Скачать 0.97 Mb.
|
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ» 1. Основы предпринимательства в сфере транспортного сервиса. Монопольный и конкурентный сектор рынка. Транспортные компании, их миссия, цели и классификация. Сервис на транспорте является предметом предпринимательства. В экспедиторских услугах выручка превышает на 20% доходы от перевозок. Зарегистрировано 18000 экспедиторских фирм. На жд РФ около 100 коммерческих компаний-операторов. Они перевозят сырьё, готовую продукцию. Это составляет ~10%. По отдельным грузам объём перевозок достигает 40% (массивные грузы, химические и минеральные удобрения, угль, грузы в контейнерах, продукты питания). Как правило, используются специализированные вагоны. Компании-операторы строго специализированы. Они вынуждены предлагать не только сервис высокого качества, но и развивать комплекс дополнительных работ или услуг (таможни, пункты перевалки). РЖД – производственно-технологический сектор выделен как естественная монополия. Монопольный сектор: - инфраструктура (пути и путевое хозяйство, устройства электроснабжения, сигнализация и связь, станции, ПТО ПС, депо, ЛХ, ВХ); - услуги, оказываемые предприятиями организациями инфраструктуры; - технические и информационные системы по управлению движением поездов, по формированию заказов на использование инфрастуктуры, цетрализованая разработка ГДП (регулируемая). Конкурентный сектор: - доставка грузов и пассажиров; - услуги компании; - комплекс ТЭО. Транспортные компании, их миссия, цели и классификация. […] 2. Качество, конкурентоспособность транспортных услуг и составные элементы сервиса на транспорте. […] Составные элементы сервиса на транспорте: [???] 1. Социально-культурный сервис: комплекс услуг и товаров, оказываемых человеку и обществу, в целом необходимый для удовлетворения его биологических, социальных, социально-бытовых и культурных потребностей в жизнедеятельности. 2. Технический сервис: обслуживание машин, станков, вагонов, локомотивов и др технических средств и устройств с целью увеличения срока службы и поддержания их рабочих параметров и характеристик в установленных условиях эксплуатации или техническом паспортном диапазоне. 3. Технологический сервис: процесс обработки (обслуживания) сырья, материалов, технических изделий и полуфабрикатов в сфере производства и эксплуатации с целью изменения их параметров, характеристик и полученного качества продукции. 3. Основы жд экспедиции. Экспедиторские услуги в пунктах отправления, прибытия, передачи (перевалки) грузов. Согласно Уставу железнодорожный транспорт оказывает не только перевозочные услуги, но и как перевозчик выполняет определенные транспортно-экспедиционные операции с грузами. Их перечень и размеры предусматриваются ГОСТ Р 51133-98, Уставом и регулируемыми тарифами. Выполнение ряда транспортно-экспедиционных услуг Уставом возлагается на экспедиторские и агентские фирмы, тем самым распространяя и на экспедицию принцип сервиса общего пользования. Возложение транспортно-экспедиционного обслуживания на перевозчика или на грузоотправителя/получателя определяется Уставом. Экспедиторские услуги в пункте отправления. Преследуя сохранность и своевременную доставку груза по назначению, экспедиция отправления грузов железнодорожным транспортом представляет собой комплекс взаимосвязанных операций. В соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте услуги можно разделить на три группы: 1. прием и хранение груза: 2. документальное оформление перевозки и взимание провозных плат; 3. погрузка в вагоны и отправление груза по назначению. Операции по отправлению грузов производятся на местах общего пользования, принадлежащих владельцам инфраструктуры, и на местах необщего пользования, принадлежащих грузовладельцам либо автомобильным или экспедиторским предприятиям — компаниям, акционерным обществам, товариществам и др. Услуги в пункте прибытия груза. Информация о подходе грузов несет логистическую функцию для планирования технологических процессов, подготовки необходимых для выгрузки грузов рабочей силы и механизмов, а для перевозчика она имеет обязательный характер. Уведомление о прибытии груза и времени подачи вагонов, контейнеров с грузом к месту выгрузки передается в день прибытия груза, но не позднее, чем в 12 ч дня, следующего за днем прибытия грузов, а подача под выгрузку — не позднее чем за 2 ч. Современная транспортная логистика требует слежения за продвижением товара от места его производства до места потребления. Перевозчик может участвовать в этом процессе на условиях договора об организации перевозок. Услуги по оформлению документов на станции назначения включают: - раскредитование перевозочных документов; - оформление претензии перевозчику по перевозке грузов; - передача раскредитованной накладной; - получение у приемосдатчика груза (контейнера) на местах общего пользования станции назначения; - прием груженных и сдача порожних вагонов при выгрузке на местах необщего пользования; - съем запорно-пломбировочных устройств, на вагоне (контейнере); - выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомобилей на складах грузополучателей и на станциях назначения; - хранение грузов в складских помещениях экспедитора; - услуги, связанные с вывозом груза автомобильным транс портом от склада перевозчика до склада грузополучателя и др. Услуги в пунктах перевалки грузов на другой транспорт. Транспортно-экспедиторское обслуживание грузов в процессе перевалки с одного вида транспорта на другой связано с прибытием импортных, транзитных и экспортных грузов, с передачей грузополучателям на месте либо с дальнейшей их отправкой по назначению в Россию или транзитом в третьи страны. [???] 4. Классификация сертифицируемых услуг, схемы сертификации и лицензирования транспортных услуг. Система сертификации на железнодорожном транспорте регламентируется документом «Порядок сертификации услуг, предоставляемых на федеральном железнодорожном транспорте при перевозках грузов». При перевозке грузов организациями-исполнителями (экспедиторскими организациями; агентскими организациями; операторскими компаниями) сертификация услуг проводится по схемам сертификации и включает: оценку соответствия процесса предоставления услуги; оценку соответствия организации-исполнителя услуги; оценку соответствия системы качества предоставления услуги нормативным документам. Перечень сертифицируемых услуг: 1. Услуги до приёма и после выдачи груза. 1.1. Оформление документов, связанных с организацией перевозки грузов; 1.2. Выполнение операций по справочно-информационному обслуживанию; 1.3.Выполнение расчётно-финансовых операций; 1.4. Выполнение операций по завозу-вывозу груза; 1.5. Выполнение операций по подаче-уборке вагонов; 1.6. Выполнение погрузочно-разгрузочных операций; 1.7. Выполнение складских операций; 1.8. Предоставление вагонов, контейнеров для перевозки грузов; 1.9. Выполнение таможенных операций; 1.10. Выполнение операций страхования. 2. Услуги в пути следования 2.1. Справочно-информационное обеспечение контроля проследования груза, вагона, контейнера. 2.2. Выполнение операций в пути следования груза. Сертификация услуг проводится по следующим схемам: Схема 9у. Применяется при сертификации процессов предоставления отдельных видов услуг. Оценка процесса предоставления услуги производится путем обследования возможностей и оценки способности исполнителя осуществлять конкретный процесс предоставления услуги в соответствии с установленными СТ ССФЖТ 025 требованиями. Схема 10у. Применяется при сертификации организации — исполнителя услуг для присвоения ей фирменной категории. В процедурах оценки соответствия организации-исполнителя услуг могут быть использованы сведения, полученные извне, в том числе: - результаты социологических опросов и экспертных оценок клиентов организации-исполнителя; - сведения МПС России о качестве работы организации-исполнителя и безопасности предоставляемых услуг. Схема 11у. Применяется при сертификации системы качества предоставления услуг при наличии сертифицированной системы качества организации-исполнителя услуг. Лицензирование транспортных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. № 383 утверждено Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом пассажиров, грузов и Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте. Первое определяет порядок лицензирования перевозки железнодорожным транспортом грузов, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется ими для обеспечения собственных нужд и без выхода на железнодорожные пути общего пользования. Лицензия предоставляется на 5 лет. По лицензируемым работам установлены лицензионные требования и условия в виде перечня; определены функции лицензируемого органа. Лицензия, в отличие от сертификата, предоставляет ее обладателю права, соответствующие целям его деятельности, и возлагает на него также гражданские обязанности, связанные с этой деятельностью. Для осуществления экспедиционной деятельности лицензии выдаются с соблюдением процедур, установленных актами Правительства России, а также Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется предприятиями, организациями и учреждениями на основании лицензии независимо от организационно-правовой формы. Так же, как и сертификация, лицензирование предполагает включение в лицензионные требования и условия квалификационных требований к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационных требований к работникам фирм или гражданам, которые являются индивидуальными предпринимателями. 5. Гибкая тарифная политика как элемент сервиса. Задача об исчислении провозных плат. В условиях рыночных отношений грузовладельцы свободны в выборе перевозчика и партнеров по торгово-экономическим связям на основе коммерческой выгоды. В 1995 г. возникла необходимость проведения гибкой тарифной политики, которая нашла свое выражение: - в построении тарифов по родам грузов и тарифным позициям с учетом платежеспособности; - в дифференциации индексов изменения тарифов, связанных с инфляцией, по видам отправок; - во введении для грузовладельцев и операторов системы скидок с тарифов для повышения спроса на перевозки и лучшего использования средств транспорта. Трехклассная система тарифов нашла применение с 1995 г. Фактор платежеспособности грузовладельцев учтен при отнесении грузов к тому или иному классу тарифов. Принцип «чем выше стоимость груза и ниже транспортная составляющая в цене продукции, тем выше может быть тариф» положен в трехклассную систему тарифов, которая базируется на следующих положениях. 1. «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов»распределена по трем классам тарифов. Первый класс — массовые относительно дешевые сырьевые и топливно-энергетические, а также другие грузы с долей транспортной составляющей более 15% в конечной цене продукции. Второй класс — прочие относительно дешевые грузы с транспортной составляющей 8—15% в конечной цене продукции. Третий класс — остальные дорогостоящие грузы с относительно низкой долей транспортной составляющей в конечной цене продукции (менее 8%). 2. Тариф первого класса установлен самым низким за счетскидок с основного тарифа второго класса в зависимости отрасстояния перевозки: - коэффициент индексации — 0,9; - от 1000 до 5000 км за каждые 200 км предоставляется скидка в размере 1%. При перевозках на расстояние более 5000 км для грузов первого класса тарифов установлен коэффициент 0,7, т.е. предоставляется скидка 30% по отношению ко второму классу основного тарифа. Для грузов второго класса применен средний уровень повагонного тарифа и он остался неизменным. Для грузов третьего класса уровень тарифа повышен на 20%. Распределяются грузы по классам тарифов так, чтобы сохранить неизменным средний уровень тарифов. При перенесении груза из одного класса в другой этот принцип сохраняется. Расчеты выполняют по формуле Tср = (T1*PL1 + T2*PL2 +Т3* PL3) / 10*( PL1+PL2+PL3) где Тср — средняя тарифная ставка, руб. за 10 ткм (по среднему уровню тарифов); Т1, Т2, Т3 — тарифные ставки первого, второго и третьего классов тарифов; PL1, PL2, PL3 — объем перевозок, ткм, по соответствующим классам тарифов. 6. Система скидок с тарифа. Классификация скидок. Транспортная составляющая в цене продукции. Система скидок с тарифа. Классификация скидок. Система построения тарифов по классам с учетом платежеспособности грузовладельцев и дифференцированного государственного регулирования тарифов является основной. Наряду с этим развивается система скидок с тарифов с целью повышения спроса на перевозки, развития конкурентного сектора рынка транспортных услуг. Необоснованные льготы приводят к потере доходов. При оценке обоснованности предоставляемой скидки исходят из предпосылки, что с увеличением объема перевозок возрастает только «зависящая» от него часть расходов. Если дополнительные доходы превышают дополнительно возникающие «зависящие» расходы, то перевозка экономически выгодна, а коммерческая сделка обеспечит прирост прибыли. Размеры предоставляемых скидок устанавливают в процессе разработки договора об организации перевозок (контракта) с последующим согласованием и утверждением. Применительно к железнодорожному транспорту рассмотрим ряд скидок с прейскурантного тарифа и сферы их применения. Скидки с тарифа при дополнительных перевозках грузов. Эта скидка может быть представлена на весь привлекаемый (дополнительный) объем перевозок: - на направлениях, где конкурируют разные виды транспорта (перевозчики) и операторские компании, где есть возможность привлечь «на себя» часть грузов, или напротив, предотвратить отток освоенных (традиционных) грузопотоков; - в случаях, когда в силу высоких транспортных издержек грузовладельцы не могут осуществить рост объемов производства, расширение своей доли рынка или просто не в состоянии обеспечить сбыт продукции и даже вынуждены сокращать производство; - для создания льготных условий грузовладельцам, испытывающим временные финансовые трудности; - при условиях создания новых объектов производства или сооружений. Максимальный предел скидки с прейскурантной провозной платы можно определить с учетом возмещения только зависящих издержек по формуле: Сmах = 1 – k / r или в процентах Сmах = (1 – k / r) * 100, где k - доля расходов, зависящих от объема работы (наибольшая принимается на год и более, а сокращенная — на внутригодовой период или разовую перевозку); r - коэффициент рентабельности r = 1 + х /100, где x - рентабельность перевозок в процентах к расходам. Минимальным пределом платы за перевозки должна быть маржинальная себестоимость перевозок, которая при достаточной пропускной и провозной способности железных дорог равна себестоимости в части зависящей от объема работы. Размер скидки устанавливается по договоренности с грузоотправителем и не должен превышать максимальный. Пользователь транспортных услуг обладает правом на пониженную ставку только при выполнении размеров погрузки или реально внесенных платежах. Скидки на прирост объемов перевозок (бонусные скидки). Предоставляются при сбыте продукции крупным оптовым партнерам не для каждой сделки, а за обусловленный объем оборота в год, когда есть гарантия увеличения (прироста) объема перевозок (на установленный процент) по сравнению с предыдущим периодом. При невыполнении грузовладельцем условия увеличения объема перевозок в договоре следует предусмотреть варианты: - годовой объем отправления распределяется по кварталам (месяцам), но при его невыполнении по вине клиента скидки отменяются с компенсацией издержек; - скидка предоставляется по специальной шкале с учетом прироста перевозок; - расчет производится по истечении контрактного периода, когда перевозчик выплачивает клиенту сумму скидок на фактический прирост перевозок. Когда скидка предоставляется не на весь объем перевозок, а лишь на их прирост, у грузовладельца может быть заинтересованность в увеличении перевозок: чем выше прирост по сравнению с базовым уровнем, тем большую скидку с тарифа он получит в расчете на весь объем перевозок. В этом случае максимальная скидка, %, на весь объем перевозок может быть определена в двух вариантах: а) при условии возмещения только зависящих расходов без образования прибыли: Cmax = (g * (r - k) / (G + g) * r) * 100; б) при условии сохранения среднего уровня рентабельности: Cmax = (g * (1 - k) / (G + g)) * 100; где g - прирост объема перевозок, %; G - полный объем перевозок, равный 100 % . Сезонные скидки. На транспорте сезонные скидки возможны при перевозках отдельных видов грузов. Определение предельных размеров сезонных скидок выполняется аналогично скидкам при дополнительных перевозках. Скидка на отправки грузов в прямых отправительских маршрутах. Введена с 15 января 1995 г. в размере 10 % от тарифа. В настоящее время отменена. Скидки за предварительную оплату перевозок (типа «сконто»). В случае предварительной оплаты максимальный размер скидки определяется исходя из депозитной процентной ставки. Здесь суть в том, чтобы размер предварительной оплаты непревышал сумму, которую грузовладелец мог бы дополнительно получить, поместив те же средства на хранение в банк. Решением правительственных органов вводилась система скидок с тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом в зависимости от сроков (глубины) предварительной оплаты и действующей ставки рефинансирования Центрального банка России. Скидка, %, с тарифа при предварительной оплате не должна превышать: С = 0,0833 * д * м * (1 - 0,01 * Н), где 0,0833 - часть годового процента, приходящаяся на 1 месяц (1:12 = 0,0833); д - годовая депозитная банковская ставка, %; м – число месяцев в периоде предварительной оплаты до момента предъявления груза к перевозке; Н - ставка налога на добавленную стоимость, %. Скидки при перевозках грузов в направлениях следования порожних транспортных средств. На железнодорожном транспорте этот вид скидок с переменным успехом действовал многие годы вплоть до 1990 г. В настоящее время эти скидки не применяются. Инвестиционные скидки с тарифа. Это исключительные (пониженные) тарифы, применяемые с целью привлечения инвесторов. В настоящее время этот вид скидки не применяется. Однако в учебных целях можно предусмотреть эту скидку при перевозке грузов в собственных вагонах, когда собственник (компания-оператор, грузовладелец или экспедиторская организация) покупает новый подвижной состав или выполняет необходимый капитальный ремонт старогодных вагонов. Исключительный пониженный тариф устанавливается так, чтобы разность между тарифом на перевозки в вагонах инвентарного парка РЖД и исключительным тарифом на перевозки в собственных (арендованных) вагонах (груженый плюс порожний рейсы) не превышала стоимости содержания высвобождаемых вагонов парка РЖД с учетом необходимой прибыли. При этом перечень грузов и типов вагонов, для которых устанавливаются скидки, размеры скидок оформляются договором и утверждаются правительственными органами РФ. Срок возврата инвестиций устанавливается в пределах 8—15 лет и в течение этого срока применяются инвестиционные скидки с тарифа. Расчет величины инвестиционной скидки, %, производится следующим образом: Si = 0,85 * K / (Dtok) (1 + Е) * 100 где Si - скидка с тарифа в i-м порядковом году, начиная с года покупки вагонов, в % к тарифу за груженый и порожний рейс; К - стоимость приобретаемых компанией новых вагонов или затраты на осуществление капитального ремонта для продления полезного использования старогодных вагонов, приобретенных у МПС России (без НДС), руб.; D - расчетная годовая провозная плата, оплачиваемая компанией железным дорогам за груженый и порожний пробег собственных вагонов (без НДС), руб., с учетом действующих скидок и исключительных тарифов; tok - срок возврата инвестиций, в течение которого действует скидка с тарифа, год; Е - норма дисконта; Н - порядковый номер года возврата инвестиций или года применения тарифных льгот (для года покупки вагонов ti =1). Величина tok, устанавливается между железнодорожным транспортом и компанией в пределах 8-15 лет. Величина Е устанавливается между железнодорожным транспортом и компанией в пределах 0,03-0,12. Д = 365 * Np * (Тгр + Тп) / Ов = 365 * Np * (Тгр + Тп) / Ов * Кр где Nр - парк новых вагонов; Тгр, Тп - тариф соответственно за груженый и порожний рейс, действующий на момент заключения договора о предоставлении скидки, руб./вагон; Ов - расчетное время оборота вагона, суток; Кр — необходимый коэффициент резерва с учетом неравномерности перевозок (при отсутствии непосредственного расчета его величины может приниматься в размере 1,20 для универсальных вагонов и нефтебензиновых цистерн и 1,30 для прочих типов вагонов). Ов = [tгр + (1 / Vуч + tтех / Lтех) * (1 + а) * L] / 24 где tгр - время простоя вагона под грузовыми операциями в течении оборота, ч; Vуч - участковая скорость в грузовом движении, км/ч; tтех - средний простой вагона на одной технической станции, ч; Lтex - среднее расстояние между техническим станциями (вагонное плечо), км; а - коэффициент порожнего пробега вагонов; L — расстояние перевозки, км. Параметры для расчета величины Ов определяется для конкретного маршрута следования, а при их отсутствии – по среднесетевым данным. При наличии нескольких маршрутов обращения вагонов параметр D определяется как средневзвешенная величина. При предоставлении скидки с тарифа по годам ее величина по соглашению сторон может устанавливаться с отклонением от расчетных значений при соблюдении общего условия: средняя арифметическая величина фактически предоставляемой скидки за период ее действия должна быть равна средней арифметической величине расчетной скидки за тот же период. Транспортная составляющая в цене продукции. Скидки с учетом транспортной составляющей в цене товаров. Определение оптимальной величины скидки и порядок ее согласования с грузовладельцем рассмотрим в следующей последовательности: 1). Определяется суммарная стоимость производства товара и его транспортировки: И = Цо + Эо + Сб + Эн + П где Цо - цена продукции в пункте отправления с учетом рентабельности производства; Эо - прочие расходы в пункте отправления (услуги других видов транспорта, ППЖТ, хранение и др.); Сб - дополнительные сборы в пунктах отправления (погрузо-разгрузочные работы, подача и уборка вагонов и т.д.); Эн - прочие расходы в пунктах назначения; П - провозная плата; 2). Расчет суммы дефицита, т.е. разности между рыночной ценой Ц, по которой грузовладелец может реализовать свою продукцию в пункте назначения, и суммарной стоимостью производства и транспортировки Д = И – Цр 3). Общая сумма дефицита распределяется между перевозчиком и грузовладельцем пропорционально провозной плате и стоимости продукции в пункте производства и прочим расходам; 4). Доля дефицита, приходящаяся на железнодорожный транспорт, х = Д * (П + Сб) / И 5). Оптимальная величина скидки с тарифа, %, Ст = (х / П)* 100 6). Вычисляется договорный тариф с учетом оптимальной скидки Тд = П - (П * Ст * 0,01) Если грузоотправитель запрашивает скидку в большем размере, то путем переговоров ее следует максимально приблизить к оптимальной величине, не превышая установленный максимальный размер скидки на данную перевозку. |
Тексты лекций содержат материалы для изучения дисциплины «Сервис на транспорте» и предназначены для студентов специальности «Организация... | А. А. Лекомцева – к экон н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита фгбоу впо пермской гсха | ||
Примерные вопросы к зачету по учебной дисциплине «жилищное право» для студентов всех форм обучения 22 | Понятие интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как объект правовой охраны | ||
Описать основные элементы структуры программы ( Раздел интерфейса, раздел реализации, раздел инициализации) | Чтение, перевод одного из текстов, заданных в качестве домашнего задания. Задания к тексту. Ответы на вопросы по содержанию текста.... | ||
Исковые заявления, заявления и жалобы, предъявляемые мировым судьям, в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд | Эпидемиология как наука об эпидемическом процессе. Связь эпидемиологии с другими науками. История развития эпидемиологии. Значение... | ||
«Делопроизводство» студенты выполняют 1 контрольную работу, что служит допуском к зачету по курсу. Ответы должны быть точными. При... | «Сервис» специализации 100101. 19 «Сервис на предпритиях питания» направления 100100 «Сфера обслуживания» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |