Скачать 419.79 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Элективный курс по русскому языку «Деловой русский язык» в 9 классе ( предпрофильная подготовка) Автор – составитель: учитель русского языка и литературы МОУ«Гимназия г. Вольска Саратовской области» Барышникова Наталья Николаевна Вольск 2009 Пояснительная записка Элективный курс русского языка «Деловой русский язык» в рамках предпрофильной подготовки ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся. Темы, рассмотренные на курсе, с одной стороны примыкают к основному курсу, с другой - позволяют глубже познакомить учащихся с официально- деловым стилем русского языка, с формами деловой коммуникации, деловым этикетом, документацией как разновидностью письменной деловой речи и т. д. Уровень рассматриваемых тем курса таков, что к их подготовке и изучению можно привлечь значительное число учащихся. Темы подобраны так, что не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Элективный курс делового русского языка нацелен также на формирование и развитие у будущего специалиста — участника профессионального общения — комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, производственной и других сферах и ситуациях человеческой деятельности. Компетенция специалиста в определенной области характеризуется не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также и развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими креативный (творческий) уровень профессиональной деятельности. Задачи курса: - задать систему ориентиров в языковом деловом многообразии с тем, чтобы ученик мог определять границы своей деловой компетентции; - способствовать расширению делового речевого опыта; - способствовать овладению конкретным жанром деловой устной и письменной коммуникации; - дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; - развитие и формирование готовности учащихся к успешному, позитивному деловому общению; - формирование практических навыков успешного, эффективного делового речевого общения в важнейших жизненных ситуациях. В результате изучения курса обучающиеся должны: понимать назначение официально-делового стиля; усвоить понятия “подстили деловой речи”, “жанры речевых произведений”, “стилистическая норма”, “регламентированность речи”, “шаблон”, “стандартизация текста” и другие; знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг; владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм; понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста; уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги. Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения. При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств целесообразно связать с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п. В практической работе над официально-деловым стилем для развития умений учащихся по самостоятельному построению деловых текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка текста, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование (создание) текста. В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать деловые тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам. При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и справочниками. Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, стилистический анализ текста. Учебно-тематический план (17 ч.)
Формы контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности ЗУН по освоению курса осуществляется на трёх уровнях:
Критерий эффективности реализации программы курса: в результате изучения курса возможно получение максимального количества баллов за выполнение работ - 17. Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (9 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 9) - «незачёт»). ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы”. – М.: 2002. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. – М.: 1979. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 1982. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001, Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: 1973. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998. Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.: 1978. Содержание курса ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ Деловое общение и его особенности. Культура делового общения. Формы и культура деловой коммуникации. Административно-канцелярский деловой подстиль. Единая государственная система делопроизводства. Деловые бумаги. Разновидность документации в деловой письменной речи. Официально-деловой стиль как язык документов. Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи. Деловые письма. Виды деловых писем. Деловой этикет. Риторика — часть культуры делового общения. Деловая коммуникация и паралингвистика. Документация — разновидность письменной деловой речи. Нормы письменной и устной деловой речи. Языковые аспекты официально-делового стиля. Лексические нормы письменной и устной деловой речи. Фразеология деловой речи. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Синтаксис письменной и устной деловой речи. Фонетические нормы и фонационные средства устной деловой речи. ТЕМАТИКА РАЗДЕЛОВ Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей. Типы и виды общения. Профессиональное общение и его составляющие. Роль лингвистической, коммуникативной, поведенческой компетенции в профессиональном общении. Языковая и речевая норма. Типы норм (фонетические, лексико-грамматические, стилистические). Типы нормативных словарей. Этикет и речевой этикет. Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, толерантность, участие. Техника реализации этикетных форм: приветствие (обращение), завязка, развитие, кульминация, развязка. Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Официально-деловой стиль речи как функционально-коммуникативная разновидность современного русского языка. Разнообразные формы официально-делового стиля речи и сферы их применения. Краткая история формирования официально-делового стиля речи. Письменная деловая коммуникация. Язык деловых документов как письменная форма реализации делового стиля речи: фонетико-графические, лексико-грамматические особенности. Композиционные особенности деловых документов. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность. Бланки, реквизиты, условные обозначения, аббревиатура. Классификация деловых документов по назначению (организационно-распорядительные и информационно-справочные), по характеру (личные, служебные). Жанры деловой документации: договор, контракт, акт, приказ, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол, деловые письма и правила их составления. Деловое письмо. Виды деловых писем. Устная деловая коммуникация. Функции делового общения. Лингвистические (фонационные, лексико-грамматические) и экстралингвистические (краткость, логичность, аргументированность и т. д.) особенности деловой коммуникации. Этикет делового общения: культура участников общения, этикет взаимоотношений. Тактики говорения и слушания в деловом общении. Жанры устного делового общения и принципы развертывания текстов конкретных жанров. Принципы и приемы публичной деловой речи. |
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена... | «Русский язык в формате егэ» в 11 классе разработана на основе Программы А. И. Власенкова «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... | «доступа» к экзаменам за курс основного общего образования, а также выполнения заданий 24-25 в 11 классе (егэ). Она не может быть... | ||
Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться... | Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой,... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным... | Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |