УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
6 класс.
Тема: Характеристика делового стиля.
Облицова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Цели: систематизация знаний учащихся о стилях речи; ознакомление с функциональными особенностями делового стиля; формирование умений анализировать текст с точки зрения стилистических, лексических особенностей, находить речевые штампы, клише в тексте деловой бумаги – заявления; формирование умения овладеть навыками оформления заявления, редактировать тексты в соответствии с требованиями к оформлению деловой бумаги; воспитание культуры письменной речи.
Виды работы:
Работа с текстами.
Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
Самостоятельная работа (написание заявления).
Ход урока
1. Вступительная беседа.
- Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей?
Поможет вам в этом схема (слайд 1)
2. - Сегодня мы будем говорить о стиле, который получил название официально-деловой. Слово “деловой” означает “относящийся к делу, связанный с делом, работой, службой, предприятием, учреждением”.
Данный стиль речи отличается от всех других стилей речи лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями и определёнными оборотами речи, удобными для ведения деловых бумаг.
Основная функция официально-делового стиля речи – официальное сообщение, точная передача информации.
Познакомимся с основными чертами официально-делового стиля речи (слайд 2)
точность;
краткость;
сжатость;
использование готовых, уже утвердившихся словесных формул;
безличность;
неэмоциональность изложения.
Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т.д.). Для официально-делового стиля важна предельная точность изложения, которая исключала бы разное толкование. В текстах официально-делового стиля используются специальные (юридические, дипломатические и т.д.) слова, стандартные обороты речи, например: в соответствии с постановлением, за указанный период, принимая во внимание, обязан выполнить.
3. Работа по карточке.
Прочитайте слова, какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают?
Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация.
3. Понятие о заявлении и о способе оформления данного документа.
Существует ряд документов официально-делового стиля, которые оформляются по особым стандартам. С одним из таких документов мы и познакомимся.
Заявление – официальное сообщение в устной или письменной речи, письменная просьба о чём-нибудь (слайд 3)
Заявление как официальный документ адресуется организации, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о предоставлении путёвки в спортивный лагерь, о принятии на учёбу в школу). Заявление обычно составляется в двух экземплярах и пишется от руки. При этом надо соблюдать установленную форму заявления.
Заявление включает:
Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).
Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).
Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова “заявление” ставится точка.
Текст просьбы пишется с красной строки.
Подпись заявителя (пишется внизу справа).
Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Образец заявления (слайд 5)
4. Задания и упражнения для закрепления навыков написания заявления.
А) Оформите, поставив имена и фамилии в нужном падеже, вступительную часть заявления.
1. Кому подано:
Павел Олейник, Иван Кальченко, Вероника Григорян, Артур Марутян, Екатерина Гринько, Скрипка Дарья, Подопригора Анатолий
2. От кого подано:
Любовь Краснянская, Козырь Егор, Бакенова Дильназ, , Геннадий Солдатов, Фадеева Анастасия, Долгополый Артём.
Б) Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным по требованиям к этому документу.
Директору школы
Разорёновой
от Воронина К.А.
заявление.
Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель художественной школы Игнатов Р.П. По такому вот вопросу.
Уважаемая, очень прошу вас освободить меня на время от работы в кружках, которые проходят после обеда. Я прохожу лечение в поликлинике, справку потом принесу. Прошу вас не откажите в моей просьбе. Подписался сам Воронин К.А.
23 сентября 2015 год.
В) Прочитайте тексты заявлений. Чем они отличаются друг от друга? Выпишите слова и словосочетания, повторяющиеся в каждом заявлении, характерные для официально – делового стиля. Исправьте замеченные ошибки.
Директору Разореновой Н.Н.
Центральной средней школы Сакмарского района
ученика 6 класса Соболева Андрея
заявление.
Ввиду семейных обстоятельств прошу разрешить мне уйти с последнего урока домой.
14 октября 2055 г. Соболев.
Директору ТНВ «Южный Урал»
Шегуровой А.Н.
От Иванова И.И.
заявление.
Прошу принять меня шофёром в ваш гараж.. Я получил права, работать смогу.
Иванов.
13 июля 2015 год.
Г) Прочитайте текст. Сформулируйте устно просьбу, изложенную в тексте. Каких реквизитов не хватает в этом заявлении для того, чтобы оно стало документом? Отредактируйте текст заявления.
Начальнику почты.
Прошу Вас принять временно на работу разносчиком газет. С 23 августа 2015 года.
Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться
Ребров В.
5. Самостоятельная работа.
Напишите заявление с просьбой:
разрешить вам на каникулы уйти пораньше;
принять вас на временную работу.
6. Домашнее задание. Напишите заявление с просьбой:
разрешить вам организовать для учащихся младших классов кружок “ Мои домашние животные”;
принять вас в учебное заведение;
разрешить вам концерт художественной самодеятельности;
разрешить вам перейти в другой класс.
7. Подведение итогов урока. |