Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе
«ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме» Тематическое планирование элективного курса
по русскому языку в 9 классе Составитель программы: Герасимова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы первой категории
МОУ СОШ №2
городского округа г. Буй Костромской области
Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
-
Всего уроков Теоретическая часть
Контрольных работ
| 34
30
4
|
-
| Дата
| Тема занятия
| Виды деятельности
| 1
|
| Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
| Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
| 2
|
| Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2010.
| Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.
| Часть 1
| 3
|
| Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
| Работа с текстом, границы микротем исходного текста.
| 4
|
| Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.
| Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.
| 5
|
| Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.
| Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.
| 6
|
| Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.
| Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
| 7
|
| Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.
| Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
| 8
|
| Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.
| Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
| 9
|
| Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
| Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
| Часть 1
| 10
|
| Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.
| Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
| 11
|
| Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
| Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.
| 12
|
| Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.
| Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.
| 13
|
| Задание С2.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.
| Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
| 14
|
| Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.
| Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.
| 15
|
| Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.
| Написание сочинения-рассуждения по тексту.
|
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В14).
Шесть заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Четырнадцать заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
-
| Дата
| Тема занятия
| Виды деятельности
| Часть 2
| 1
|
| Задание А1. Понимание текста.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 2
|
| Задание А2. Целостность текста.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 3
|
| Задание А3. Извлечение информации.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 4
|
| Задание А4. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 5
|
| Задание А5.Лексическое значение слова.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 6
|
| Задание А6. Повторение по теме «Морфология».
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 7
|
| Задание В1. Стили речи.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 8
|
| Задание В2. Правописание корней.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 9
|
| Задание В3. Правописание приставок.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 10
|
| Задание В4. Правописание суффиксов.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 11
|
| Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 12
|
| Задание В6Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 13
|
| Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 14
|
| Задание В8. Словосочетание.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 15
|
| Задание В9. Грамматическая основа предложения.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 16
|
| Задание В10,11. Простое осложненное предложение.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 17-18
|
| Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.
| Работа с тестом, заполнение бланков
| 19
|
| Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.
| Работа с тестом, заполнение бланков
|
Список использованной литературы:
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
ФИПИ http://www.fipi.ru/
|