Лекция 10. Теория и методика обучения связной речи 1. Развитие речи как самостоятельный раздел методики преподавания
русского языка. Развитие речи - раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая
словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои
мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. 2. Виды речевой деятельности Речевая деятельность имеет несколько разных видов:
Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания)
Слушание ( смысловое восприятие устного высказывания)
Письмо ( смысловое восприятие устного высказывания)
Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого
становится понимание) 3. Цель и задачи методики обучения связной речи Цель обучения связной речи - подготовить учащихся к речевому общению
в устной и письменной форме.
Задачи обучения связной речи:
Учащиеся должны овладеть нормами русского литературного языка
Учащиеся должны обогатить свой словарный запас
У учащихся должны быть сформированы навыки и умения связного
изложения своих мыслей в устной и письменной форме 4. Из истории методики обучения связной речи В гимназиях и лицеях первой половины XIX в. изучалась риторика, которая затем была заменена теорией словесности. Если риторика нередко вызывала нарекания (в том числе и В.Г.Белинского) в связи с тем, что в ней содержалось много схоластических указаний о свертывани, развертывании и о построении различного рода ≪фигур≫ по определенным схемам (т.е. фрагментов текстов и текстов) на весьма отвлеченные и далекие от опыта детей темы, то в теории словесности на первое место выдвинулось изучение изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, гипербол и т.д.), что, безусловно, не решало задачи развития связной речи. В 20-е гг., в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были тержневыми, главными для составителей программ и учебников по русскому языку. В программах появляются разделы
типа «Работа по развитию речи...», выходят специальные учебники по развитию речи. В последующие, 30-50-е гг. этот раздел сокращается и переносится в программу по литературе. Только в программах 60-х гг. появляется вновь раздел «Связная речь» - общий для уроков русского языка и литературы, где указываются виды работ (изложения и сочинения), которые следует проводить
в V-X классах. В 70-е гг. этот раздел программы существенно видоизменяется: впервые указываются коммуникативные умения (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.д.), которые следует формировать
целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы. 5. Вопросы методики обучения связной речи в свете теорий речевой деятельности Речевая деятельность основывается на процессах понимания и говорения. Язык и речь
представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность
взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия. Язык является важнейшим из «ингредиентов речи…так как именно он придает
ей характер специфической деятельности человека, отличной от других видов его
деятельности» (А.И.Смерницкий) Речь - это сам процесс говорения, реализация языковых единиц, деятельность
людей. «Речь-это процесс, движение, в котором функционирование формальных структур
языка, значений слов и словосочетаний нерасторжимо слито со смыслом» (И.Ю.Шехтер) Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина,
А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие
ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой
деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как
процесс восприятия и порождения высказывания. Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является
внутренняя речь: О чем говорить? (предмет речи)
Что говорить? (содержание)
Зачем говорить? (мотив речи)
Кому говорить? (адресат)
Вывод из сказанного Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь –
это «мысленный черновик письменной речи» 6. Принципы обучения связной речи
Коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме)
Единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка-это значит учить его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция)
Единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность» Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь)
Опора на синтаксическую модель, образец(Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел(модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)
Контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях . Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами.Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней)
Принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка.Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)
7. Обязательный минимум обучения связной речи Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов.
Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста
Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной,
явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-
смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением,
чтением, письмом
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и
сферой речевого общения
Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными
источниками, включая ресурсы Интернета
Создание устных монологических и диалогических высказываний
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное)
Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов,
отзывов, рецензий, аннотаций
Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений (Сборник нормативных
документов: Русский язык,. 2010) 8. Речеведческие понятия, изучаемые в школе Текст- это результат речевой деятельности в устной или письменной форме,
реализованной в произведении словесности, которое обладает смысловой завершенностью и структурным единством. Текстом называется любое законченное произведение: очерк,
фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д., а также пословица, состоящая из одного
предложения.Гальперин в качестве основных признаков текста называет:
Завершенность
Структурно-композиционное и композиционно-прагматическое
единство компонентов Коммуниканты – это индивиды, между которыми происходит общение.
Текст имеет свою тему и содержание.
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Она может быть заложена в названии текста: «Война и мир», «Преступление и наказание»
Содержание всегда отражает отношение автора к теме.
Микротема – это часть общей темы текста, раскрытая в нескольких предложениях.
С точки зрения структуры и семантики микротема является сложным синтаксическим целым.
Сложное синтаксическое целое(микротема) всегда состоит из:
зачина
срединной части
концовки
Основная мысль – это то основное, главное, что хочет сказать автор о теме, то, ради чего пишется произведение. В поисках основной мысли(идеи), а также микротем текста школьникам помогают ключевые слова. Инверсия - это выразительное средство, которое используется, чтобы обратить внимание читателей на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение
Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений. 9. Умения, вырабатываемые в процессе работы по развитию связной речи учащихся
Осмысливать коммуникативную задачу автора текста.
Раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи.
Выделять микротемы, составлять план.
Отбирать и систематизировать материал.
Подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом
коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца 10. Развитие связной устной речи Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной
речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и
определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу
учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником,
реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное
речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых
произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и
как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные
умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает
школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями,
и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений,
коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют
четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и
оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения. 11. Работа над вторичными текстами Работа по обучению школьников составлять вторичные тексты рассматривается как
подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить
устное или письменное высказывание.
Вторичный текст — это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста).
К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому
подобное.
Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования
навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить
школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает
умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры,
что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли. 12. Упражнения по развитию связной письменной речи Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи
учащихся:
Анализ готового, или «чужого» текста
Изложение
Сочинение.
Вопрос: Вторичным текстом нельзя назвать:
А) аннотацию
Б) реферат
В) текст – оригинал
Г) сочинение Ответ: В – текст – оригинал (т.к. вторичным текстом называется текст, созданный на основе текста – оригинала) |