«сестринское дело в гериатрии»


Название«сестринское дело в гериатрии»
страница1/7
ТипТематический план
  1   2   3   4   5   6   7



ГОУ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ»

для самостоятельной работы студентов

заочного отделения IV курса факультета МВСО

Казань 2008

УДК 614.253.5:616-053.9 (075.8)

ББК 52.5 я 73




Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского Государственного медицинского университета




Составители: заведующий кафедрой внутренних болезней № 2, доктор медицинских наук, профессор Хамитов Р.Ф., заслуженный деятель науки РТ, доктор медицинских наук, профессор Латфуллин И.А., ассистент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ишмурзин Г.П., доцент кафедры внутренних болезней № 2, кандидат медицинских наук Ахмерова Р.И.




Рецензенты:


д.м.н., профессор, декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования Семина И.И.

д.м.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и организации сестринского дела Вахитов Ш.М.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО / Хамитов Р.Ф., Латфуллин И.А., Ишмурзин Г.П., Ахмерова Р.И. – Казань: КГМУ,-2008.- 54 с.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения факультета МВСО составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» (третий уровень высшего профессионального образования). В учебном пособии представлены темы занятий, схема и темы контрольных работ по гериатрии, тематический план лекций, тестовые задания и ситуационные задачи. Данное пособие составлено с учетом специфики обучения на факультете МВСО, выделены особенности сестринского процесса в пожилом и старческом возрасте.

© Казанский государственный медицинский университет, 2008

Оглавление


Введение………………………………………………………………………………..4

Содержание программы……………………………………………………………….6

Темы для самостоятельных работ…………………………………………………….8

Порядок изучения дисциплины……………………………………………………...12

Тематический план лекций………………………………………………….….........12

Тематический план контрольных работ…………………………………………….14

Тема 1 Гериатрия как клиническая дисциплина ……………..…………………….17

Тема 2 Организация гериатрической помощи в России………………...…….……20

Тема 3 Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого возраста ……..23

Тема 4 Основные принципы лекарственной терапии, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста………………………………………….26

Тема 5 Старение и болезни сердечно-сосудистой системы….…………………….29

Тема 6 Старение и болезни дыхательной системы…...…………………………….33

Тема 7 Старение и болезни органов пищеварения ………………….……………37

Тема 8 Старение и заболевания органов мочевыделения …………………………41

Тема 9 Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, крови и

эндокринной систем……………………..…………………………………………..44

Тема 10 Старение и болезни нервной системы …………………………………….48

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………………...52

Основные знания, необходимые для освоения дисциплины………………………53

Литература………………………………………..………………………….……..…53

4

ВВЕДЕНИЕ


Целью профессиональной деятельности выпускника по специальности 060109 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом.

В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала.

Приоритетными являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия ХХ века характеризовались неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи : создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому.

Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ:

  • принципы организации гериатрической помощи;

  • особенности организации и работы сестринской службы в гериатрии;

  • принципы и особенности организации работы подразделений гериатрической помощи (амбулаторной и стационарной);

  • нормативные документы всех уровней, регламентирующие работу гериатрической службы;

  • отчетную документацию гериатрических подразделений;

  • особенности медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста;

  • основные теории и механизмы старения, проблемы старения, старости, долголетия;

  • основные методы определения биологического возраста человека;

  • основные причины и факторы риска преждевременного старения;

  • особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста;



5

  • причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния;

  • особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста;

  • наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения;

  • особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний почек и мочевыделительной системы;

  • особенности проявления и течения заболеваний кроветворной и эндокринной системы;

  • особенности проявления и течения заболеваний костно-мышечной системы;

  • особенности проявления и течения нервно-психических расстройств;

  • основные принципы лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации. Опасность развития побочных эффектов лекарств, меры их предупреждения;

  • наиболее часто встречающиеся неотложные состояния, особенности их проявлений и принципы оказания неотложной помощи;

  • настоящие и потенциальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, их семьи;

  • принципы реабилитации, психологической поддержки;

  • основные задачи сестринской службы, сестринского ухода при решении проблем гериатрических пациентов.

В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ:

  • использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста;

  • провести сбор информации, используя опрос, осмотр, пальпацию и аускультацию и оценить состояние пациента. Определить наличие признаков, свидетельствующих о дестабилизации его состояния;

  • определить реакцию человека пожилого и старческого возраста: на изменение окружающей среды, болезнь;

  • оценить факторы окружающей среды, выявить факторы риска прогрессирования старения и ухудшения течения заболеваний;

  • определить настоящие и приоритетные проблемы. Установить их приоритетность;

  • на основании собранной информации, определения реакции на факторы среды и болезнь, выявленные проблемы сформулировать сестринский диагноз;

6

  • сформулировать задачи ухода и составить план выполнения с учетом лечения, назначенного врачом;

  • провести оценку достигнутых результатов;

  • проводить обучение пациента, родственников приемам само- и взаимопомощи с учетом настоящих и потенциальных проблем;

  • определить участников медико-психологической и социальной помощи и учесть взаимодействие с ним и при составлении и выполнении плана сестринской помощи;

  • составить план занятий со средним медицинским персоналом с учетом наиболее значимых проблем гериатрических пациентов.


БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

  • с современными достижениями в области изучаемой клинической сестринской дисциплины;

  • с методикой проведения научной работы по проблемам организации, лечебно-диагностической помощи, реабилитации и профилактики различных заболеваний в области изучаемой клинической дисциплины.

Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением:

  • развитию первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

  • пересмотру деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на сокращение сроков пребывания в стационаре;

  • увеличению объема реабилитационных мероприятий;

  • формированию больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

  • внедрению хосписов и оказанию паллиативной помощи умирающим.


Содержание программы: определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской

сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее

7

распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии.

Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, их выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении. Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение и анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.

8

Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Наименование тем для самостоятельной работы

№ пп.

Тема и ее содержание

1

2

1

Современная возрастная классификация, основные методы определения биологического возраста человека, факторы риска преждевременного старения, особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого

возраста.




9

1

2

2

Основные законодательно-правовые документы, регламентирующие работу гериатрической службы и медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп

3

Особенности медико-социальной помощи, структура, организация работы и необходимое оснащение основных структурных подразделений гериатрической помощи. Основные формы учетно-отчетной документации

4

Задачи сестринской службы и должностные обязанности старшей и главной медицинской сестры

5

Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций на болезнь у людей пожилого и старческого возраста

6

Причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния и наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике

7

Основные потребности и проблемы у лиц пожилого и старческого возраста, причины их возникновения. Особенности вербального и невербального общения, сбора информации

8

Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов возрастных групп

9

Основные побочные эффекты препаратов, особенности их проявлений. Группы риска, возможные последствия проводимых диагностических и лечебных мероприятий. Меры профилактики лекарственных осложнений у лиц пожилого и старческого возраста

10

Основные методы нефармакологического лечения и питания. Возможности их применения на догоспитальном этапе. Меры безопасности

11

Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста и их родственников, связанные с проведением медикаментозной и немедикаментозной терапии

12

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у пожилых больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.




10

1

2

13

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы пожилом и старческом возрасте. Основные син-дромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотлож-ные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикамен-тозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы

14

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с болезнями органов пищеварения. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями органов пищеварения

15

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний мочевыделительной системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с болезнями мочевыделительной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями мочевыделительной системы
















11

1

2

16

Сбор информации, оценка состояния пациента, определение ведущего синдрома. Определение необходимости в оказании экстренной медицинской помощи пациенту. Определение приоритетной проблемы больного, формулировка ее в форме сестринского диагноза. Выделение группы риска. Составление плана сестринской помощи с учетом приоритетности проблем, целей и задач сестринского ухода. Привлечение пациента и его родственников к процессу ухода. Обучение приемам само- и взаимопомощи. Работа в составе медицинской и медико-социальной команды. Координирование работы с социальной службой, другими службами, связанными с оказанием социально-бытовой помощи лицам престарелого возраста

17

Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями нервной системы.

18

Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«сестринское дело в гериатрии» iconПромежуточная аттестация специальность 34. 02. 01 Сестринское дело...
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту по производственной практике «Сестринское дело в терапии», М4/9

«сестринское дело в гериатрии» iconРабочая программа учебной практики пм. 02. Участие в лечебно-диагностических...
Составлена в соответствии Государственными требованиями к минимуму содержании и уровню подготовки выпускника по специальности Сестринское...

«сестринское дело в гериатрии» iconОбразец манипуляционной тетради по дисциплине «сестринское дело в...

«сестринское дело в гериатрии» iconПрограмма по производственной практики пм. 04.: Выполнение работ по профессии
Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее...

«сестринское дело в гериатрии» iconМетодические рекомендации для студентов «Формы и методы организации...
Рассмотрено и рекомендовано к применению цикловой методической комиссией специальности 34. 02. 01 Сестринское дело

«сестринское дело в гериатрии» iconЗадание № Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при лейкозах, и заполните таблицу
Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов 3,4 курса специальности «Сестринское дело» при изучении темы «Сестринский...

«сестринское дело в гериатрии» iconРабочая программа преддипломной практики программа подготовки специалистов...
Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования 34....

«сестринское дело в гериатрии» iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. №502 “Об утверждении федерального государственного образовательного...

«сестринское дело в гериатрии» iconРабочая программа учебной практики специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело пм. 04
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по...

«сестринское дело в гериатрии» iconРабочая программа учебной практики специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело пм. 04
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru