Скачать 322.56 Kb.
|
См. изменения за последний месяц КонсультантПлюс, 28.10.2011 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ ПРОФСОЮЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН Профсоюзная организация - представитель работников >>> Права профсоюзной организации >>> Гарантии работникам - членам профсоюза >>> Руководитель профсоюзной организации, освобожденный от основной работы >>> Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>> ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ 1. Виды профсоюзных организаций >>> 2. Профсоюзный орган >>> 3. Первичная профсоюзная организация >>> 3.1. Уведомление работодателя о создании профсоюза >>> 3.2. Государственная регистрация профсоюзной организации >>> 3.3. Перечисление членских взносов из заработной платы работников >>> 4. Правовые, технические инспекции труда профсоюзных организаций >>> В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ) профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В соответствии со ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, установленных настоящим Кодексом. 1. Виды профсоюзных организаций В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ можно выделить следующие виды профсоюзов в зависимости от их уровня: 1) первичная профсоюзная организация. Это профсоюз, который представляет на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ). Данный профсоюз создается на конкретном предприятии; 2) общероссийский профсоюз. Это объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Оно действует на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности. Такими профсоюзами являются, в частности, общероссийский профсоюз авиационных работников, профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и др.; 3) общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов. Это добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ. Примерами таких объединений являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Всероссийская конфедерация труда (ВКТ) и т.д.; 4) межрегиональный профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ. Примером такого объединения является Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов; 5) межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ; 6) территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее в одном субъекте РФ либо на территории города или района. Такое объединение профсоюзов формируется по территориальному принципу независимо от профессиональной принадлежности каждого конкретного профсоюза, входящего в данное объединение; 7) территориальная организация профсоюза. Это добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного либо нескольких субъектов РФ или на территории города или района. Например, у профсоюза работников текстильной промышленности может быть несколько первичных профсоюзных организаций на конкретных предприятиях в пределах субъекта РФ, города или района. Для координации своих действий они могут объединиться в территориальную организацию профсоюза. 2. Профсоюзный орган Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ профсоюзный орган - это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации. Конкретное название профсоюзного органа закрепляется в уставе и (или) в положении о профсоюзе, объединении. Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Именно данный орган правомочен взаимодействовать с работодателем при принятии последним решений в отношении членов профсоюза. 3. Первичная профсоюзная организация Согласно ч. 1 ст. 30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы в социальном партнерстве на локальном уровне работников одной организации, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ, - интересы всех работников одной организации независимо от их членства в профсоюзе. Первичная профсоюзная организация может входить в территориальное, межрегиональное или общероссийское объединение профсоюзов. Однако на уровне конкретного предприятия именно первичная профсоюзная организация представляет интересы работников через свой профсоюзный орган. Решение о создании профсоюза принимают работники организации. Закон не регламентирует минимальное количество участников профсоюза. Как правило, их должно быть не менее трех. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и ведущий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право вступить в профсоюз. Соответственно, все инициаторы создания профсоюза должны быть работниками одного предприятия и им должно быть не менее 14 лет. Решение о создании профсоюза принимается общим собранием его учредителей. Ход собрания фиксируется протоколом, в котором должно быть отражено следующее: - решение о создании профсоюза; - решение об утверждении его устава; - условие о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов профсоюза. Первичная профсоюзная организация действует на основании устава и (или) положения. Соблюдение условий, закрепленных в данных документах, обязательно для первичной профсоюзной организации. Ситуация из практики. Обязана ли профсоюзная организация по требованию работодателя представить списки членов профсоюза? В соответствии с п. 5 ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или профсоюзной деятельности. Следовательно, профсоюз не обязан предоставлять работодателю такую информацию. Однако если такая информация необходима для соблюдения прав и гарантий членов профсоюза (например, когда запрашивается мотивированное мнение при увольнении работника) или же членские взносы уплачиваются работодателем из заработной платы работника согласно ч. 5 ст. 377 ТК РФ, то профсоюз должен представить работодателю сведения о членстве работников в профсоюзе. 3.1. Уведомление работодателя о создании профсоюза Для того чтобы работодатель узнал о том, что в его организации действует профсоюз, руководитель профсоюза должен уведомить его об этом в письменной форме. Ни Трудовой кодекс РФ, ни Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ не требуют обязательного извещения об этом работодателя. Однако желательно все же уведомить работодателя о создании профсоюза, поскольку профсоюзной организации следует иметь подтверждение того, что работодатель извещен о существовании данного объединения. Последний не вправе требовать такого уведомления в определенный срок. Несвоевременное извещение работодателя не является основанием для непризнания профсоюза представительным органом работников. 3.2. Государственная регистрация профсоюзной организации Профсоюз может быть наделен статусом юридического лица, если он пройдет процедуру государственной регистрации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исходя из установленного Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ специального порядка госрегистрации указанных объединений. Однако следует помнить, что согласно ч. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ регистрация профсоюза в качестве юридического лица является его правом, а не обязанностью. Если профсоюз не зарегистрирован, он не приобретает прав юридического лица. Следовательно, профсоюз может вести деятельность с момента создания (подписания протокола о создании профсоюза, утверждения устава). Работодатель не может ограничивать деятельность профсоюза, даже если последний не зарегистрирован. Профсоюз вправе представлять интересы работников и защищать их права, в том числе в судебном порядке, не имея статуса юридического лица. На это, в частности, указал Ленинградский областной суд в Определении от 06.10.2010 N 33-4848/2010. Целесообразность государственной регистрации определяется самим профсоюзом. Если профсоюз не желает получать статус юридического лица, то он принимает решение о вступлении в территориальное, межрегиональное или общероссийское объединение профсоюзов, которое является юридическим лицом. Оно открывает первичной профсоюзной организации счет для перечисления членских взносов и иных денежных средств, а также выступает налоговым агентом в случае удержания налогов при выплате заработной платы профсоюзным работникам через соответствующее объединение профсоюзов. 3.3. Перечисление членских взносов из заработной платы работников Согласно ч. 5 ст. 377 ТК РФ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Порядок перечисления членских взносов определен в письме ЦБ РФ от 27.05.1997 N 456 "О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников". Согласно данному письму указанные денежные средства перечисляются работодателем на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа, который осуществляет права юридического лица на основании ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ, ст. ст. 8, 21, 32 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ и устава данного профсоюза. См. образец заполнения заявления. Важно! Неисполнение работодателем обязанности по перечислению членских взносов из заработной платы работников может быть оспорено профсоюзом в судебном порядке (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 N А33-14703/2008-03АП-1571/2009 по делу N А33-14703/2008, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А82-16163/2009-26). Частью 5 ст. 377 ТК РФ и п. 3 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что перечисление членских профсоюзных взносов осуществляется в соответствии с коллективным договором (соглашением). При наличии в коллективном договоре определенного порядка действий, предшествующих перечислению взносов, работодатель и профсоюз обязаны следовать ему. Так, суд отметил, что в связи с нарушением порядка представления указанных заявлений оснований для того, чтобы обязать общество перечислить на расчетный счет профсоюза соответствующие взносы из заработной платы работников не имеется (см. Постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2010 N Ф09-1135/10-С2 по делу N А60-19353/2009-С1). 4. Правовые, технические инспекции труда профсоюзных организаций В соответствии с ч. 3 ст. 370 ТК РФ для проведения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, а также межрегиональные и территориальные объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями согласно положениям, утверждаемым указанными объединениями. Эти положения утверждаются на основании Типового положения соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Важно! Первичная профсоюзная организация не вправе создавать техническую и правовую инспекцию, поскольку она не является ни общероссийским или межрегиональным профессиональным союзом, ни его объединением. Работодатель не может препятствовать деятельности инспекции труда, поскольку право профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплено на законодательном уровне (ч. 5 ст. 370 ТК РФ). В состав технической инспекции труда профсоюзов входят профсоюзные инспекторы труда. Согласно ч. 6 ст. 370 ТК РФ данные лица имеют право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; - защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); - предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов и др. Права профсоюзных инспекций труда также устанавливаются на уровне Положений общероссийских и межрегиональных объединений профсоюзов. Существует Положение о технической инспекции труда, утвержденное Постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6. Согласно п. 2.1 данного Положения технические инспекции труда подразделяются на техническую инспекцию труда ФНПР, техническую инспекцию труда общероссийских профсоюзов и их профсоюзных организаций и техническую инспекцию труда территориальных объединений организаций профсоюзов. Каждая из них находится в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые самостоятельно принимают решение об организации ее работы, определяют структуру, штатную численность и должностные оклады работников, другие виды социально-бытового обеспечения, порядок приема на работу и увольнения, конкретизируют права и обязанности работников. Следует учитывать, что профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать (по предъявлении удостоверения установленного образца) любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза, с целью проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также с целью проверок выполнения условий коллективного договора, соглашения (п. 4.1 Положения о технической инспекции труда от 19.12.2005 N 7-6). В качестве примера также можно привести Положение о правовой инспекции труда ФНПР. Согласно п. 2 данного документа основными задачами правовой инспекции труда ФНПР являются: - проведение профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений; - юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций, установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами; - отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений и др. Согласно п. 4 указанного Положения правовые инспекторы труда ФНПР имеют право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений; - в установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФНПР; - беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля; - направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролировать их выполнение; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Ситуация из практики. Обязан ли работодатель исполнить решение профсоюзного правового инспектора, если он не согласен с вынесенным предписанием? В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ работодатели, иные должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Поскольку согласно ст. 25 ТК РФ работодатель и профсоюз как представитель работников являются сторонами социального партнерства, то они должны взаимодействовать друг с другом с целью выработки взаимоприемлемого решения. В случае если работодатель не согласен с решением профсоюзного правового инспектора, он должен направить ему в письменной форме свое обоснованное мнение. Также работодатель может провести консультации в рамках решения данного вопроса (ст. 27 ТК РФ). Необходимо учитывать, что согласно абз. 13 ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюз вправе обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, например в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Следовательно, профсоюз может инициировать административное и даже уголовное дело. |
Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора | Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора | ||
В соответствии с п. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая создание профессиональных союзов для защиты... | Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности | ||
Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на... | Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 Тк РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на... | ||
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением... | Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением... | ||
Следовательно, работодатель не может требовать от работника предоставления персональных сведений, которые не связаны с осуществлением... | ... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |