Путеводитель по кадровым вопросам


НазваниеПутеводитель по кадровым вопросам
страница1/3
ТипДокументы
blankidoc.ru > Договоры > Документы
  1   2   3
Документ предоставлен КонсультантПлюс


Изменения за последний месяц

КонсультантПлюс, 31.12.2014
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ
ОХРАНА ТРУДА. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
1. Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения >>>

2. Процедура проведения специальной оценки условий труда >>>

Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда >>>

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда >>>

Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда >>>

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда >>>

Этап 2. Проведение непосредственно специальной оценки условий труда >>>

Шаг 5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов >>>

Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда >>>

Шаг 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов >>>

Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда >>>

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда >>>

3. Образцы документов >>>
1. Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения
1.1. Понятие и содержание специальной оценки условий труда >>>

1.2. Участники специальной оценки условий труда >>>

1.3. Сроки проведения специальной оценки условий труда >>>

1.4. Ответственность за нарушения норм о специальной оценке условий труда >>>
1.1. Понятие и содержание специальной оценки условий труда
1.1.1. Суть специальной оценки условий труда >>>

1.1.2. Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда >>>

1.1.3. Результат специальной оценки условий труда >>>

1.1.4. Применение результатов специальной оценки условий труда >>>
1.1.1. Суть специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее - Закон N 426-ФЗ).

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 - 5 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).

Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.

Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается на следующие пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки. По нашему мнению, если в течение следующего пятилетнего срока не возникнут обстоятельства, при которых действие декларации прекращается, она считается продленной еще на пять лет и так далее. Вывод основан на том, что Законом N 426-ФЗ не установлено ограничений количества таких продлений. Официальные разъяснения государственных органов по вопросу о количестве возможных продлений срока действия декларации в настоящее время отсутствуют.
Можно ли на основании редакции Трудового кодекса РФ, вступившей в силу 01.01.2014, уменьшить объем гарантий (компенсаций), которые установлены в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по итогам проведенной в 2013 г. аттестации рабочих мест?

Ответ: Да, можно при условии, если условия труда на данных рабочих местах улучшились, что подтверждено результатами спецоценки.

Обоснование: Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы и работникам, условия труда которых были признаны вредными и (или) опасными, установлены на основании действовавших норм Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов гарантии и компенсации, они должны быть сохранены. При этом условия труда на указанных рабочих местах должны оставаться прежними. Такой вывод следует из анализа ч. 3 ст. 15 Закона N 421-ФЗ.

Пересмотр предоставляемых работникам гарантий и компенсаций возможен только после проведения специальной оценки условий труда. В случае когда по ее итогам будет определено, что условия труда на ранее аттестованных рабочих местах улучшились, работодатель вправе уменьшить объем гарантий и компенсаций. Улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (информация Минтруда России "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда").

Гарантии и компенсации работникам в таком случае должны быть предоставлены в соответствии с действующими нормами Трудового кодекса РФ, а именно: абз. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 92, ст. ст. 117, 147 ТК РФ.

Если в ходе спецоценки условия труда на ранее аттестованных рабочих местах будут признаны безопасными, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Такой вывод следует из содержания ч. 4 ст. 219 ТК РФ.

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Оно возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ для ситуаций, когда организационные или технологические условия труда изменились.
Связанные вопросы

Изменение условий трудового договора вследствие изменения организационных или технологических условий труда

Условие о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
1.1.2. Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда
Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Специальная оценка в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

- надомников;

- дистанционных работников;

- работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (ч. 4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона N 426-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти должен установить особенности проведения специальной оценки на рабочих местах, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона N 426-ФЗ, а именно в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Перечень этих рабочих мест утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290. Минтруду России поручено в срок до 01.01.2015 утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в указанный Перечень (п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.04.2014 N 290).

Частью 7 ст. 9 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что особенности должны быть установлены также в том случае, если выполнение работ по проведению спецоценки условий труда на рабочих местах создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, других лиц.

До установления таких особенностей спецоценка проводится в общем порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ (ч. 5 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Процедура проведения специальной оценки условий труда
До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ):

1) рабочие места:

- оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

- находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

2) работники:

- трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;

- выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;

- используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;

- обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах - в отношении только 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, аттестация которых была проведена до 01.01.2014 (даты введения спецоценки)?
Ответ: Не нужно, если срок действия результатов проведенной аттестации не истек.

Обоснование: Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы, то специальная оценка в отношении условий труда на таких рабочих местах проводится по истечении пяти лет со дня завершения аттестации (утверждения отчета об аттестации). Исключением является возникновение обстоятельств, при которых необходимо проведение внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно. В течение указанного периода они применяются при определении размера дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, письма Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171 и от 21.03.2014 N 15-1/В-298). При этом на основании результатов аттестации учитывается только вредный или опасный класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

При желании работодатель может провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, которые до 01.01.2014 (даты введения спецоценки) не подлежали аттестации?
Ответ: Да, нужно.

Обоснование: Ранее согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) не подлежали аттестации рабочие места тех работников, чья трудовая функция была связана исключительно:

- с работой на компьютерах;

- с периодической эксплуатацией копировально-множительной (например, ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд организации;

- с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

С 01.01.2014 в силу Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Следовательно, условия труда на рабочих местах, связанных с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, подлежат специальной оценке.
1.1.3. Результат специальной оценки условий труда
Результат специальной оценки условий труда - это установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения (ч. 8 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляют в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
Можно ли снизить класс (подкласс) условий труда и если да, то в каком порядке?

Ответ: Возможность снижения класса (подкласса) предусмотрена законом, однако порядок снижения не утвержден.

Обоснование: Возможность снизить класс (подкласс) условий труда на рабочих местах с вредными условиями труда установлена в ч. 6 - 8 ст. 14 Закона N 426-ФЗ и п. 94 Методики проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) (далее - Методика проведения специальной оценки условий труда).

Порядок снижения класса (подкласса) условий труда определяется методикой, которую должен утвердить Минтруд России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 6, 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

В настоящее время такая методика не утверждена, что не препятствует осуществлению специальной оценки условий труда согласно Закону N 426-ФЗ и Методике проведения специальной оценки условий труда (информация Минтруда России "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда").

В организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда на рабочих местах может проводиться в соответствии с отраслевыми особенностями. Такие документы утверждаются Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 8 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

Класс (подкласс) может быть снижен только в том случае, если работники, занятые на рабочих местах с вредными условиями труда, применяют эффективные средства индивидуальной защиты. В отношении этих средств должны быть проведены:

- обязательная сертификация. Порядок ее осуществления и орган, обладающий такими полномочиями, определены в п. 5.14 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878);

- оценка их эффективности на рабочих местах, о чем необходимо составить соответствующий протокол.

Данные выводы следуют из анализа ч. 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ, а также из п. 94 Методики проведения специальной оценки условий труда.
В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация) (ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
1.1.4. Применение результатов специальной оценки условий труда
Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

1) перечислять в ПФР дополнительный страховой взнос за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (п. 7 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Такой страховой взнос применяется с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, страховой взнос по дополнительному тарифу подлежит уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579);

2) предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например: сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 147, абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 ТК РФ);

3) обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 3 ст. 7 Закона N 426-ФЗ);

4) предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);

5) проводить мероприятия по улучшению условий труда работников (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ), например: модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности (п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Закона N 426-ФЗ):

1) осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;

2) проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне;

3) организует проведение обязательных предварительных (при поступлении) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.
Связанные вопросы

Категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
1.2. Участники специальной оценки условий труда
1.2.1. Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

1.2.2. Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним >>>

1.2.3. Работники. Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

1.2.4. Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников). Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>
1.2.1. Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки
Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели - физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе (ч. 1 ст. 4, ст. ст. 19, 26 Закона N 426-ФЗ):

- требовать от организации, проводящей специальную оценку, представить документы о соответствии ее установленным в ст. 19 Закона N 426-ФЗ критериям, а также обосновать результаты проведения спецоценки (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- проводить внеплановую спецоценку в установленном Законом N 426-ФЗ порядке (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- обжаловать в установленном ст. 26 Закона N 426-ФЗ порядке действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

В рамках своих обязанностей по обеспечению проведения специальной оценки работодатель (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона N 426):

- образует комиссию по проведению специальной оценки, а также утверждает график проведения оценки (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ);

- заключает гражданско-правовой договор с организацией, проводящей специальную оценку (далее - специализированная организация) (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ);

- обеспечивает проведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

Продолжение перечня:

- предоставляет специализированной организации необходимые сведения, документы и информацию, а также разъяснения по порядку проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- не совершает преднамеренных действий по сужению круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении спецоценки условий труда и влияющих на ее результат (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- в письменной форме знакомит работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- предоставляет работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- проводит мероприятия по улучшению условий труда (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными обязанностями, предусмотренными в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Процедура проведения специальной оценки условий труда
1.2.2. Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним
Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) основной вид деятельности (один из видов деятельности) по уставным документам - проведение специальной оценки условий труда (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

2) наличие в штате не менее пяти экспертов с сертификатами на выполнение работ по специальной оценке. По крайней мере один эксперт из их числа должен иметь высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

3) наличие в структуре испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ).

Организация, которая отвечает указанным требованиям, подает заявление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации Минтруд России направляет специализированной организации соответствующее уведомление (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599). Допущенной к деятельности по проведению спецоценки организация считается с даты принятия указанного решения (абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599). В реестр сведения об организации вносятся в течение трех рабочих дней с указанной даты (п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

Работодатель может удостовериться в том, что выбранной организации разрешено проводить спецоценку, ознакомившись со сведениями из реестра или с представленным организацией уведомлением Минтруда России (п. п. 11, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

Реестр является открытым для всех заинтересованных лиц источником информации. Плата за внесение в него сведений не взимается (п. п. 26, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

В реестре указываются наименование, сведения о местонахождении специализированной организации, ИНН, ОГРН и другая информация, в том числе данные о приостановлении (возобновлении, прекращении) деятельности в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 4 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

www.rosmintrud.ru - официальный сайт Минтруда России. С реестром организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно ознакомиться в разделе "Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

Специализированная организация должна обеспечивать исполнение своих обязательств в случае причинения ущерба работодателю-заказчику при проведении специальной оценки условий труда. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности (ст. 23 Закона N 426-ФЗ).

К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии упомянутого сертификата на выполнение работ по спецоценке предъявляются следующие требования (ч. 3 ст. 20 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614):

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по спецоценке;

3) наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

Сертификат эксперта выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на пять лет (п. п. 1, 3, 27, 28, 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614). Форма сертификата утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.

При смене фамилии, имени, отчества эксперту выдается новый сертификат, в случае утраты, порчи (повреждения) сертификата выдается его дубликат, на котором проставляется штамп "дубликат" (чернилами синего цвета). Такой вывод следует из анализа п. 2 Приложения N 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н, п. п. 37 - 39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

По решению Минтруда России сертификат эксперта может быть аннулирован. Перечень случаев, в которых это происходит, установлен в п. 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

Не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи сертификата (его дубликата) или его аннулирования соответствующие сведения вносятся в реестр экспертов организаций (ч. 5 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. п. 3, 4 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н). Этот реестр формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов организаций будет размещен на сайте Минтруда России в открытом доступе. Плата за ознакомление со сведениями реестра взиматься не будет (ч. 6 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. 6 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н).

Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона N 426-ФЗ). В связи с этим спецоценка не может проводиться (ч. 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ):

- должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих надзор (контроль) в установленной сфере деятельности и проведение государственной экспертизы условий труда;

- организациями, руководители (должностные лица) которых являются учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

- организациями, руководители (должностные лица) которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

Продолжение перечня:

- организациями в отношении:

а) юридических лиц (компаний-работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка и для которых такие организации являются учредителями (участниками);

б) дочерних обществ, филиалов и представительств юридических лиц (компаний-работодателей), указанных в п. "а";

в) юридических лиц (компаний-работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

- экспертами, являющимися учредителями (участниками) организаций-работодателей, рабочие места которых подлежат специальной оценке, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций-работодателей, отвечающими за организацию и проведение специальной оценки;

- экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций, ответственными за организацию и проведение специальной оценки.
Специализированная организация вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 19 Закона N 426-ФЗ):

- самостоятельно в соответствии с областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра).

Испытательная лаборатория (центр) должна иметь в наличии необходимое оборудование и средства измерений для проведения исследований (испытаний) и измерений, соответствующих ее области аккредитации (информация Минтруда России "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда" (далее - Информация Минтруда));

- с привлечением по гражданско-правовому договору других аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Вправе ли проводить спецоценку специализированная организация, которая аккредитована на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ: Да, вправе.

Обоснование: Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) которой действителен по состоянию на 01.01.2014, имеет право проводить специальную оценку. Оценка осуществляется до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 г., то организация вправе проводить специальную оценку до 31.12.2014 включительно. При этом требования о количестве и квалификации экспертов, предусмотренные в п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не учитываются (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Процедура проведения специальной оценки условий труда
1.2.3. Работники. Права и обязанности при проведении специальной оценки
Работники вправе входить в состав комиссии по проведению спецоценки, а также присутствовать при ее проведении на своих рабочих местах (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ).

В силу ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ в состав названной комиссии включаются специалист по охране труда и иные представителя работодателя, например руководители структурных подразделений, кадровые работники, юристы.

Работник вправе обращаться к работодателю (его представителю), специализированной организации (ее эксперту) за разъяснениями по вопросам проведения спецоценки на своем рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ).

По окончании спецоценки работник обязан ознакомиться с ее результатами (ч. 2 ст. 5 Закона N 426-ФЗ). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем в качестве нарушения работником требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
1.2.4. Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников). Права и обязанности при проведении специальной оценки
Если у работодателя имеется профсоюз или иной представительный орган работников, то его представители включаются в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Они обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими членами комиссии (ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Например, этот орган вправе требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки. Такой вывод следует из п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ.

Помимо участия в работе комиссии профсоюз или иной представительный орган работников может выполнить и иные действия, связанные с проведением спецоценки, в частности направить работодателю мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
1.3. Сроки проведения специальной оценки условий труда
1.3.1. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно >>>

1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда >>>
1.3.1. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно
Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

Оценка условий труда должна быть проведена:

1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах - не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ);

2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, - по 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);

3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, - в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;

б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки. Это обусловлено следующим. Условия труда на указанных рабочих местах относятся к заведомо вредным и (или) опасным. Представляется, что вероятность проверки контролирующими органами условий труда на таких рабочих местах значительно выше по сравнению с проверкой условно безопасных рабочих мест (т.е. не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

В ходе проверки контролирующие органы могут выявить, что работодатель не проводил специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест - до 01.01.2014) "списочных" рабочих мест, т.е. не исполнил обязанность по обеспечению безопасных условий труда, закрепленную в ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В этом случае до 01.01.2015 работодателя могут привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ.

С 01.01.2015 начнет действовать специальная норма (ст. 5.27.1 КоАП РФ), предусматривающая ответственность за непроведение спецоценки условий труда. С этой даты привлечение к ответственности указанных работодателей-нарушителей будет осуществляться по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих мест, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки - не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).

Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;

2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;

3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

Продолжение перечня:

4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);

5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.
1.4. Ответственность за нарушения норм о специальной оценке условий труда
Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда (ст. 212 ТК РФ).

За непроведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест - до 01.01.2014) или нарушение порядка ее проведения работодателя (организацию или индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а с 01.01.2015 - по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Исходя из анализа положений Закона N 426-ФЗ нарушением порядка проведения спецоценки (аттестации рабочих мест - до 01.01.2014) могут быть, например, признаны следующие действия (бездействие) работодателя:

1) несоблюдение срока проведения спецоценки;

2) неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;

3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;

4) проведение спецоценки:

- без привлечения специализированной организации;

- без формирования комиссии по ее проведению;

- не на всех рабочих местах.

Поскольку обязанность по проведению спецоценки возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время (ч. 6 ст. 10, ст. 17, ч. 4, 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), до 01.01.2019 к административной ответственности за непроведение спецоценки или нарушение порядка ее проведения могут привлечь организации:

1) условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т.е. указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), в следующих случаях:

- аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;

- эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а спецоценка в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась;

Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно
2) на рабочих местах которых необходимо провести внеплановую спецоценку в связи с возникновением следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

- введены в эксплуатацию новые рабочие места;

- получено предписание ГИТ о проведении спецоценки;

- изменился технологический процесс, заменено производственное оборудование, изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, изменены средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

Продолжение перечня:

- произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц) либо у работника выявлено профессиональное заболевание, вызванное воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

- получено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Для тех организаций, условия труда на рабочих местах которых являются условно безопасными (т.е. не указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), административная ответственность за непроведение специальной оценки не предусмотрена до 01.01.2019. Это связано с тем, что указанные организации вправе проводить специальную оценку поэтапно и должны завершить ее не позднее 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Организации, которые завершили специальную оценку до этой даты (например, 31.12.2014), должны ознакомить работников с ее результатами и разместить на своем официальном интернет-сайте (при его наличии) сводные данные по итогам оценки (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, сведения о результатах специальной оценки необходимо сообщить в Фонд социального страхования РФ (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). При невыполнении указанных обязанностей или иных нарушениях, допущенных при проведении специальной оценки, может наступать административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ, а с 01.01.2015 - по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Связанные вопросы

Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда

Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда

Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда
Отметим, что к ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее руководителя (его заместителя), специалиста по охране труда или иное ответственное лицо, уполномоченное на проведение специальной оценки в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Данный вывод следует из анализа примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к перечисленным выше лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Виды и размер наказания за непроведение спецоценки

условий труда (аттестации - до 01.01.2014)

и нарушение порядка ее проведения

(ст. 5.27 КоАП РФ)


Вид наказания

В отношении кого применяется

Размер наказания (срок ограничения)

Норма

Штраф

Организация (юридическое лицо)

От 30 000 до 50 000 руб.

Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Должностное лицо организации

От 1000 до 5000 руб.

Индивидуальный предприниматель

Приостановление деятельности <*>

Организация (юридическое лицо)

До 90 суток

Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель

Дисквалификация

Должностное лицо организации при повторном нарушении

От одного года до трех лет

Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ
  1   2   3

Похожие:

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам прием на работу
Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам прием на работу
Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам
В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам
В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам особенности трудовых отношений с медицинскими работниками
Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам особенности работы водителей служебных легковых автомобилей
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru