Скачать 223.85 Kb.
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирская область «Бердский медицинский колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов «Формы и методы организации и проведения санитарно - просветительской работы среди населения» Специальности: 34.02.01 Сестринское дело 2016 Рассмотрено и рекомендовано к применению цикловой методической комиссией специальности 34.02.01 Сестринское дело. Протокол №______ от «____» ____________ 2016 г. Председатель ЦМК _____________Л.А. Плешкова УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной части ________________________Т.Д. Храменкова «____»______________2016 г. Разработчики:
Рецензент: Заведующий Центра здоровья ГБУЗ НСО «Бердская ЦГБ» _____________ Подойма Виктор Васильевич «____»________________20___г. Рецензент: Методист высшей квалификационной категории – Аксенова Ирина Юрьевна Пояснительная записка Данное методическое пособие составлено с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 34.02.01 Сестринское дело. Целью пособия является:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНКЕТЫ I. Формулировки преамбулы анкеты должны включать следующие позиции:
Анкета пациента клиники «Медицина» Приветствие Уважаемый пациент! Описание, кто и зачем проводит анкетирование Администрация клиники «Медицина» проводит изучение мнения пациентов по вопросам повышения качества обслуживания Правила заполнения анкеты Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Подчеркивание значимости мнения респондента Пожалуйста, ответьте на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас. II. Рекомендации по составлению основной части анкеты При составлении анкеты следует соблюдать правило пяти НЕ. - Не перегружать анкету большим количеством вопросов (во-первых, трудно отвечать, пациент будет раздражаться, во-вторых, она потребует много времени для обработки). Оптимальное количество - 10-15 вопросов. Из них большинство должно быть закрытыми (с готовыми ответами). - Не использовать в анкете перекликающиеся вопросы, связанные с одним и тем же аспектом изучаемого явления. - Не заставлять отвечающего постоянно оценивать себя, лучше, если он выступает в роли эксперта, анализирующего проблему (косвенные вопросы). Это правило действует в случае составления анкет для подростков, по социально значимым проблемам. Чем старше пациент, тем труднее ему отвечать на косвенные вопросы. - Не использовать в анкете термины, которые могут быть непонятны респондентам. - Не забывать об ответственности за формулировку вопросов анкеты (этичность, конфиденциальность). Виды вопросов анкеты Закрытый дихотомический вопрос (варианты ответов - да, нет). Проходили ли Вы диспансеризацию в 20___________году? а) да; б) нет. Закрытый альтернативный вопрос (надо выбрать один ответ). Как часто Вы посещаете участкового терапевта? а) не реже 1 раза в месяц; б) не реже 1 раза в 6 месяцев; в) 1 раз в год; г) реже чем 1 раз в год. Поливариативный вопрос (можно выбрать несколько вариантов ответа). Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию о профилактике заболеваний? а) врач-стоматолог; б) родственники; в) друзья и коллеги; г) телевизионные программы и реклама; д) иное________________. Ранговый вопрос (необходимо указать степень важности чего-либо). Что препятствует посещению Вами стоматолога с профилактической целью? (Оцените степень важности для Вас каждого утверждения по 5-балльной шкале, где 5 - наибольшая важность.) Факторы
Открытый вопрос 2 (респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ). Какие проблемы Вы хотели бы обсудить с врачом? Общие правила оформления анкеты 1. Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 пунктов). 2. Текст вопроса печатается жирным шрифтом, а варианты ответов - без выделения. 3. Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами. 4. Вопросы должны быть заданы в вежливой форме, этичными и грамматически правильными. 5. Вопросы должны быть простыми, ясными, без сложных оборотов и специальных терминов. 6. Ответы должны давать конкретный результат. 7. Нельзя допускать переноса половины ответа на вопрос на другую страницу. 8. Если вопрос открытый, необходимо оставлять достаточно места для того, чтобы можно было вписать ответ от руки. 9. Для фиксации ответов на закрытый вопрос желательно делать пометки в квадрате, соответствующем каждому варианту ответа, или обводить номер ответа, а не зачеркивать (подчеркивать). III. Рекомендации по составлению заключительной части анкеты Заключительная часть анкеты обычно включает нижеследующие компоненты. 1. Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях. Пациенты должны иметь возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты (например, Ваши пожелания и предложения клинике). Можно поинтересоваться у опрашиваемых, насколько полезным или своевременным считают они опрос (Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса?). 2. Информация о респонденте. В этот раздел должны попасть данные о пациенте, необходимые для того, чтобы качественно проанализировать полученные результаты, т.е. социально-демографические характеристики респондентов: пол, возраст, принадлежность к тому или иному социальному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Это как бы визитная карточка респондента, его схематичный 3. Открытые вопросы требуют определенного умственного напряжения респондента, значительно повышают затраты времени на опрос и обработку результатов анкетирования. Однако на такие вопросы человек отвечает соответственно тому, как он видит и чувствует проблему, пользуясь своими средствами выражения, т.е. на него не влияют формулировки ответов. 4. С точки зрения вежливости целесообразно заключительную часть предварить таким, например, текстом: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы пациентов, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе». Примеры вопросов заключительной части анкеты: Ваш пол: а) мужской; б) женский. Укажите Ваш возраст: а) до 18 лет; б) 19-25 лет; в) 26-35 лет; г) 36-45 лет; д) 46-55 лет; е) старше 55 лет. Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотное) исследование - тестирование анкеты на выборке людей. Опрашиваемым (не менее пяти человек) задаются все вопросы из анкеты и три дополнительных. - Какой вопрос, по Вашему мнению, был самым важным в анкете? - На какой вопрос было труднее всего отвечать? - На какой вопрос не хотелось отвечать? После этого необходимо проанализировать полученную информацию и, если нужно, переработать неудачные вопросы анкеты. Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, т.е. систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования. Если проводится ручная обработка информации, то следует заранее приготовить вспомогательные таблицы. IV. Пример результатов обработки анкеты Всего было опрошено 45 человек. Средний возраст участников опроса - 29 лет. Среди респондентов 75% составили женщины, 25% - мужчины. После анализа результатов анкетирования стало видно, что узнать о методах профилактики заболеваний у собственных детей хотели бы 85,1% опрошенных (40 человек), затруднились ответить на этот вопрос 6,4% (3 человека), а 8,6% опрошенных (4 человека - 3 мужчин, 1 женщина) такой потребности не имеют. Необходимость получения печатной информации от медицинских работников по уходу за ребенком (памяток) подтвердили 39 человек, что составляет 83%. образец графического изображения результатов анкетирования 1. Количество употребляемых овощей и фруктов за день
Образец анкеты АНКЕТА ПАЦИЕТА ГБУЗ НСО «Бердская ЦГБ» педиатрического участка № 5 Уважаемые пациенты! Студентка 4 курса ГАПОУ НСО «Бердского медицинского колледжа» проводит анкетирование с целью изучения уровня информированности родителей о возможных причинах бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста. Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Пожалуйста, ответьте на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас! 1. Курите ли вы в присутствии ребёнка?
2.Есть ли аллергия на антибиотики?
3. Есть ли у ребенка родственники, страдающие бронхиальной астмой?
4. Как часто ребенок переносит респираторные заболевания (ОРЗ, бронхит и т.д.):
5. Есть ли аллергия у ребенка на:
6. Имеете ребенок пищевую аллергию?
7. Как часто проводите влажную уборку:
8. Как часто проветриваете помещение:
9. Имеются ли в доме ковры, растения?
10. Соблюдали ли Вы при беременности гипаллергенную диету ?
11. Сколько лет вашему ребенку ___________________ 12. Пол Вашего ребенка:
Благодарим Вас за участие в анкетировании! МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УСТНЫХ МЕТОДОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Индивидуальная беседа. Тема беседы подбирается с учетом профиля отделения, сезонности заболеваемости, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной. Вводная часть знакомит с поставленной темой, доказывает ее важность. Основная часть дает фактический материал, разбирает вопрос с разных сторон. В заключительной части делается вывод. Продолжительность беседы 15-20 минут, используется рабочее время не менее 4-х часов в месяц. Необходимо предварительно составить реферат или конспект с указанием списка использованной литературы. Каждый пункт в реферате следует писать с новой строки. Особо важные места следует выделять или брать в рамку. При составлении реферата следует предварительно продумать свое выступление. Реферат обязательно рецензируется врачом. Беседы (групповые) – это 20-30–минутное выступление медицинской сестры перед коллегами или пациентами. Число участников должно быть небольшим (10-15 человек). Ведущий комментирует ответы и доводит новый материал по теме. Строится в виде обмена мнениями по заданной теме. После актуализации темы выступающая медицинская сестра начинает задавать в заранее продуманном порядке вопросы слушателям – каждому в отдельности так, чтобы охватить всех или большинство. Средства устного метода: лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, курсовое гигиеническое обучение – обеспечивают непосредственный контакт со слушателем. В выступлении по радио и на телевидении вовлекается одновременно большое количество населения. Лекция – основная форма традиционного обучения, проводится, как правило, врачом, но может проводиться и хорошо подготовленным сестринским персоналом. Все советы научно аргументируются, планируется время для ответов на вопросы. Вечер вопросов и ответов – ведущий отвечает на вопросы, которые задает аудитория. До начала вечера подобранные по разделам вопросы передаются ведущему, который отвечает на них последовательно, в соответствии с темой. Вновь поступающие вопросы группируются по разделам для последующей работы. Время проведения – не более двух часов. Широкое распространение получают в последние годы школы здоровья, целью создания которых являются:
Памятка–книжка предназначена для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.
Плакат – настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом. Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (форма А4-А3) с текстом на обороте. Он привлекает внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое. Листовка – печатный или рукописный листок информационного содержания. Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения. Текст – краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях Буклет – печатное иллюстрированное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья. Санитарный бюллетень – это один из способов санитарного просвещения населения, применяемый учреждениями здравоохранения в рамках гигиенического обучения и воспитания населения и с целью его привлечения к активному участию в охране собственного здоровья. Санбюллетень должен быть медицинской тематики и направлен не на лечение определенной болезни, а на профилактику и предупреждение этого заболевания у населения. По стилю оформления приветствуются оригинальные санбюллетени, ведь именно оригинальность и вызывает больший интерес у читателя. Санбюллетень должен вывешиваться на хорошо освещенном самом видном месте (предпочтительно стенде) таким образом, чтобы его было удобно читать. При этом люди читающие ваш санбюллетень не должны мешать движению других людей. Санбюллетень стоит вывешивать на срок от 2 до 4 недель. Повторно его стоит разместить примерно через 2-3 месяца или перед сезонной заболеваемостью.
Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме, выражающей требования или рекомендацию. Уголок здоровья – словосочетание пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. Информация в уголке здоровья должна обновляться не реже 1 раза в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т.д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами. С учетом эстетики учреждения не следует развешивать плакаты, санитарные бюллетени на стенах учреждения, а сосредоточить их в одном «Уголке здоровья». «Уголок здоровья» должен быть создан в каждом лечебно-профилактическом учреждении (в отделениях стационара, поликлинике). Обычно он представляет собой остекленный стенд размером 1,5-2 метра. Уголок устанавливается в светлом месте и предоставляет посетителям возможность подробно ознакомиться с содержанием санитарно-просветительных материалов. В «Уголке здоровья» рекомендуется размещать:
Санитарно-просветительные материалы должны быть красочно оформлены. Тематика подбирается с учетом заболеваемости или сезонности, а также эпидемиологической обстановки. Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процессы или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом. Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе «Power Point» и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе. 1. При создании обучающей презентации необходимо использовать текст авторской беседы, подготовленной обучающимся. 2. Презентация должна состоять не более чем из 20 слайдов, включая титульный слайд. 3. Презентация должна быть подготовлена с использованием прикладной программы MS PowerPoint и сохранена в формате .ppt. 4. На титульном слайде должны быть отражены наименование образовательной организации, тема беседы, наименование профессионального модуля. В нижнем правом углу указывается, кем подготовлена презентация, например: Подготовил: студентка группы 2 МС, Григорьева Валентина 5. Второй слайд - актуализация темы, должен содержать рисунок (клипарт, фото), характеризующий основную тему беседы. 6. Слайды с третьего по восьмой обязательно должны содержать нумерованные или маркированные списки и картинки. 7. Девятый слайд может содержать фразы «Спасибо за внимание!», «Благодарю за внимание!», написанные при помощи объекта WordArt, и/или оптимистичную картинку по теме беседы. 8. Десятый слайд содержит список литературы для пациента (одна книга, один электронный ресурс). 9. На всех слайдах должна быть настроена смена слайдов. 10. Презентация должна переключаться по щелчку. 11. Фон (шаблон) слайда и цвет шрифта должны быть контрастными: светлый фон - тёмный шрифт или наоборот. Можно использовать жёлтые буквы на синем фоне, чёрные на жёлтом, белые на красном. Лучше не использовать в качестве фона фотографии (трудно подобрать шрифт). В этом случае либо используют более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии, либо располагают текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. 12. Рекомендуемые гарнитуры шрифта: рубленые шрифты (Arial, Tahoma, Verdana). Курсив и жирное выделение лучше использовать минимально. Рекомендуемые размеры шрифта: а) заголовки: 32-44 пункта; б) основной текст: 22-28 пунктов; в) подписи в схемах, диаграммах: 16-18 пунктов. 13. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка и один-два для текста. 14. Помните, презентация сопровождает ваш доклад, но не заменяет его, поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять слово в слово. Слайды не следует перегружать ни текстом, ни картинками. На одном слайде - шесть предложений, в одном предложении - шесть слов. 15. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия - лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. 16. Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне. 17. На одном слайде размещается одна схема в центре слайда, заполняя всю его площадь. Количество элементов на схеме - не более семи. Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться (шрифт в элементах схемы - от 16 пунктов). 18. На одном слайде располагают не более трех рисунков. 19. Фотографии и иллюстрации должны быть хорошего качества. 20. Комментарии к иллюстрациям пишут внизу или сбоку (в виде маркированного списка). 21. Вертикальные рисунки не растягивают по горизонтали - резко искажаются пропорции. 22. Анимация в презентации, скорее, исключение, чем правило. С помощью анимации можно иллюстрировать изменение, процесс, но не использовать просто «для красоты». Достаточно настроить эффект смены слайдов (наплыв, открывание, сдвиг). 23. В обучающей презентации рекомендуется использовать следующие виды анимации: а) заголовки - прямоугольник, цветная пишущая машинка; б) список - развертывание, появление, появление снизу; в) рисунки - растворение, выцветание. 24. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если, конечно, оно не несет смысловую нагрузку (например, звуки аускультации). 25. Видеоматериалы в презентации должны быть небольшой продолжительности. Лучший вариант для вставки - файлы с расширением .wmv или .avi. 26. Аудио- и видеоматериалы, вставленные в презентацию, должны быть сохранены вместе с ней в общей папке. 27. Слайд-презентация должна иметь логичное завершение: выводы. На одном слайде необходимо в 3-4 предложениях отразить основную идею обучающей презентации. 28. При оформлении списка литературы для пациента придерживаются требований ГОСТа: а) все источники нумеруют в общем порядке от начала и до конца арабскими цифрами; б) описание отдельной книги проводится по нижеследующей схеме: - Ф.И.О. автора. Название произведения: Подзаголовок (если он есть). - Место (город) издания: Название издательства, год издания. - Количество страниц. Например: - Арсентьева Н.К. Стоматология детского возраста. - М.: Актис, 2011. - 345 с; в) описание статьи из журнала состоит из двух частей: сведения о статье и сведения о документе, в котором помещена статья. Эти части разделяются знаком «//» с интервалом до и после знака. Обязательно указывают страницы, на которых размещена статья: - Ф.И.О. автора. Название статьи // Название журнала. - год публикации. - № журнала. - Страницы. Например: - Ерохина Ю.А. Принципы грудного вскармливания // Моя мама. - 2013. - № 8. - С. 51-57. г) описание электронных ресурсов удаленного доступа включает следующие позиции: - Ф.И.О. автора (если автор известен). Название ресурса (статьи на сайте) [Электронный ресурс]. - httр://полный адрес страницы (дата обращения дд.мм.гггг). Например: - Лечим зубы во время беременности [Электронный ресурс]. - http://mamaexpert.ru/article/lechim-zuby-vo-vremya-beremennosti (дата обращения 07.11.2013). Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность – не боле 10-15 минут, на DVD-диске. |
Овладение основными принципами медицинской этики и деонтологии, проведения санитарно-просветительской работы среди больных, ознакомление... | Просветительская работа многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее, формы просветительской работы можно разделить... | ||
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов гаоу спо ткстп г. Тольятти, обучающихся по специальности 260807 «Технология... | Для студентов медицинского факультета, обучающихся по специальности «Сестринское дело» | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по. Мдк 02. 02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления... | ПМ. 01 Ведение расчетных операций, мдк. 01. 01 Организация безналичных расчетов, уп. Пм. 01 [Текст]: методические указания по выполнению... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для самостоятельной работы студентов IV курса заочного отделения... | Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |