МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Новороссийский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
в XXI веке» по направлению подготовки
031900.62 Международные отношения квалификация (степень) «бакалавр»
Новороссийск 2014
Драганов А.А.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международные конфликты в XXI веке». - Новороссийск: НФ МГЭИ, 2014. - 38 с.
Одобрено Советом филиала. Протокол от 11 июня 2014 года № 7. Утверждена на заседании кафедры международных отношений и иностранных языков. Протокол заседания кафедры от 25 августа 2014 года № 1. Для студентов Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института направления подготовки 031900.62 Международные отношения.
№ 2753
© Московский гуманитарно-экономический институт, новороссийский филиал, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………..
| 4
| Структура и содержание дисциплины ………………….
| 9
| Объем дисциплины и виды учебной работы ……………
| 9
| Тематический план (типовой) ………….………………..
| 10
| Программа курса ………………………………………….
| 12
| Образовательные технологии ………………………..….
| 30
| Контроль знаний студентов. Оценочные средства …….
| 30
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………………….....
|
36
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 38
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в структуре ООП. Данный курс является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Международные отношения» и преподается студентам в 7-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).
Изучение курса «Международные конфликты в XXI веке» основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «История», «Политология и политическая теория», «Теория международных отношений», «Теория и история дипломатии». Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении дисциплин «Проблемы национальной безопасности и контроль над вооружением», «Россия в глобальной политике», «Мировая политика».
Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов комплекс знаний, умений и представлений, необходимых для деятельности в государственных и общественных структурах, занимающихся управлением социально-политическими конфликтами, а также для формирования собственной адекватной линии поведения в конфликтных ситуациях.
Основные задачи дисциплины:
подготовка специалиста, владеющего основами научной методологии исследования конфликтов;
выработка у студентов навыков и умений самостоятельного анализа социальных, духовных, военно-политических и военно-экономических процессов с использованием современных научных методов;
формирование мировоззренческих позиций, необходимых патриотических и нравственных качеств.
Программа курса состоит из 10 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: понятия, сущность и виды конфликтов; особенности современных конфликтов и средства их урегулирования; управление конфликтом; посредничество и переговоры как средства мирного урегулирования конфликтов; региональные конфликты как фактор глобальных угроз в современном мире; региональные механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов; ООН и мирное урегулирование международных споров и конфликтов; роль миротворческих операций и санкций в урегулировании конфликтов; конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании; содержание и проблемы урегулирования конфликта «Север» – «Юг»; содержание, виды и последствия военных конфликтов.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: возможности и ограничения посреднических усилий, виды посредничества; переговорный процесс при урегулировании конфликтов, его особенности; планирование переговоров, разработка стратегии и тактики; цели, приёмы и методы при ведении переговоров; оформление результатов переговоров.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: внутригосударственные политические конфликты; последствия современных конфликтов; наличие в зоне конфликта наряду с военнослужащими не контролируемых ни одной из сторон групп вооруженных людей; традиционные средства предотвращения и урегулирования конфликтов; преимущества и недостатки переговоров как основного средства мирного урегулирования конфликтов; Международный суд ООН; Международный уголовный суд; Постоянная палата третейского суда; федеральные внутригосударственные средства урегулирования внутренних конфликтов; юридическая сила решений арбитража для спорящих сторон; неправительственные организации в урегулировании современных конфликтов; условия и принципы консенсуса; Ирано-иракская война 1980–1988 гг., ее региональные и глобальные последствия; миссии ОБСЕ (Македония, Косово, Санджак, Воеводина и др.) и их результаты; стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам стабильности и безопасности в XXI веке 2003 г.; Совет министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ; Совет Россия – НАТО (СРН); Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств – участников СНГ и Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996 г.; Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г.; посредничество и добрые услуги в урегулировании споров и конфликтов, оказываемые Генеральным секретарем ООН; задачи, состав и полномочия Специального Комитета ООН по операциям по поддержанию мира; проблема обеспечения безопасности персонала миротворческих операций; региональные механизмы поддержания стабильности и обеспечения безопасности: Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС); региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС; основные характеристики конфликта между Севером и Югом; роль Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, «большой восьмерки» в решении проблем Юга; последствия вооруженных конфликтов.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Международные отношения», должны:
знать источники, причины, содержание, особенности и основные виды современных международных, а также «интернационализированных» внутригосударственных конфликтов, их влияние на международные (межгосударственные) отношения; основные механизмы эскалации и деэскалации конфликта; виды, содержание и договорно-правовые основы международных санкций и миротворческих операций, их роль и возможности в урегулировании конфликтов; содержание и особенности переговорного процесса при урегулировании конфликтов, приёмы и методы ведения переговоров, порядок оформления результатов переговоров; содержание, возможности, виды и ограничения посредничества в урегулировании конфликтов;
уметь оценивать конфликтогенный потенциал конкретного региона (субрегиона) и прогнозировать обострение противоречий, способных перерасти в конфликт; предлагать и обосновывать собственную стратегию и тактику управления (предупреждения и урегулирования) конфликтами; формулировать цель и задачи переговоров по урегулированию конфликтов, предлагать необходимые для этого средства;
владеть представлениями о содержании и особенностях современных отечественных и зарубежных научных подходов в исследовании конфликтов; о причинах, последствиях, средствах и результатах урегулирования региональных вооруженных конфликтов; о результатах международных миротворческих операций (позитивных и негативных), в том числе с участием Российской Федерации; о содержании противоречий, способных возобновить или породить конфликты на постсоветском пространстве; о порядке и механизме урегулирования конфликта путем международной судебной и арбитражной процедуры.
Процесс изучения дисциплины «Международные конфликты в XXI веке» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Международные отношения» следующих профессиональных (ПК) и профессионально-дисциплинарных (ПДК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):
знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПК-12);
ппонимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК-8);
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2010 г.).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 7
| Аудиторные занятия (всего), в том числе
| 54
| 54
| Лекции (Л)
| 36
| 36
| Семинары (С)
|
|
| Практическое занятия (ПЗ), в т.ч. зачет
| 18
| 18
| Самостоятельная работа (всего), в том числе
| 54
| 54
| Работа с учебной литературой
| 54
| 54
| Вид промежуточной аттестации - зачет
| +
| +
| Общая трудоемкость, часы
| 108
| 108
| Зачетные единицы
| 3
| 3
|
Тематический план (типовой)
№
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| Формируемые
компетенции
| лекции
| практические
занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Понятия, сущность и виды конфликтов
| 10
| 4
| 4
|
| 6
| ПК-12
| 2
| Особенности современных конфликтов и средства их урегулирования
| 8
| 2
| 2
|
| 6
| ПДК-8
| 3
| Управление конфликтом. Посредничество и переговоры как средства мирного урегулирования конфликтов
| 10
| 4
| 2
| 2*
| 6
| ПДК-8
| 4
| Региональные конфликты как фактор глобальных угроз в современном мире
| 12
| 6
| 4
| 2*
| 6
| ПДК-8
| 5
| Региональные механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов
| 10
| 6
| 4
| 2*
| 4
| ПДК-8
| 6
| ООН и мирное урегулирование международных споров и конфликтов
| 12
| 6
| 4
| 2*
| 6
| ПДК-8
| 7
| Роль миротворческих операций и санкций в урегулировании конфликтов
| 8
| 6
| 4
| 2
| 2
| ПК-12
| 8
| Конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании
| 12
| 6
| 4
| 2*
| 6
| ПДК-8
| 9
| Содержание и проблемы урегулирования конфликта «Север» – «Юг»
| 10
| 6
| 4
| 2
| 4
| ПДК-8
| 10
| Содержание, виды и последствия военных конфликтов
| 14
| 6
| 4
| 2
| 8
| ПДК-8
|
| Зачет
| 2
| 2
|
| 2
|
|
|
| Итого:
| 108
| 54
| 36
| 18/10*
| 54
|
|
ПРОГРАММА КУРСА
|