особенности сестринского процесса в пожилом и старческом возрасте. © Казанский государственный медицинский университет, 2008 ОглавлениеВведение………………………………………………………………………………..4 Содержание программы……………………………………………………………….6 Темы для самостоятельных работ…………………………………………………….8 Порядок изучения дисциплины……………………………………………………...12 Тематический план лекций………………………………………………….….........12 Тематический план контрольных работ…………………………………………….14 Тема 1 Гериатрия как клиническая дисциплина ……………..…………………….17 Тема 2 Организация гериатрической помощи в России………………...…….……20 Тема 3 Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого возраста ……..23 Тема 4 Основные принципы лекарственной терапии, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста………………………………………….26 Тема 5 Старение и болезни сердечно-сосудистой системы….…………………….29 Тема 6 Старение и болезни дыхательной системы…...…………………………….33 Тема 7 Старение и болезни органов пищеварения ………………….……………37 Тема 8 Старение и заболевания органов мочевыделения …………………………41 Тема 9 Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, крови и эндокринной систем……………………..…………………………………………..44 Тема 10 Старение и болезни нервной системы …………………………………….48 Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………………...52 Основные знания, необходимые для освоения дисциплины………………………53 Литература………………………………………..………………………….……..…53 4 ВВЕДЕНИЕЦелью профессиональной деятельности выпускника по специальности 060109 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала. Приоритетными являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия ХХ века характеризовались неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи : создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому. Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека. В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ:
5
В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ:
6
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:
Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением:
Содержание программы: определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее 7 распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии. Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, их выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении. Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. 8 Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Наименование тем для самостоятельной работы
|
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту по производственной практике «Сестринское дело в терапии», М4/9 | Составлена в соответствии Государственными требованиями к минимуму содержании и уровню подготовки выпускника по специальности Сестринское... | ||
Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее... | |||
Рассмотрено и рекомендовано к применению цикловой методической комиссией специальности 34. 02. 01 Сестринское дело | Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов 3,4 курса специальности «Сестринское дело» при изучении темы «Сестринский... | ||
Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования 34.... | Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. №502 “Об утверждении федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по... | Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |