Скачать 2.11 Mb.
|
Барыкина Клавдия Сергеевна Камчатский край, г.Вилючинск, МБОУ "СОШ№3" Учитель русского языка и литературы Элективный курс по русскому языку «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА» среднее общее образование, 9-11 класс 2015 -2016 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души. В.А. Сухомлинский Невозможно представить уроки учителя – словесника без работы над изобразительно - выразительными средствами русского языка. Особенно важна эта работа для подготовки детей к ГИА: ОГЭ задание №3 часть 2, задание 15.1, 15.2, 15.3 часть 3; к написанию сочинения - «доступа» к экзаменам за курс основного общего образования, а также выполнения заданий 24-25 в 11 классе (ЕГЭ). Она не может быть эпизодической, так как хорошо развитым образным мышлением обладает далеко не всякий ребёнок. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый элемент поэтической речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения» (В.Б.Шкловский); ощущается и звуковая и смысловая строка слова. Каждый человек, находясь под воздействием художественного слова, становится немного художником, досоздающим художественный образ в своём воображении. Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Он говорит, пишет и думает словами. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. «В художественном произведении язык отражен трояко – как живая речь, как литературная норма и как произведение искусства» (Г.О.Винокур). В художественном тексте своя точность – метафорическая, свои истины – художественные откровения; меняются целые функции слова, которые задаются контекстом: «хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне). Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях, рассматривается известный учащимся лингвистический материал, углубляются сведения о выразительных средствах лексики, синтаксиса, фонетики, словообразования, морфологии. Анализ грамматических (морфологических) средств усиления изобразительности текста дает возможность ученикам овладеть навыками и умениями языкового анализа художественного произведения. Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием языковых средств в разных образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 9-11 классов любого профиля при подготовке к государственному экзамену (ОГЭ, ЕГЭ), а так же на уроках русского языка и литературы для закрепления ранее изученного материала. Содержание курса предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения заданий разных типов (приложения 1-38). Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве выразительных средств русского языка, помогает использовать в повседневной практике яркую, выразительную устную и письменную речь. Элективный курс предназначен для учащихся 9–11 классов и рассчитан на 1 год обучения: 9 класс – 34 часа (1 час в неделю), 10 - 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Возраст учащихся: 15–17 лет. Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
АКТУАЛЬНОСТЬ: В учебной программе учебного курса “Русский язык” в старших классах (9-11 классы) недостаточно отводится часов на развитие речи обучающихся, поэтому возникла необходимость создания элективного курса “От простого к сложному”. Данный курс актуален: он способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного или профильного образования, так как открывает новые возможности для получения лингвистического образования. Элективный курс “От простого к сложному” призван оказать помощь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности: развивает речевую грамотность – залог успешности человека. НОВИЗНА: Заключается в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в том, что материал данной программы может быть использован при изучении изобразительно-выразительных средств на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку. А так же для работы с одарёнными детьми: создание творческих работ разного жанра. ЦЕЛИ ДАННОГО КУРСА:
Из целей курса вытекают следующие ЗАДАЧИ:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ сформулированы в памятке, которая предлагается учащимся на первом презентационном занятии, когда учащиеся в начале учебного года находятся на стадии выбора элективных курсов (или на первом занятии элективного курса уже включённого в расписание учащихся 9-10 классов). “ Мой дорогой друг! Занимаясь на нашем элективном курсе, ты:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, таблицами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка рефератов и сообщений, написание сочинений, очерков, эссе и др. будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению языковых средств и углубленной подготовке к государственному экзамену. Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи, раздаточный материал. Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты и др. ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: групповая и индивидуальная работа; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ; с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ОГЭ, ЕГЭ на заданное время, мини-исследования конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ОГЭ, ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений прошлых лет (ФИПИ), тренировочно-диагностические работы, репетиционный ОГЭ, ЕГЭ; использование различных каналов поиска информации и др. (см. приложение). ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно - выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссе, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся, работы на конкурс и др.). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
РИСКИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ:
Путь минимизации: а) распределение времени; б) распределение объёма работы; в) контроль хода выполнения работы; г) динамическое планирование занятия.
Путь минимизации: а) продуманная система оценки для каждого члена группы; б) взаимооценка и самооценка для стимулирования каждого в группе; в) чёткий инструктаж; г) контроль за временем выполнения и обсуждения работы; д) оказание помощи нуждающимся в процессе работы; е) отчёт каждой группы о проделанной работе. Плюсы и минусы групповой работы. Плюсы: 1. происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу; 2.снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; 3.в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; 4. повышается учебная и познавательная мотивация; 5.улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Минусы: 1.групповой работе надо сначала научить. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна; 2.организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий; 3.хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя; 4.при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников: 5.разделение на группы может проходить непросто, даже драматично; 6.в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Календарно-тематический план курса «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА» 9-11 класс
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного. Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса. |
Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... | Практика подготовки к егэ по русскому языку показала, что повторение и обобщение изученного в девятилетней и средней школе в оптимальном... | ||
Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации | Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена... | ||
Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой позволяют глубже познакомить учащихся с официально-... | Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |