Скачать 375.08 Kb.
|
На правах рукописи СТОЛЯРЕВСКАЯ Екатерина Анатольевна КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ АВИАУСЛУГ 08.00.14 – Мировая экономика Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва, 2009 Диссертация выполнена на кафедре менеджмента, маркетинга и коммерции Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент Крылова Галина Дмитриевна Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Афанасьев Василий Григорьевич кандидат экономических наук Тысячников Александр Викторович Ведущая организация: Институт мировой экономики и международных отношений РАН Защита состоится « 19 » февраля 2009 г. в 16.30 часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 по экономическим наукам Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России. Автореферат разослан «____ » января 2009 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, к.э.н., профессор Соколова М.И. 1. Общая характеристика работы Актуальность темы. Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью проведения всестороннего исследования составляющих конкурентоспособности авиакомпаний, потенциала России на международном рынке авиауслуг и проблем совершенствования информационного обеспечения авиакомпаний. Авиатранспорт – это один из наиболее значимых секторов мировой экономики. Рынок услуг гражданской авиации является чрезвычайно динамично развивающимся и подверженным большому влиянию общемировой экономической конъюнктуры. Вклад рынка услуг гражданской авиации в локальную, региональную и мировую экономику складывается из прямого и мультипликационного эффекта сопряженных с ним отраслей. По оценкам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) вклад сектора, включающего инфраструктуру и конструкторскую отрасль, в настоящее время составляет около 3 трлн. долл. США, что эквивалентно 8% мирового ВВП. В настоящее время в условиях отраслевого и мирового экономического кризиса, снижения спроса на авиаперевозки, авиакомпании вынуждены функционировать в режиме максимального снижения издержек, выстраивать свои стратегии с учетом нацеленности на сохранение и укрепление лояльности пассажиров. Общая ситуация на авиарынке осложняется скачками цен на нефть. Возможно, на существующую ситуацию повлияет развитие научно-технического прогресса, в частности, новые разработки в сфере альтернативных видов горючего, на основе водорода или солнечной энергии. В случае если эти разработки будут успешно завершены, авиакомпании для сохранения и повышения конкурентоспособности на мировом рынке будут вынуждены обновлять парк самолетов. Затраты на обновление воздушного парка велики, и кооперация в рамках альянсов или форм консолидации (слияния) позволят компаниям путем размещения крупных заказов снизить издержки по закупкам. В современный период в деятельности компаний, работающих в отрасли авиаперевозок, проявляются новые подходы, основанные на быстром развитии сферы информационных технологий. Индустрия авиаперевозок одной из первых применила компьютеризацию бронирования авиабилетов и вспомогательной офисной работы, активно использует сеть Интернет как информационный ресурс и инструмент продаж. Информационные технологии – одна из наиболее быстроразвивающихся областей авиабизнеса, а современные информационные продукты и уровень их возможной интеграции открывают перед авиакомпаниями принципиально новые возможности в самых разных направлениях их деятельности. Объектом исследования в рамках диссертации служит мировой рынок авиауслуг, а также ведущие авиакомпании мира, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров. Предметом исследования настоящей диссертационной работы являются современные тенденции развития конкурентной борьбы на мировом рынке авиационных услуг, а также внешние и внутренние факторы повышения конкурентоспособности авиакомпаний на мировом авиарынке. Хронологические рамки исследования. В диссертации рассматривается развитие мирового рынка авиауслуг в конце XX – начале XXI века. Проанализирован период с конца 1970-ых гг. (момента либерализации авиарынка США) по настоящее время. В этот период на мировом рынке авиационных услуг произошли значительные изменения в ранжировании факторов международной конкурентоспособности, определяющих предпочтения потребителей и условия, предъявляемые к эксплуатантам авиационной техники. Степень разработанности проблемы. Тема конкурентоспособности широко рассматривается в российской и зарубежной экономической литературе. В первую очередь, внимание исследователей привлекают такие аспекты, как конкурентоспособность непосредственно выпускаемого компанией товара или конкурентоспособность страны, возможности регулирования рынка, слияния и поглощения. Однако вопросы формирования конкурентных позиций непосредственно российских и зарубежных авиакомпаний и их конкурентоспособности на мировом рынке авиауслуг в недостаточной степени освещены в научных исследованиях. Цель и задачи исследования. Целью данной работы явилось выявление факторов конкурентоспособности авиакомпаний на современном этапе и возможных направлений её повышения, которые могут быть использованы в практике российских авиаперевозчиков. Подобное определение цели предполагает постановку ряда конкретных задач, последовательное решение которых обусловливает структуру исследования, а именно:
В диссертационной работе также решается задача поиска объективной оценки конкурентных преимуществ авиаперевозчиков. При решении изложенных выше задач особое внимание уделяется практическому опыту деятельности международных авиакомпаний, а также возможности его использования на российском рынке авиауслуг. Научная новизна. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней на основе комплексного научного анализа мирового рынка авиауслуг и конкурентоспособности зарубежных и российских авиаперевозчиков раскрыты основные тенденции в развитии ведущих международных авиакомпаний, выявлены их конкурентные преимущества, сформулированы конкурентные позиции российских компаний на рынке авиауслуг. В работе дан также анализ современных факторов конкурентоспособности авиаперевозчиков, определены перспективные тенденции развития мирового рынка авиауслуг, выявлены новые методы конкурентной борьбы, используемые основными компаниями-перевозчиками в условиях экономического кризиса и волатильности цен на нефть. Научная новизна диссертации обусловлена также обобщением опыта бизнес-стратегий сетевых и низкобюджетных авиакомпаний, входящих в десятку лучших авиакомпаний мира по числу перевезенных пассажиров на внутренних и международных рейсах, что позволило выявить ряд факторов и оценить степень применимости их стратегий в отечественной практике. Наиболее существенные результаты, составляющие научную новизну работы, заключаются в следующем:
Теоретическая и методологическая базы. Основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные процессам интеграции, глобализации в международных экономических отношениях, теории конкуренции, международной конкурентоспособности, управлению в сфере услуг. В ходе работы над диссертацией были изучены исследования российских и зарубежных экономистов: Аакера Д.А., Авдокушина Е.Ф., Азоева Г.Л., Андрианова В.Д., Гельвановского М.И., Герасименко В.В., Гринберга Р.С., Грязнова Э.А., Делягина М.Г., Долгова С.И., Драчева Е.Л., Дынкина А.А., Завьялова П.С., Загашвили В.С., Захарова А.Н., Иванова И.Д., Иноземцева В.Л., Куренкова Ю.В., Ливенцева Н.Н., Маркова В.Д., Михайлова О.В., Мовсесяна А.Г., Поспелова В.А., Рубина Ю.В., Хохлова М.Н., Шишкова Ю.В., Гаррета Б., Даннинга Дж., Дюссожа П., Портера М., Томпсона А.А., Самплера Дж., Стиглитца Дж., Стрикленда А.Дж., Эткинсона Дж., Уилсона Й. и других. Разработка избранной темы также базировалась на изучении статей и монографий российских и зарубежных ученых в области авиационного бизнеса: Афанасьева В.Г., Ван Т.Х., Доганиса Р., Ильина Е.Н., Йогансена Н., Коблова И., Костроминой Е.В., Соколова В.В., Соколова Е.В., Спарако П., Фриндлянда А.А., Чубукова Т.П., Щербанина Ю.А., Ямбаевой Р. и других. Информационную базу исследования составили нормативные, аналитические и статистические материалы Правительства РФ, Госкомстата РФ, Министерства транспорта РФ, Ространснадзора, российские и зарубежные специализированные справочные издания, материалы специальных докладов и тематических обзоров. В работе использованы монографии и научно-аналитические работы ученых, специализирующихся на вопросах транспорта, в особенности авиационного, материалы российской и зарубежной периодической печати, исследования научно-исследовательских центров и институтов авиастроительной промышленности, публикации, обзоры и доклады IATA, ICAO, SITA и других международных организаций, результаты анализа показателей работы ведущих авиакомпаний, материалы Интернет. В работе были также рассмотрены аналитические обзоры и рейтинги, составленные агентствами «Financial Times», «Airline Business», «Эксперт PA». В целях настоящего исследования были использованы статистические данные и публикации российских научно-исследовательских институтов, отчеты и доклады научно-практических конференций, материалы российских и зарубежных изданий по вопросам конкурентоспособности на международном авиарынке, годовые отчеты и корпоративные материалы авиакомпаний, а также экспертные оценки ведущих специалистов авиационной отрасли. Методология исследования основывалась на системном анализе. На разных этапах исследования, а также в зависимости от характера разрабатываемых задач использовались различные современные методы исследования, в том числе сравнительный экономический анализ, формальная логика, а также метод вторичного анализа экспертных оценок. Построение графиков выполнялось с помощью прикладной программы Microsoft Exel. Практическая значимость. Результаты исследования, основные положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы на разных уровнях руководства и управления российскими авиакомпаниями, а также могут послужить основой для дальнейших разработок в области обеспечения высокого уровня конкурентоспособности авиационной отрасли России. Результаты исследования могут быть востребованы министерствами и ведомствами в сфере внешнеэкономической деятельности, и, прежде всего, Министерством транспорта РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством иностранных дел РФ, а также будут полезны при исследовании соответствующих вопросов в ИМЭМО РАН, ОАО «ВНИКИ» и аналитических центрах авиапромышленности. Кроме того, практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материалов и выводов диссертации научно-образовательными учреждениями экономического профиля при подготовке лекционных курсов и практических занятий по дисциплинам «Мировая экономика», «Маркетинг», «Международное коммерческое дело», «Стратегические альянсы». Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации, а также ряд практических предложений получили апробацию в следующих формах: по теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,8 п.л., основные результаты работы были изложены автором на IV Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (15-17 апреля 2003 г., ЦЭМИ), а также на VI Международной научно-практической конференции «Менеджмент, маркетинг, реклама: отраслевой аспект» (12-13 апреля 2006 г., МГИМО (У) МИД России). Материалы диссертации также использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Маркетинг» в МГИМО (У) МИД России. Структура диссертационного исследования отражает его общий замысел и логику и определяется целью и задачами, поставленными перед автором. Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений, включая 15 приложений, снабжена 14 таблицами, 3 диаграммами. Список литературы включает 254 наименования. 2. Основное содержание работы В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования автором рассматриваются следующие группы проблем. |
Структура, динамика и основные тенденции российского экспорта металлургической продукции | |||
Структура. Стандартная модель международной торговли. Ценообразование на мировом рынке товаров | Роберт Б. Такер. Инновации как формула роста: Новое будущее ведущих компаний. М.: Олимп-бизнес, 2006. – 224 с | ||
Для совершения операций в секторах Основной рынок и Classica фондового рынка зао «Фондовая биржа ммвб», Срочном рынке, валютном рынке... | В 2013 году на выставочной площади 8000 м2 была представлена продукция более 260 ведущих компаний из России и стран ближнего и дальнего... | ||
Приложения к Правилам осуществления клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг, срочном рынке и валютном рынке | Создать средства технической инфраструктуры есимо для интеграции информации об обстановке в Мировом океане и комплексного информационного... | ||
Неконкурентоспособностью на мировом рынке отечественных производителей, не соблюдающих международные правила производства лекарственных... | Подготовка психологов-исследователей и психологов-практиков, конкурентоспособных на рынке труда и готовых к продолжению обучения... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |