Скачать 9.27 Mb.
|
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель Руководителя Заведующий МБДОУ «Детский сад Исполнительного комитета комбинированного вида № 61 г. Набережные Челны «Алёнушка» _____________ Халимов Р.М. ____________ Шамсутдинова Л.В. «_____»_______________20___г. «____»_______________20___г. Введено в действие Рассмотрено и утверждено Приказом заведующего МБДОУ на педсовете «Детский сад № 61 «Алёнушка» от «30» мая 2012г. «31» мая 2012 года № 44 протокол № 8 ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНННОГО ВИДА № 61 «Аленушка» НА 2012-2015 ГОД г. Набережные Челны 2012 год СОДЕРЖАНие образовательной программы Пояснительная записка………………………………………………………..………………….3 1. Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ. Материально-техническое обеспечение…………………………………………..………………………………………………….3 2. Содержание образовательного процесса…………………………………............................8 3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования…………………..............................................................9 4. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы……………………………………………………………………………………………..10 5. Особенности осуществления образовательного процесса программы……………………………………………………………………………………………..11 ЧАСТЬ 1 1.1 Возрастные особенности детей………………………………………………………………13 1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ………………………..….………………19 1.3 Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности…………………………………………………………………………………………….23 1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей……………………………………………………………………….……........................29 1.4.1. Рабочая программа музыкальных руководителей ……………………………………….88 1.4.2. Рабочая программа инструктора по физвоспитанию …………………………………..130 1.4.3. Рабочая программа педагога-психолога ………………………………………………...210 1.5. Примерное комплексное тематическое планирование……………..…….………………225 ЧАСТЬ 2. 2.1. Региональный компонент…………………………………………………………………...237 2.2. Диагностика уровня сформированности интегративных качеств усвоения программного материала в процессе освоения детьми основной общеобразовательной Программы и критерии оценки усвоения программного материала детьми основной общеобразовательной Программы ……………………………………………………………………….262 2.3 Сотрудничество с семьей………………………………………………….………………...308 2.4 Преемственность в работе ДОУ и школы …………..……………………………………..312 2.5. Коррекционная работа………………………………………………………………………315 2.5.1. Содержание воспитательно-образовательной работы в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) ……………………………………………..315 2.5.2. Содержание воспитательно-образовательной работы в группе для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)……………………………………………343 2.5.3. ПМПк в ДОУ………………………………………………………………………………361 Приложение 1. Диагностические задания по основной общеобразовательной Программе ………………362 2. Особенности проведения мониторинга по разделам…………………….………………...392 3. Пособия по образовательным областям……………………………………………………..397 4. Список используемой литературы……………………………………..................................411 Пояснительная записка
Деятельность МБДОУ осуществляется на основе документов: 1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании». 2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562). 3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 4. СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164. 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду». 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. МБДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 лет до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Комплектование групп на 2012-2013
Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором. Режим работы детского сада Детский сад работает 5 дней в неделю с 06.00 до 18.00. Кадровый потенциал:
Большую часть педагогического коллектива составляют воспитатели, имеющие наиболее продуктивный стаж работы от 15 до 25лет.
Повышение квалификации
Сведения о семьях воспитанников Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ
Ф.И.О.__________________________________________________________________ Пол: м/ж. Дата рождения «____»___________________________________________г. Образовательное учреждение: ДОУ №_______________________________________ Адрес проживания________________________________________________________ Адрес прописки__________________________________________________________ Контактный телефон______________________________________________________
Мать: Ф.И.О.__________________________________________________________________ Возраст, образование, место работы, должность_______________________________ ________________________________________________________________________ Отец: Ф.И.О.__________________________________________________________________ Возраст, образование, место работы, должность________________________________ ________________________________________________________________________ Проживающие в семье бабушки, дедушки, др.члены семьи (указать Ф.И.О.):_______ _________________________________________________________________________
Семья с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающаяся (за чертой бедности).
Полная семья: с 1 ребенком; с 2 (однополыми); с 2 (разнополыми); С 3 и более детьми; многодетная (с 4 детьми и более); со старшими членами семьи (с бабушкой, дедушкой и др.); дети сводные; дети неродные, дети усыновленные. Неполная семья: родители разведены; воспитывает только мать, только отец; воспитывает опекун; один из родителей умер.
________________________________________________________________________ (инвалидность – дата следующего освидетельствования) Индивидуальная программа реабилитации имеется, отсутствует (нужное подчеркнуть). Опекаемый ребенок – усыновление, приемный, опекаемый (нужное подчеркнуть); причина установления опеки_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а ) между взрослыми членами семьи: гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные); другое_______________________________________________ б ) между другими членами семьи и ребенком: слепое обожание, заботливость, доверие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность ребенка, независимость, бескорыстность; другое_____________________________________________ в ) позиция ребенка в семье: педагогически оправданная (гармоничная); «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»; другое _______________________________________________________________________; г) отношение ребенка к родителям: дрожит семейными отношениями; родители авторитетны; относятся пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи; другое___________________________________________________.
Дата зачисления в ДОУ «_____»____________________________________________г. Дата отчисления из ДОУ «____»____________________________________________г. Образовательное учреждение, в которое выбыл ребенок (ДОУ, СОШ)№___________ _________________________________________________________________________ Дата заполнения «_____»________г. Подпись педагога-психолога_________________ В результате проведенного анализа мы получили следующие результаты:
Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада. Поэтому основная задача ДОУ – создание условий для личностного развития с учетом возможностей, способностей и потребностей воспитанников. Материально-техническое обеспечение В МБДОУ имеется: - 13 групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами; - музыкальный зал; - физкультурный зал; - сенсорный кабинет; - кабинет педагога-психолога; - кабинет дефектолога; - кабинет логопеда; - кабинет по обучению детей родного языка; - методический кабинет; - медицинский кабинет; - физиокабинет; - кабинет ПДД; - игровые площадки для прогулок; - спортивная площадка. Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования. Учебно-материальное обеспечение Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МБДОУ основной общеобразовательной программе ДОУ требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников. Медико-социальное обеспечение Медицинское обслуживание детей осуществляется на основании «Договора на медицинское обслуживание воспитанников муниципального образовательного учреждения» между МБДОУ и «Детской поликлиникой №5». Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания. Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками ООО «Школьное питание». Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МБДОУ имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников. Питание 4-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 2 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада. Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне МБДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью для родителей ежедневно предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего вывешиваются в группах ежедневный рацион питания (меню). В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Количество групп в МБДОУ определяется учредителем, предельная наполняемость устанавливается в соответствии с требованиями «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и СанПиН. Информационно-методическое обеспечение Программно-методическое обеспечение соответствует реализующейся в МБДОУ примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников. Психолого-педагогическое обеспечение Предметно-развивающая среда в МБДОУ создана на основе методических рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., отражающей все образовательные области. Взаимодействие детского сада с другими учреждениями МБДОУ осуществляет совместную работу с различными организациями города: - СОШ № 45 и 60 – осуществляет совместную деятельность в целях реализации системы непрерывного образования, обучения и воспитания детей; -Детская поликлиника №5 - осуществляет профилактические и оздоровительные мероприятия; - ИМЦ – осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам, организация семинаров, курсов повышения квалификации педагогов, аттестация педагогических работников;. - НИСПТиР – осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам и родителям в решении проблем воспитания и обучения дошкольников; -Набережночелнинский театр кукол – организация и проведение театрализованных представлений; - Музей экологии и охраны природы - осуществляет экологическое воспитание дошкольников через организацию экскурсий, конкурсов; - Татарская гимназия № 2- воспитание дошкольников на татарском языке; - «Городской дворец творчества детей и молодежи» - участие воспитанников и педагогов в городских и республиканских конкурсах. -ПМПК города Набережные Челны; -Набережночелнинский психоневрологический диспансер; СКОШ «Омет» №86; РЦ «Солнышко»; благотворительный фонд «Дети ДЦП». Финансово-экономическое обеспечение Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование в МБДОУ «Детский сад № 61 «Аленушка» осуществляется через бюджетные и внебюджетные средства. Средства, выделенные на финансирование детского сада, распределяются на следующие статьи: -питание; - заработная плата сотрудникам; - коммунальные услуги; - транспортные услуги; - услуги связи, работы по содержанию помещения; - оплачиваются все расходы, связанные с обслуживанием здания и прилегающей территории; - приобретаются технические средства и мягкий инвентарь; - Развивается информационная система. 2. Содержание образовательного процесса Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2010 г.). Москва Мозаика-Синтез. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Основное приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения являются познавательно-речевое развитие, выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы» Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
Задачи:
В соответствии с ФГТ Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования его фундаментальность:
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. 4. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
Условия реализации образовательной программы ДОУ:
5.Особенности осуществления образовательного процесса программы Структура программы:
|
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга | Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка | ||
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош | Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический... | ||
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,... | Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная... | ||
Паспорт программы | Целевой раздел | ||
Общие положения |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |