Скачать 1.19 Mb.
|
министерство образования и науки Российской Федерации Старооскольский технологический институт им. А.А. УГАРОВА (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ СБОРНИК ТРУДОВ III СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 25 апреля, 2017 год г. Старый Оскол 2017 главный редактор Коренькова Татьяна Николаевна Зав.отделением ИТ ОПК СТИ НИТУ «МИСиС» Редакционная коллегия Артюхина Дарья Дмитриевна, преподаватель ОИТ ОПК СТИ НИТУ «МИСиС» Назарова Ольга Игоревна, председатель ПЦК 09.02.04, преподаватель ОИТ ОПК СТИ НИТУ «МИСиС» Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Сборник трудов III студенческой научно – исследовательской конференции отделения информационных технологий: - Старый Оскол, ОПК СТИ НИТУ «МИСиС», 2017. © ОПК СТИ НИТУ «МИСиС» ©Коренькова Т.Н., Артюхина Д.Д., Назарова О.И., 2017 Секции научных направлений
Организационный комитет:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ Секция 1. Информационная технология обработки данных и управления. Моделирование информационных процессов (актовый зал, ответственные – Масалытина О.В., Коренькова Т.Н., Олюнина Ю.С. )
Тулинова Мария (ИС 14-2) Руководитель – Божкова О.А.
Бомко Виктория (ИС 15-1) Руководитель – Коренькова Т.Н.
Шашкина Юлия (ИС 15-1) Руководитель – Коренькова Т.Н.
Сорокин Дмитрий (ИС 14-1) Руководитель – Назарова О.И.
Фаустова Юлия (ИС 14-2) Руководитель Артюхина Д.Д.
Поджидаева Элла (ИС 14-2) Руководитель Артюхина Д.Д.
Куликов Сергей (ИС 14-2) Руководитель – Артюхина Д.Д.
Суйков Вадим (ИС 15-1) Руководитель – Артюхина Д.Д. Секция 2. Математические методы и информационные технологии. Компьютерная безопасность (301 аудитория, ответственный – Назарова О.И., Спицына О.И., Шальнева Е.А.)
Проскурина Арина (ИС 15-2) Руководитель – Семенов А.В.
Мезенцев Даниил (ИС 14-1) Руководитель – Назарова О.И.
Доценко Владислав (ИС 16-2) Руководитель – Валова А.А.
Ильясова Евгения (ИС-14-2) Руководитель – Спицына О.И.
Мурашкина Алина (ИС 16-1) Руководитель – Шальнева Е.А.
Канцур Карина (ИС 15-1) Руководитель – Артюхина Д.Д.
Войнова Ирина (ИС 15-1) Руководитель – Олюнина Ю.С. Секция 3. Математические и социально – гуманитарные дисциплины (302 аудитория, ответственный – Артюхина Д.Д., Семенов А.В., Цымлянская В.С.)
Гуляев Даниил (ИС 16-2) Руководитель - Боровская И.В.
Кузнецова Анастасия (ИС 16-1) Руководитель – Карпунина С.Ю.
Сипулин Владислав (ИС 16-2) Руководитель – Травкина Е.А.
Полунина Юлия (ИС 16-2) Руководитель – Травкина Е.А.
Жилин Александр (ИС 16-2) Руководитель – Травкина Е.А. СБОРНИК ТЕЗИСОВ К ДОКЛАДАМ КОНФЕРЕНЦИИ Секция 1. Информационная технология обработки данных и управления. Моделирование информационных процессов (актовый зал, ответственный – Масалытина О.В., Коренькова Т.Н., Олюнина Ю.С. ) Анализ существующих моделей перемещения людских потоков при эвакуации применительно к ОПК СТИ НИТУ «МИСиС» Тулинова Мария (ИС 14-2) Руководитель – Божкова О.А. Современные модели по расчету возникновения чрезвычайных ситуаций получают активное развитие. Рассматриваются сложные математические модели развития пожара и поведение людей при эвакуации, представляющие сложность для расчета вручную. Главным показателем эффективности является время эвакуации людей из здания. Эвакуация при пожаре представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы. Спасение при пожаре – это вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы. Особый интерес представляет эвакуация, которая проводится в образовательных учреждениях. В данной статье рассматривается Оскольский политехнический колледж. На данный момент в колледже обучается более 1000 человек по 6-ти дневной учебной неделе в среднем по 4 пары в день. С учетом этого можно отметить, что проведение пожарной эвакуации, при довольно нагруженном расписании, довольно проблематично. Однако студенты на первом курсе изучают безопасность жизнедеятельности, также для всех студентов и сотрудников не менее 2 раз в год успешно проводятся учебные тревоги. При их регулярном проведении улучшается время эвакуации, они помогают наглядно оценить правильность расположения запасных выходов, загруженности лестничных пролетов и дверей. Практические наблюдения показывают, что, несмотря на отсутствие паники и соблюдение правил, создается небольшая очередь около выходов, а также некоторые лестницы являются сильно загруженными при условии, что все выходы доступны для участников эвакуации и помещение не задымлено. Кроме того, чрезвычайная ситуация может произойти в любой случайный момент, а в образовательном учреждении рассматриваются два частных случая, которые не могут отразить сложность эвакуации и не учесть особенности людского потока в конкретный период времени. Для решения проблемы предлагается промоделировать поведение человека и общего людского потока при эвакуации из здания при заданных ограничениях, характеризирующих особенности образовательного учреждения. Математическое описание позволяет наиболее точно указать свойства реального явления, которые в дальнейшем будут учитываться моделью. Это достаточно сложная задача, поскольку рассматриваемое явление необходимо представить в виде адекватной теории, которая в свою очередь определит точность воспроизведения реального явления при помощи математической модели. При этом ключевыми элементами в реализации такой модели будут специально разработанный 183 математический аппарат, а также средства вычислительной техники и программного обеспечения, обладающие достаточной вычислительной мощностью. Существует несколько моделей движения людских потоков. В настоящее время МЧС России утверждена методика, благодаря которой принимается решение о соответствии/несоответствии требованиям норм пожарной безопасности. В математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания расчетное время эвакуации устанавливается по времени выхода из него последнего человека. Сперва указывается схема эвакуационных путей в здании. Все эвакуационные пути состоят из эвакуационных участков. Длина таких участков равна a, ширина равна b. Длина и ширина каждого участка пути эвакуации для проектируемых зданий принимаются по проекту, а для построенных – по фактическому положению. Длина пути по лестничным маршам измеряется по длине марша. Длина пути в дверном проеме равна нулю. Эвакуационные участки могут быть горизонтальные и наклонные (лестница вниз, лестница вверх и пандус). Человек в индивидуально-поточной модели представляет собой эллипс, при этом толщина его тела равна 0,25 м, а ширина в плечах равна 0,5 м. Каждому человеку присваивается координата xi, которая определяет расстояние от центра эллипса до конца эвакуационного участка. Двое или более людей будут находиться рядом друг с другом, если разность их координат составит меньше 0,25 м. С помощью таких габаритов человека определяются максимальное количество человек, находящихся рядом друг с другом, а также максимальное количество человек на конкретном участке. Координаты каждого человека в начальный момент времени задаются в соответствии со схемой расстановки людей в помещениях (рабочие места, места для зрителей, спальные места и т.п.). Такие данные могут быть неизвестны, например, в случае магазинов и выставочных залов. В таком случае допускается располагать людей равномерно по всей площади помещения, учитывая при этом находящееся в здании оборудование. Поочередно с помощью формул определяются координаты каждого человека в момент времени t, локальная плотность потока, координата человека на следующем эвакуационном участке, количество людей, переходящих с одного 184 участка на другой, интенсивность движения на выходе с участка. Все расчеты повторяются для каждого момента времени до тех пор, пока люди не будут эвакуированы из здания. В имитационно-стохастической модели движения людских потоков все люди при эвакуации одновременно идут в одном направлении по общим участкам пути и образуют общий людской поток. Общие людские потоки, как правило, образуются на участках, в которых присутствуют проходы (например, проходы между рядами ученических парт и стульев). Участками формирования людских потоков в помещениях следует принимать проходы между оборудованием. При этом такие участки будут первичными для следующих участков путей эвакуации. Все люди располагаются равномерно на эвакуационных участках, которые являются формирующими. При дальнейшем движении людских потоков из первичных источников по общим участкам пути происходит их слияние. Образуется общий поток, части которого имеют различную плотность. Происходит выравнивание плотностей различных частей людского потока – его переформирование. Следует учитывать, что его головная часть, имеющая перед собой свободный путь, растекается – люди стремятся идти свободно. За текущий интервал времени часть людей переходит с элементарных участков на последующие и происходит изменение состояния людского потока, его движение. Представленные модели позволяют рассчитать время эвакуации людских потоков, однако каждая из них отличается своими достоинствами и недостатками. Модель расчета фактического времени эвакуации не позволяет учитывать такие расчетные случаи движения людских потоков, как переформирование, растекание, неодновременность слияния, образование и ликвидация скоплений, разуплотнение, учет эмоционального состояния людей в потоке, неоднородность состава эвакуирующихся. С другой стороны аналитическая модель движения людского потока является наиболее простой в реализации моделью расчета фактического времени эвакуации. Математическая модель индивидуально-поточного движения людей более точна и подробна, рассчитывает время эвакуации, рассчитывая координаты каждого человека в определенный момент, но при этом характеризуется большим количеством ресурсозатрат и сложностью для реализации. Имитационно-стохастическая модель движения людских потоков также является точной и подробной и при этом излишне сложной для реализации. Кроме того, модель не учитывает движение отдельного человека. Обе модели крайне требовательны к большой вычислительной мощности, большим объемам исходных данных, что в следствие приводит к дороговизне расчета. Следовательно, оптимальной моделью для решения частной задачи является упрощенная модель расчета фактического времени эвакуации. Однако, при необходимости точных расчетов для небольших типовых объектов данная модель не подходит. Для подобных задач необходимо объединить достоинства трех разных моделей и получить простую и эффективную модель расчета, которая будет достаточно точной и не требовательной к объемам исходных данных и вычислительным мощностям. Список использованных источников 1. Станкевич Т.С. Определение оптимального пути спасения людей из горящего здания//Технологии техносферной безопасности. – 2013. - № 5(51). 2. Холщевников В.В., Самошин Д.А., Исаевич И.И. Натурные наблюдения людских потоков: учеб. пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 191 с. |
Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Приложение 1 к рабочей учебной программе «Тематический план лекций», «Тематический план практических занятий» | ||
Учебно – тематический план Родительские собрания Учебно-тематический план Родительского клуба Клуб | Использование понятий, терминов и алгоритмов работы в области информационных автоматизированных медико-технологических систем подготовит... | ||
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования... | ||
Данные учебно-тематический план и программы разработанные с учетом изменений редакции допог 2013г | |||
Включает рабочую программу дисциплины и учебно-тематический план для очной формы обучения; календарный план дисциплины; структуру... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |