Скачать 276.63 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины«Стратегический менеджмент» для направления 080200.68 Менеджмент подготовки менеджера Автор программы: Альтшулер Игорь Григорьевич, доцент Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2011г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2011г. Председатель Т.В. Радаев Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2011 г. Пояснительная записка Разработка, оценка и реализация бизнес-стратегий имеет огромное значение для успеха бизнеса. Для менеджеров очень важно иметь точное представление о бизнесе, контролировать и понимать изменчивую внешнюю среду, творчески подходить к определению направления и темпов движения, разрабатывать стратегии, учитывающие критические факторы успеха и основанные на устойчивых конкурентных преимуществах. Глобализация экономики приводит к тому, что сами по себе доступ к дешевому сырью, дешевой рабочей силе и современным технологиям не создают конкурентных преимуществ для компании, не гарантируют рыночный успех. Стратегическое управление – понятие идеологическое. Стратегия – мобилизующая сила, она вселяет веру и требует самоотдачи. Вместе с тем, стратегическое управление – непрерывный трудоемкий интерактивный процесс с большим количеством исследований и повторов (наиболее важные стратегические решения созревают постепенно, уточняясь). Стратегическое управление – не точный алгоритм, а подходы к разработке и реализации алгоритмов. Если для тактических, оперативных решений действительно очень важна скорость их принятия и реализации, то для стратегических решений много важнее глубина проработки и качество. Лишь небольшое число людей, склонных к стратегическому мышлению и постоянному саморазвитию, цепляются за будущее, хорошо видят его, подтягивают к нему себя и других, умеют ставить цели и добиваться их достижения. Для стратегического анализа и проектирования могут и должны привлекаться консультанты, аналитики, помощники, но утверждать стратегию, «проталкивать» ее в жизнь, контролировать должен лидер. В идеале менеджеры превращают реализацию стратегии в "крестовый поход" всей компании. Две вещи должны быть налажены параллельно – управление целями и управление людьми по достижению этих целей. Конкурентные преимущества в современных условиях зависят от инноваций, полноценного информационного обеспечения, используемых стратегий и способности компании осуществлять изменения. Сверхзадача стратегического рыночного планирования - побудить менеджеров к постоянному поиску ответов на самые актуальные вопросы («планы – ничто, планирование – все»). Стратегия должна определить, как организация может опередить конкурентов – действовать оперативнее, масштабнее и мудрее их. Курс "Стратегический менеджмент" включает в себя 12 тем. Сначала вводятся основные понятия и концепции стратегического менеджмента. Затем дается представление об информационной основе, важнейших подходах, моделях и проблемах стратегического управления. Рассматриваются типовые стратегии бизнесов и бизнес-единиц, вопросы реализации стратегий. Курс содержит значительное число реальных примеров и краткий терминологический словарик. Тематический план дисциплины
Базовый учебник: Альтшулер И.Г., Стратегия и маркетинг – две стороны одной медали, Дело АНХ, М, 2010 Формы контроля знаний студентов Текущий контроль знаний осуществляется на примере разбора конкретных ситуаций. Курс заканчивается зачетом, который включает в себя ответ на теоретический вопрос и разбор конкретной ситуации в виде краткого эссе. Итоговая оценка складывается по формуле: Оитоговая = 0,5*Озачет + 0,5*Отекущая где Отекущая = 0,5*Оаудиторная + 0,5*Оэссе Содержание программыТема 1. Введение. Основные понятия. Основные термины и вопросы, на которые они отвечают. Концепция потребительской ценности. Взгляд из настоящего в будущее. Ключевые стратегические понятия. Понятие жизненного цикла. Жизненный цикл и фазы развития организации. Эволюция знаний в менеджменте. Цикл управления. Заинтересованные группы и их ожидания. Группы влияния. Атрибуты и классификация заинтересованных групп. Диалог владельцев и менеджеров. Три уровня познания реальности и инструменты воздействия на людей. Поддержание баланса и профиль фирмы. Ключевые гипотезы и основные определения стратегического менеджмента и стратегии. Качества стратегических менеджеров. Практическое или самостоятельное занятие: 1. нарисовать профиль своей (или известной) фирмы в предложенном формате (табл.1 в Приложении). 2. выбрать в «Стратегическом толковом словарике» 1-2 наиболее подходящих для вас определения ключевых понятий: видение, миссия, цели, стратегия, планирование, Совет директоров, конкуренты, сегменты и ниши. Тема 2. Интеграция инноваций: информация + интуиция Тема будущего. Тенденции развития мирового рынка в 20 веке. Виды рынков и взаимодействие рынков. Особенности современного рынка. Уровни рыночной неопределенности. Что меняется в современном бизнесе? Проблемы дестабилизации рынка. От диктата производителя – к диктату потребителя. Цифровые стратегии. Что принесла «электронная» экономика? От ресурсной экономики – к инновационной. О западной и восточной моделях управления и особенностях современных систем управления. Общие принципы управления бизнесом. Потенциальные источники и характеристики управленческой информации. Информационные технологии, структура информации и схема информационного процесса. Практическое или самостоятельное занятие: обсудить, как организован информационной процесс в конкретной фирме (входная, выходная, внутренняя информация, порядок отработки и использования). Тема 3. Стратегия – вопросы, подходы, модели История развития: бюджетное, долгосрочное, стратегическое планирование, стратегический менеджмент и эволюция систем планирования. Разделение стратегических и оперативных вопросов. Ключевые вопросы стратегического управления. Три подхода к стратегии: предпринимательский, адаптивный, плановый. Уровни стратегии: корпоративная, деловая, функциональная и операционная, примеры и особенности. «Три кита» стратегии, разнообразные подходы к определению сути стратегии, виды стратегий. Этапы и способы разработки стратегии. Пять задач стратегического менеджмента. Контур стратегического планирования, «план – ничто, планирование – все». Формирование и контроль стратегических целей. Поле стратегий. Модель и содержание стратегического менеджмента. Практическое или самостоятельное занятие: обсудить, как реализуются в конкретной фирме пять основных задач стратегического менеджмента. Тема 4. Видение, миссия, цели Примеры видений – Г.Форд, У.Дисней, компания Моторола. Примеры и основные характеристики миссий, кредо, девизов. Постановка целей, цели и ограничения, примеры корпоративных целей. Целеполагание и свойства целей, определение и утверждение целей. Соответствие целей и ресурсов, взаимовлияние целей. Ресурсы, их классификация и особенности. Практическое или самостоятельное занятие: понять, как ставятся и контролируются цели в конкретной компании, как учитываются и используются ресурсы. Тема 5. Рынок и конкуренция Извечный треугольник – компания, клиент, конкурент. Роли конкурентов. Оптимизация бизнес-процессов, совмещение производительности и качества обслуживания. Доминирующие отраслевые характеристики. Уровни конкуренции и уровни конкурентоспособности. Факторы и способы получения конкурентных преимуществ. Пять типов пользовательских нужд и процесс изучения потребителей. Стереотипы и их преодоление. Стратегические продукты и стратегические способности. Ключевые компетенции и динамические возможности. Стратегические ресурсы. Ключевые факторы успеха. Устойчивые конкурентные преимущества и пути их достижения. Концепция «ежа». Проблемы ценовых войн. Что такое конкурентоспособность? Основные понятия маркетинга – сегментация, дифференциация, позиционирование. Структура исходной базы продаж. Пять базовых конкурентных стратегий и практика конкуренции. Основные характеристики базовых стратегий, риски. Конкурентные и кооперативные стратегии. Глобальные стратегии. Практическое или самостоятельное занятие: сравнение компании с основными конкурентами в предложенном формате (табл. 2 в Приложении). Тема 6. Принципы и инструментарий стратегического управления Принципы системности. Назначение основных стратегических инструментов. Бостонская матрица. SWOT-анализ и его интерпретация, связь с полем стратегий. Пять сил конкуренции по Портеру и расширенная модель конкурентных сил. Матрица Ансоффа и уровень инноваций. Матрица «Продукт – рынок» и критерии рыночной сегментации. ПЭСТ-анализ. Матрица Маккинзи и ее основные переменные. Матрица Shell. Цепочка создания ценностей и информационные технологии. Примеры инструментов: карта стратегических групп, сетка вовлеченности потребителей. Школы стратегий по Минцбергу. Сценарное планирование – возможности, этапы и типичные ошибки. Практическое или самостоятельное занятие: заполнение для своей фирмы матрицы «продукт-рынок» на агрегированном уровне, SWOT-анализ и поле стратегий (табл. 3,4,5 в Приложении). Тема 7. Стратегическое управление: схемы и проблемы Ценности и движущие силы бизнеса. Стратегическое пространство. Взаимоотношения собственников и менеджеров. Постановка системы управления и общая схема стратегического управления. Этапы, качества, свойства и особенности стратегического управления. Роль гипотез в процессе стратегического планирования. Стратегическое планирование как эволюционный процесс. Жизненный цикл работы с клиентом. Направления развития стратегического управления. Практическое занятие: обсудить, какие гипотезы заложены в основу целеполагания в вашей фирме. Тема 8. Стратегический анализ Системный анализ и его принципы. Системный подход к организации. Ловушка линейности. Внешний и внутренний анализ. Общая схема диагностики компании. Категории и классы активов. Анализ макроокружения. Анализ среды. Схема анализа отрасли. Оценка и анализ рынка. Конкурентный анализ. Примеры диагностики. Практическое занятие: обсудить, как организовать самодиагностику фирмы. Тема 9. Разработка и оценка стратегии. Стратегия и проведение изменений Стратегические переменные. Стратегия предприятия и тип экономики. Пирамида разработки стратегии. Этапы разработки и внедрения стратегии, принципы планирования. Основные компоненты, составляющие стратегии. Факторы стратегического выбора. Принципы оценки бизнес-стратегии и оценки к готовности реализации стратегии. Ключевые задачи реализации стратегии. План реализации стратегии. Составляющие финансового управления. Типичные препятствия в ходе изменений. Риск – менеджмент. Уровни принятия решений. Основные характеристики решений. Возможные управленческие решения. Стратегический дрейф. Стоимостная цель в отраслевом разрезе. Контрольные тесты для стратегии. Практическое или самостоятельное занятие: обсудить, какие принципы заложены в основу планирования в конкретной компании? что больше всего препятствует проведению изменений? Тема 10. Стратегический контроль и аудит. Примеры стратегий Аудит бизнес-стратегии. Формы стратегического аудита. Элементы сравнения стратегий. Проблемы контроля стратегии. Причины отклонений и их устранение. Типичные стратегические ошибки. Стратегические ловушки при переходе к зрелости. Примеры нестабильных моделей. Система стратегического контроля. Основные концепции и классификация объектов контроля. Типы контрольных систем. Системы контроля для базовых стратегий. Корректировка стратегического плана. Примеры и особенности стратегий компаний Уолгрин, Филипс, Castrol, Shell, Scania, Dell и др. Мыслительное поле брэнда и карта системы видов деятельности на примере ИКЕА. Стратегия защиты рыночного лидерства. Примеры интернет-магазинов. Практическое занятие: обсудить, как построена система стратегического контроля и аудита в конкретной компании. Тема 11. Организационная поддержка стратегий. Трансформация организаций Уровни целей и стратегий. Может ли быть оптимальной структура? Формула эффективной организации. Организация как центр компетенций. Принципы управления. Организации – по отношению к потребителю. Пирамидообразные организации и их перспективы. Стратегические бизнес-единицы и их стратегии. Изменение задач функциональных служб. Изменение структуры компании на примере Майкрософт. Пример стратегической мотивации сбытовиков в IBM. Организация стратегической деятельности. Роль, функции и задачи Совета директоров. Роль стратегического планировщика. Восемь видов трансформации организаций: создание, преобразование, разъединение и т.д. Процессы интеграции и дезинтеграции. Формы и методы горизонтальной и вертикальной интеграции. Причины слияния компаний. Когда предпочтительны приобретения? Три характеристики корпоративной стратегии. Стратегическое планирование в штаб-квартирах. Диверсифицированные компании. Причины создания, формы и типы стратегических альянсов. Типы международных стратегий. Создание совместных предприятий. Профилактика стагнации. Практическое или самостоятельное занятие: обсудить, насколько структура конкретной компании соответствует ее целям, выделены ли бизнес-единицы и как организационно поддерживается в компании стратегическая деятельность. какие виды трансформации организаций применимы, на ваш взгляд, к компании в настоящее время? Тема 12. Идеологические и психологические аспекты «Шесть шляп» Э.Боно. Основные стили управления – авторитарный, сопричастный, автономный. Иные классификации управленческих стилей. Роль высших менеджеров – в прошлом и будущем. Культура организации. Управление эффективностью работы персонала. Иерархия потребностей. Идеология и саморазвитие. «Комплексы» бизнесменов. Тяжелое бремя лидерства. «Волшебное колечко». Что умеют консультанты? Практическое занятие: Обсудить, работает ли конкретная фирма с консультантами, если да, каковы плюсы и минусы этой работы. ЛитератураБазовый учебник: Альтшулер И.Г., Стратегия и маркетинг – две стороны одной медали, Дело АНХ, М, 2010 Основная литература:
Дополнительная литература:
Автор программы: Альтшулер И.Г._________________ |
Федерального государственного образовательного автономного учреждение высшего профессионального образования | Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 40. 03. 01 «Юриспруденция»... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих курс «Развитие личностных компетенций», учебных ассистентов и студентов направления... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |