Путеводитель по кадровым вопросам


Скачать 416.77 Kb.
НазваниеПутеводитель по кадровым вопросам
страница1/3
ТипДокументы
blankidoc.ru > Договоры > Документы
  1   2   3
Изменения за последний месяц
КонсультантПлюс, 22.04.2014
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ

ОХРАНА ТРУДА. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
1. Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения >>>

2. Процедура проведения специальной оценки условий труда >>>

Этап 1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда >>>

Шаг 1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда >>>

Шаг 2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда >>>

Шаг 4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда >>>

Этап 2. Проведение непосредственно специальной оценки условий труда >>>

Шаг 5. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов >>>

Шаг 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда >>>

Шаг 7. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов >>>

Этап 3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 8. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда >>>

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 10. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда >>>

Шаг 11. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда >>>

3. Образцы документов >>>
1. Специальная оценка условий труда. Основные понятия и общие положения
1.1. Понятие и содержание специальной оценки условий труда >>>

1.2. Участники специальной оценки условий труда >>>

1.3. Сроки проведения специальной оценки условий труда >>>

1.4. Ответственность за нарушения норм о специальной оценке условий труда >>>
1.1. Понятие и содержание специальной оценки условий труда
1.1.1. Суть специальной оценки условий труда >>>

1.1.2. Принципиальное отличие для работодателя специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест >>>

1.1.3. Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда >>>

1.1.4. Результат специальной оценки условий труда >>>

1.1.5. Применение результатов специальной оценки условий труда >>>
1.1.1. Суть специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ; далее - Закон N 426-ФЗ).

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1 - 5 ст. 14 Закона N 426-ФЗ).

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда).

Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.

Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается каждые пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки.
1.1.2. Принципиальное отличие для работодателя специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест
До 01.01.2014 условия труда на рабочем месте оценивались во время аттестации рабочих мест. При этом учитывались Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, далее - Список N 1 и Список N 2), а также Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22; далее - Список).
Подробнее об аттестации рабочих мест см. Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
На практике получалось, что независимо от того, безопасными или вредными признавались условия труда на рабочем месте по результатам аттестации, если профессия или должность входила в Список, Список N 1 или Список N 2, работодатель обязан был предоставлять работникам предусмотренные законом гарантии и компенсации, а также выплачивать повышенные страховые взносы в ПФР.

В настоящее время в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ названные списки продолжают действовать. Однако, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах, входящих в эти списки, вредные и (или) опасные факторы не выявлены, работодателю не нужно выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР, а также предоставлять работникам, занятым на данных местах, предусмотренные законом гарантии и компенсации. В случае выявления неудовлетворительных факторов в ПФР выплачиваются дополнительные страховые взносы по установленным тарифам, а работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707).
Связанные вопросы

Категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени >>>

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда >>>

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда >>>
1.1.3. Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда
Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Специальная оценка проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

- надомников;

- дистанционных работников;

- работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ):

1) рабочие места:

- оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

- находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

2) работники:

- трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;

- выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;

- используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;

- обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах - в отношении только 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, аттестация которых была проведена до 01.01.2014 (даты введения спецоценки)?
Ответ: Не нужно, если срок действия результатов проведенной аттестации не истек.

Обоснование: Если до 01.01.2014 рабочие места были аттестованы, то специальная оценка в отношении условий труда на таких рабочих местах проводится по истечении пяти лет со дня завершения аттестации (утверждения отчета об аттестации). Исключением является возникновение обстоятельств, при которых необходимо проведение внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

При желании работодатель может провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, которые до 01.01.2014 (даты введения спецоценки) не подлежали аттестации?
Ответ: Да, нужно.

Обоснование: Ранее согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) не подлежали аттестации рабочие места тех работников, чья трудовая функция была связана исключительно:

- с работой на компьютерах;

- с периодической эксплуатацией копировально-множительной (например, ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд организации;

- с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

С 01.01.2014 в силу Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Следовательно, условия труда на рабочих местах, связанных с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, подлежат специальной оценке.
1.1.4. Результат специальной оценки условий труда
Результат специальной оценки условий труда - это установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения (ч. 8 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляют в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Подробнее об этом см. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация) (ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н. В настоящее время данный Приказ проходит регистрацию в Минюсте России.
Подробнее об этом см. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
1.1.5. Применение результатов специальной оценки условий труда
Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

1) перечислять в ПФР дополнительный страховой взнос за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (п. 7 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

2) предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например: сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 147, абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 ТК РФ);

3) обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 3 ст. 7 Закона N 426-ФЗ);

4) предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);

5) проводить мероприятия по улучшению условий труда работников (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ), например: модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности (п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Закона N 426-ФЗ):

1) осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;

2) проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне;

3) организует проведение обязательных предварительных (при поступлении) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.
Связанные вопросы

Категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени >>>

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда >>>

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда >>>
1.2. Участники специальной оценки условий труда
1.2.1. Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

1.2.2. Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним >>>

1.2.3. Работники. Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

1.2.4. Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников). Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>
1.2.1. Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки
Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели - физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе (ч. 1 ст. 4, ст. ст. 19, 26 Закона N 426-ФЗ):

- требовать от организации, проводящей специальную оценку, представить документы о соответствии ее установленным в ст. 19 Закона N 426-ФЗ критериям, а также обосновать результаты проведения спецоценки (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- проводить внеплановую спецоценку в установленном Законом N 426-ФЗ порядке (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- обжаловать в установленном ст. 26 Закона N 426-ФЗ порядке действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

В рамках своих обязанностей по обеспечению проведения специальной оценки работодатель (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона N 426):

- образует комиссию по проведению специальной оценки, а также утверждает график проведения оценки (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ);

- заключает гражданско-правовой договор с организацией, проводящей специальную оценку (далее - специализированная организация) (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ);

- обеспечивает проведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

Продолжение перечня:

- предоставляет специализированной организации необходимые сведения, документы и информацию, а также разъяснения по порядку проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- не совершает преднамеренных действий по сужению круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении спецоценки условий труда и влияющих на ее результат (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- в письменной форме знакомит работника с результатами специальной оценки условий труда (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- предоставляет работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- проводит мероприятия по улучшению условий труда (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными обязанностями, предусмотренными в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.
Подробнее о порядке проведения спецоценки условий труда см. Процедура проведения специальной оценки условий труда.
1.2.2. Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним
Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) основной вид деятельности (один из видов деятельности) по уставным документам - проведение специальной оценки условий труда (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

2) наличие в штате не менее пяти экспертов с сертификатами на выполнение работ по специальной оценке. По крайней мере один эксперт из их числа должен иметь высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

3) наличие в структуре испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ).

Специализированная организация должна обеспечивать исполнение своих обязательств в случае причинения ущерба работодателю-заказчику при проведении специальной оценки условий труда. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности (ст. 23 Закона N 426-ФЗ).

К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии вышеупомянутого сертификата на выполнение работ по спецоценке предъявляются следующие требования (ч. 3 ст. 20 Закона N 426-ФЗ):

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по спецоценке;

3) наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона N 426-ФЗ). В связи с этим спецоценка не может проводиться (ч. 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ):

- должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих надзор (контроль) в установленной сфере деятельности и проведение государственной экспертизы условий труда;

- организациями, руководители (должностные лица) которых являются учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

- организациями, руководители (должностные лица) которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

Продолжение перечня:

- организациями в отношении:

а) юридических лиц (компаний-работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка и для которых такие организации являются учредителями (участниками);

б) дочерних обществ, филиалов и представительств юридических лиц (компаний-работодателей), указанных в п. "а";

в) юридических лиц (компаний-работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

- экспертами, являющимися учредителями (участниками) организаций-работодателей, рабочие места которых подлежат специальной оценке, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций-работодателей, отвечающими за организацию и проведение специальной оценки;

- экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций, ответственными за организацию и проведение специальной оценки.
Специализированная организация вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ч. 1, 2 ст. 19 Закона N 426-ФЗ):

- самостоятельно (в соответствии с областью аккредитации);

- с привлечением по гражданско-правовому договору других аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Реестры организаций и экспертов организаций, проводящих специальную оценку, формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ). Реестр организаций размещен на официальном сайте министерства: rosmintrud.ru (раздел "Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда").

Реестр экспертов организаций также будет размещен на сайте Минтруда России (п. 6 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н).
Вправе ли проводить спецоценку специализированная организация, которая аккредитована на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ: Да, вправе.

Обоснование: Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) которой действителен по состоянию на 01.01.2014, имеет право проводить специальную оценку. Оценка осуществляется до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 г., то организация вправе проводить специальную оценку до 31.12.2014 включительно. При этом требования о количестве и квалификации экспертов, предусмотренные в п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не учитываются.
Подробнее о порядке проведения спецоценки условий труда см. Процедура проведения специальной оценки условий труда.
1.2.3. Работники. Права и обязанности при проведении специальной оценки
Работники вправе участвовать в проведении специальной оценки в составе комиссии по проведению спецоценки, а также присутствовать при ее проведении на своих рабочих местах.

В силу ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ в состав названной комиссии включаются специалист по охране труда и иные представителя работодателя, например руководители структурных подразделений, кадровые работники, юристы.

Работник вправе обращаться к работодателю (его представителю), специализированной организации (ее эксперту) за разъяснениями по вопросам проведения спецоценки на своем рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ).

По окончании спецоценки работник обязан ознакомиться с ее результатами (ч. 2 ст. 5 Закона N 426-ФЗ). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем в качестве нарушения работником требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
1.2.4. Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников). Права и обязанности при проведении специальной оценки
Если у работодателя имеется профсоюз или иной представительный орган работников, то его представители включаются в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Они обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими членами комиссии (ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Например, этот орган вправе требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки. Такой вывод следует из п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 426-ФЗ.

Помимо участия в работе комиссии профсоюз или иной представительный орган работников может выполнить и иные действия, связанные с проведением спецоценки, в частности направить работодателю мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
1.3. Сроки проведения специальной оценки условий труда
1.3.1. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно >>>

1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда >>>
1.3.1. Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно
Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

Оценка условий труда должна быть проведена:

1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах - не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ);

2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, - по 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);

3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, - в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 (с их учетом досрочно назначается трудовая пенсия по старости);

б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки, так как за ее непроведение работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих местах, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки - не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).

Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;

2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;

3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

Продолжение перечня:

4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);

5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.
1.4. Ответственность за нарушения норм о специальной оценке условий труда
Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда (ст. 212 ТК РФ).

За непроведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест - до 01.01.2014) или нарушение порядка ее проведения работодателя (организацию или индивидуального предпринимателя) могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а с 01.01.2015 - по ст. 5.27.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Исходя из анализа положений Закона N 426-ФЗ нарушением порядка проведения спецоценки (аттестации рабочих мест - до 01.01.2014) могут быть, например, признаны следующие действия (бездействие) работодателя:

1) несоблюдение срока проведения спецоценки;

2) неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;

3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;

4) проведение спецоценки:

- без привлечения специализированной организации;

- без формирования комиссии по ее проведению;

- не на всех рабочих местах.

Поскольку обязанность по проведению спецоценки возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время (ч. 6 ст. 10, ст. 17, ч. 4, 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), до 1 января 2019 г. к административной ответственности за непроведение спецоценки или нарушение порядка ее проведения могут привлечь только организации:

1) условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным (т.е. указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), в следующих случаях:

- аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;

- эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а спецоценка в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась.
Подробнее о сроке проведения спецоценки условий труда на рабочих местах в указанных случаях см.: Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно;
2) на рабочих местах которых необходимо провести внеплановую спецоценку в связи с возникновением следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

- введены в эксплуатацию новые рабочие места;

- получено предписание ГИТ о проведении спецоценки;

- изменился технологический процесс, заменено производственное оборудование, изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, изменены средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

Продолжение перечня:

- произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц) либо у работника выявлено профессиональное заболевание, вызванное воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

- получено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Подробнее о сроке проведения спецоценки условий труда на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах см.: Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Для тех организаций, условия труда на рабочих местах которых являются условно безопасными (т.е. не указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), административная ответственность за непроведение специальной оценки не предусмотрена до 01.01.2019. Это следует из анализа ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ.

Отметим, что к ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее руководителя (его заместителя), специалиста по охране труда или иное ответственное лицо, уполномоченное на проведение специальной оценки в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Данный вывод следует из анализа примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к перечисленным выше лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Виды и размер наказания за непроведение спецоценки

условий труда (аттестации - до 01.01.2014)

и нарушение порядка ее проведения

(ст. 5.27 КоАП РФ)


Вид наказания

В отношении кого применяется

Размер наказания (срок ограничения)

Норма

Штраф

Организация (юридическое лицо)

От 30 000 до 50 000 руб.

Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Должностное лицо организации

От 1000 до 5000 руб.

Индивидуальный предприниматель

Приостановление деятельности <*>

Организация (юридическое лицо)

До 90 суток

Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель

Дисквалификация

Должностное лицо организации при повторном нарушении

От одного года до трех лет

Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ
  1   2   3

Похожие:

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам прием на работу
Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам прием на работу
Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам
В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам
В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам особенности трудовых отношений с медицинскими работниками
Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам персональные данные работников
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением...

Путеводитель по кадровым вопросам iconПутеводитель по кадровым вопросам особенности работы водителей служебных легковых автомобилей
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru