Н.А. Нечипорчук советник налоговой службы РФ III ранга, канд. экон. наук, Управление администрирования косвенных налогов ФНС России
Порядок заполнения новой декларации по акцизам на нефтепродукты
В предыдущем номере журнала был рассмотрен порядок заполнения декларации на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий. В этой статье мы расскажем об изменениях в правилах формирования показателей налоговой отчетности в отношении акцизов на нефтепродукты.
|
|
Новая форма декларации по акцизам на нефтепродукты и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 30.12.2005 № 168н (зарегистрирован в Минюсте России от 07.02.2006 № 7464). Эту форму налогоплательщики обязаны применять начиная с отчетности за первый налоговый период 2006 года. То есть за январь текущего года плательщики акцизов должны представить уже новую декларацию.
Напомним, что срок сдачи декларации, установленный в пункте 5 статьи 204 НК РФ, зависит от двух факторов. Во-первых, от того, имеет ли налогоплательщик свидетельство на совершение операций с нефтепродуктами. А во-вторых — от вида деятельности, предусмотренного в этом свидетельстве.
Владельцы свидетельств на розничную реализацию нефтепродуктов должны подать декларацию не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик, у которого есть свидетельство только на оптовую продажу нефтепродуктов, декларацию представляет не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Все остальные организации, которые совершают операции с нефтепродуктами, сдают декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Это относится и к производителям — независимо от того, есть у них свидетельство на переработку прямогонного бензина или нет.
Необходимость утверждения новой формы декларации в основном обусловлена принятыми прошлым летом поправками в главу 22 Налогового кодекса. Федеральный закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ существенно изменил правила исчисления и уплаты акцизов на прямогонный бензин[1]. Помимо этого в новой форме реализованы и общие требования, которые направлены на сокращение показателей налоговой отчетности. Таким образом, изменения затронули не только порядок формирования отдельных показателей декларации, но и ее структуру.
Структура декларации
Утвержденная форма декларации состоит из титульного листа, двух разделов и приложений.
В новой редакции декларации, как уже отмечалось, сокращен ряд показателей. В основном это коснулось данных, которые прежде приводились в качестве справочной информации. Самое существенное изменение в структуре декларации связано с тем, что количество приложений сократилось с пяти до трех. В новой декларации предусмотрены:
— приложение № 1 «Сведения об объемах нефтепродуктов, полученных от поставщиков, имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами»;
— приложение № 2 «Сведения об объемах нефтепродуктов, поставленных лицам, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами»;
— приложение № 3 «Сведения о суммах акциза, уплачиваемых по месту нахождения налогоплательщика и его обособленных подразделений».
Теперь налогоплательщику не нужно отражать объемы поставок нефтепродуктов тем, кто не имеет свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Также не указываются объемы полученных нефтепродуктов от лиц, не имеющих такого свидетельства. Раньше эта информация содержалась в приложениях № 2 и 4.
Кроме того, форма приложений № 1 и 2 претерпела некоторые изменения. Она приведена в соответствие с формой реестра счетов-фактур. Итоговые данные по каждому виду нефтепродуктов перенесены в начало приложения. Далее по каждому счету-фактуре указываются:
— вид нефтепродуктов;
— код вида подакцизных нефтепродуктов;
— номер и дата счета-фактуры;
— объем нефтепродуктов в натуральном выражении.
Как и прежде, основными разделами декларации являются разделы 1 «Сумма акциза на нефтепродукты, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» и 2 «Расчет суммы акциза на нефтепродукты».
В первом разделе указываются итоговые суммы акциза, подлежащие уплате или уменьшению по итогам налогового периода. А их расчет производится во втором разделе. Из этого раздела исключены сведения о свидетельствах, выданных налогоплательщикам. Кроме того, изменена форма таблицы 2.1, в которой рассчитывается налоговая база.
Рассмотрим изменения в разделах 1 и 2. Порядок заполнения титульного листа затрагивать не будем, поскольку он изменился несущественно. Правда, теперь среди его реквизитов нет ИНН руководителя и главного бухгалтера организации. Соответственно из новой декларации исключена и вторая страница титульного листа. Напомним, что ранее в ней отражались сведения о руководителе и главном бухгалтере в случае отсутствия у них ИНН.
Что изменилось в разделе 1
Сразу отметим, что этот раздел кардинально не изменился. Единственное новшество заключается в том, что в строках, где указываются суммы, подлежащие уплате в бюджет по каждому коду бюджетной классификации, появилась запись «По сроку уплаты». Налогоплательщик указывает срок уплаты самостоятельно. Необходимость этого изменения вызвана тем, что поправки в главу 22 НК РФ затронули не только порядок исчисления акцизов на прямогонный бензин, но и сроки уплаты акциза и представления декларации для лиц, осуществляющих операции с этим нефтепродуктом.
Для налогоплательщиков, имеющих только свидетельство на переработку прямогонного бензина, установлен срок уплаты акциза не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В то же время с 1 января 2006 года лица, которые имеют лишь свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, будут уплачивать акциз так:
— при осуществлении операций с автомобильным бензином, дизельным топливом и моторным маслом — не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
— при осуществлении операций с прямогонным бензином — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, которые совершают операции с разными видами нефтепродуктов, итоговые суммы акциза указывают отдельно по каждому коду бюджетной классификации. Приведем пример.
ПРИМЕР 1
Организация имеет свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов. В феврале она осуществляла операции с автомобильным бензином, моторным маслом и прямогонным бензином.
Следовательно, в разделе 1 по кодам бюджетной классификации, предусмотренным для акциза на автомобильный бензин и моторное масло, указывается срок уплаты 25 апреля. Акциз на прямогонный бензин за февраль нужно перечислить не позднее 25 мая.
По сравнению с кодами, которые действовали в 2005 году, КБК изменились только в отношении акцизов на бензин: автомобильный и прямогонный. Особенно внимательными должны быть плательщики акциза на автомобильный бензин. Значение 11-го разряда этого КБК поменялось с 0 на 1.
Дело в том, что в бюджетной классификации, которая применялась в 2005 году, был предусмотрен КБК для акциза только на этот вид бензина. А КБК для акциза на прямогонный бензин отсутствовал. Ведь из-за нулевой ставки этот акциз не уплачивался.
С 1 января 2006 года код, на котором в прошлом году аккумулировались поступления акциза на автомобильный бензин (182 1 03 02040 01 1000 110), стал общим для двух видов бензина — автомобильного и прямогонного. Между тем перечислять акциз нужно по детализированным кодам, предусмотренным для каждого вида нефтепродуктов: по автомобильному бензину — 182 1 03 02041 01 1000 110; по прямогонному — 182 1 03 02042 01 1000 110.
Перечень КБК в отношении акцизов на все виды нефтепродуктов см. в табл. 1.
Что изменилось в разделе 2
Как мы уже отметили, раздел 2 декларации существенно сократился. Это связано с тем, что изменилась форма таблицы 2.1 данного раздела.
Нововведения позволили сократить в таблице графы и строки, которые не подлежат заполнению. Однако содержание этой таблицы осталось прежним. Как и раньше, в ней перечислены все операции с нефтепродуктами, которые признаются объектом обложения акцизами в соответствии со статьей 182 НК РФ.
Кроме того, из таблицы 2.1 исключены показатели об объемах реализованных нефтепродуктов на территории Российской Федерации и остатках нефтепродуктов на конец налогового периода. Раньше эта информация указывалась в качестве справочной и для расчета налоговой базы не использовалась.
При заполнении таблицы 2.1 следует иметь в виду следующее. Лица, которые получили свидетельство на переработку прямогонного бензина, являются плательщиками акциза при совершении любой из операций, указанных в этой таблице. Так, организация, которая выпускает продукцию нефтехимии, имея при этом свидетельство на переработку прямогонного бензина, может приобрести в собственность автомобильный бензин. В этом случае в декларации надо отразить как объемы приобретенного или произведенного прямогонного бензина, так и количество приобретенного автомобильного бензина.
Непосредственный расчет суммы акциза производится в таблице 2.2. Начисленная сумма акциза в этой таблице определяется путем умножения налоговой базы на ставку акциза. Затем налогоплательщик вписывает сумму налоговых вычетов. На последнем этапе рассчитывается величина акциза, подлежащего уплате или возмещению из бюджета.
Рассмотрим подробнее, как заполнить таблицу 2.2. При формировании именно этих показателей у налогоплательщиков нередко возникают сложности.
Сначала в пункт 7 таблицы 2.2 (строки 010—050) графы 5 нужно перенести из итоговой строки 100 таблицы 2.1 данные о налоговой базе. Соответствие строк и граф таблиц 2.1 и 2.2 представлено в табл. 2.
В пунктах 8—13 таблицы 2.2 налогоплательщик должен указать сумму налоговых вычетов.
В пункте 8 отражаются суммы акциза, начисленные налогоплательщиком по подакцизным нефтепродуктам, которые использованы в производстве других подакцизных нефтепродуктов. Основание — пункт 9 статьи 200 НК РФ.
Таблица 1. Коды бюджетной классификации для акцизов на нефтепродукты, применяемые с 1 января 2006 года
Виды подакцизных товаров
| Код вида подакцизного товара
| Код бюджетной классификации
| Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно
| 610
| 1 82 1 03 02041 01 1000 110
| Бензин автомобильный с иными октановыми числами
| 620
| Дизельное топливо
| 630
| 1 82 1 03 02070 01 1000 110
| Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей
| 640
| 1 82 1 03 02080 01 1000 110
| Прямогонный бензин
| 650
| 1 82 1 03 02042 01 1000 110
|
Таблица 2. Соответствие строк и граф таблиц 2.1 и 2.2 раздела 2 декларации по акцизам на нефтепродукты
Вид подакцизного товара
| Коды строк и граф таблицы 2.2 раздела 2
| Коды строк и граф таблицы 2.1 раздела 2
| Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно
| Строка 010 графы 5
| Строка 100 графы 4
| Бензин автомобильный с иными октановыми числами
| Строка 020 графы 5
| Строка 100 графы 5
| Дизельное топливо
| Строка 030 графы 5
| Строка 100 графы 6
| Моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей
| Строка 040 графы 5
| Строка 100 графы 7
| Прямогонный бензин
| Строка 050 графы 5
| Строка 100 графы 8
|
Напомним, что налогоплательщик вправе отразить в декларации эти вычеты только в случае представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство. Перечень этих документов установлен в пункте 9 статьи 201 НК РФ. Это:
— накладная на внутреннее перемещение;
— накладная на отпуск материалов на сторону;
— лимитно-заборная карта;
— акт приема-передачи сырья на переработку;
— акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;
— акт списания в производство и др.
Указанный перечень уточнен Федеральным законом от 21.07.2005 № 107-ФЗ. В результате в него добавлен акт приема-передачи сырья на переработку.
Если налогоплательщик — владелец свидетельства реализует (передает) нефтепродукты лицам, которые тоже имеют свидетельство, то суммы акцизов, начисленных при получении нефтепродуктов, также подлежат вычету у этого налогоплательщика (п. 8 ст. 200 НК РФ). Величина налогового вычета отражается в пункте 9 таблицы 2.2.
В новой форме декларации при заполнении строк по этому показателю в графе 5 отражаются объемы реализации в натуральном выражении (в тоннах), а в графе 7 — сумма акциза. Раньше сумма акциза рассчитывалась отдельно по ставкам, установленным до и после 1 января 2005 года. Сейчас же ставка акциза не указывается, что позволило сократить декларацию.
Так же как и в предыдущем случае, суммы акциза в пункте 9 отражаются только в случае представления налогоплательщиком документов. Перечень документов для подтверждения такого вычета предусмотрен пунктом 8 статьи 201 НК РФ. Среди них:
— копия договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
— реестр счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель.
Напомним, что Минфин России приказом от 23.12.2005 № 155н (далее — приказ № 155н) утвердил порядок проставления такой отметки, а также формы реестров счетов-фактур.
Налогоплательщики заполняют эти реестры для того, чтобы продавец нефтепродуктов, имеющий свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, смог получить вычет.
Механизм в этом случае следующий. Покупатель нефтепродуктов обращается в свою инспекцию с заявлением, которое содержит просьбу проставить отметку на представленных им реестрах счетов-фактур. Форма такого заявления произвольная.
Реестры счетов-фактур составляются отдельно по каждому поставщику нефтепродуктов по форме, утвержденной приказом № 155н. Она является обязательной для налогоплательщиков. В случае несоблюдения установленной формы налоговая инспекция вправе отказать в проставлении отметки на таком реестре. А значит, продавец утратит право на получение налогового вычета по акцизам.
Налоговая инспекция, получив от покупателя декларацию по акцизам, в которой отражены объемы нефтепродуктов, сверяет эти данные с информацией, содержащейся в реестрах счетов-фактур. Если показатели совпадут, то на каждой странице первого экземпляра реестра счетов-фактур сотрудник налоговой инспекции проставляет штамп.
Полученный от покупателя реестр счетов-фактур с отметкой продавец нефтепродуктов представляет в свою налоговую инспекцию для получения налогового вычета. Хотелось бы особо подчеркнуть, что эти вычеты предоставляются только тем налогоплательщикам, которые имеют свидетельство на производство, оптовую или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. Свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов и на переработку прямогонного бензина не дает права воспользоваться вычетом.
В пункте 10 таблицы 2.2 указывается величина налогового вычета, которая соответствует сумме акциза, уплаченной при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. Вычет предоставляется только лицам, имеющим свидетельство, и только при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 10 статьи 201 НК РФ. Это:
— контракт (его копия) на приобретение импортируемых нефтепродуктов;
— копия ГТД;
— платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске в свободное обращение ввезенных нефтепродуктов.
Кроме того, в этом пункте содержится еще одно условие. Суммы акциза, уплаченные при ввозе на таможенную территорию России, принимаются к вычету после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком по подакцизным нефтепродуктам, реализованным на экспорт, по которым представлено поручительство банка или банковская гарантия, отражаются в пункте 11 таблицы 2.2.
В пункте 12 проставляются суммы акциза, начисленные лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина, если в дальнейшем этот бензин используется как сырье для производства продукции нефтехимии.
Правом на эти вычеты могут воспользоваться только лица, имеющие свидетельство на переработку прямогонного бензина, при представлении документов, предусмотренных пунктом 9 статьи 201 НК РФ. Следовательно, перечень этих документов аналогичен тому, который требуется подать для получения вычетов, отражаемых в пункте 8 таблицы 2.2. То есть вычет в виде суммы акциза, начисленной при использовании нефтепродуктов для дальнейшего производства из них других нефтепродуктов (или нефтепродуктов другого качества).
Изменения затронули и порядок расчета суммы акциза по нефтепродуктам, реализованным на территорию Республики Беларусь. Согласно действующему порядку реализация этих нефтепродуктов освобождается от уплаты акцизов. Поэтому теперь в декларации предусмотрено, что величина акциза, рассчитанная по нефтепродуктам, реализованным в Республику Беларусь, вычитается из суммы акциза, начисленной при получении нефтепродуктов. Эти суммы отражаются в пункте 13 таблицы 2.2.
Если же факт экспорта в Республику Беларусь не будет подтвержден в течение 90 дней со дня реализации, налогоплательщик должен начислить по этим объемам акциз. Его сумма вписывается в пункт 15 таблицы 2.2.
Общая величина налоговых вычетов отражается в пункте 14. Если она не превышает начисленную за налоговый период сумму акциза, то по итогам налогового периода акциз подлежит уплате в бюджет. Его величина указывается в пункте 16. Сумма акциза, которая подлежит возмещению из бюджета, отражается в пункте 17 таблицы 2.2.
В таблице 2.3 раздела 2 приводится расчет суммы акциза, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации. Этот раздел практически не изменился. Как и прежде, здесь определяется удельный вес обособленных подразделений в общем объеме реализованной продукции в целом по организации. А затем пропорционально этому удельному весу рассчитывается сумма акциза, которая подлежит уплате каждым обособленным подразделением.
Приведем пример заполнения декларации предприятием, которое выпускает продукцию нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.
ПРИМЕР 2
ООО «Крокус» имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина. У предприятия отсутствуют обособленные подразделения.
Организация приобрела 300 тонн прямогонного бензина в январе 2006 года и в том же налоговом периоде произвела из него продукцию нефтехимии.
Рассмотрим, как бухгалтер ООО «Крокус» должен заполнить декларацию по акцизам на нефтепродукты за первый налоговый период 2006 года.
Объем приобретенного прямогонного бензина (в тоннах) надо вписать в графу 8 строк 030, 050 и 100 таблицы 2.1 раздела 2 декларации.
Из итоговой строки 100 таблицы 2.1 это значение следует перенести в строку 050 графы 5 (пункт 7) таблицы 2.2 раздела 2 декларации (фрагмент таблиц 2.1 и 2.2 раздела 2 см. в табл. 3 и 4). Умножив величину налоговой базы на ставку акциза, бухгалтер определит сумму начисленного акциза:
2657 руб. х 300 т = 797 100 руб.
Данная сумма вписывается в графу 7 этой же строки.
Таблица 3. Фрагмент таблицы 2.1 раздела 2 декларации, представленной ООО «Крокус» за январь 2006 года
-
№ п/п
| Показатели
| Код строки
| Налоговая база, тонн
| бензин автомо- бильный с окта- новым числом до «80» включи- тельно (код 610)
| бензин автомо- бильный с иными октано- выми числами (код 620)
| дизельное топливо (код 630)
| моторные масла для дизельных и (или) карбюра- торных (инже- кторных) двигателей (код 640)
| прямо- гонный бензин (код 650)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| 3
| Получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство (код 31000), в том числе: (стр. 030 = стр. 040 + стр. 050 + стр. 060 + стр. 070)
| 030
| —
| —
| —
| —
| 300
| 3.2
| приобретение нефтепродуктов в собственность (код 31200)
| 050
| —
| —
| —
| —
| 300
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| 6
| Итого по операциям, признаваемым объектом налогообложения, за исключением экспорта (стр. 100 = стр. 010 + стр. 020 + стр. 030 + стр. 080 + стр. 090)
| 100
| —
| —
| —
| —
| 300
|
Таблица 4. Фрагмент таблицы 2.2 раздела 2 декларации, представленной ООО «Крокус» за январь 2006 года
-
№ п/п
| Показатели
| Код строки
| Код вида подакцизных товаров (нефтепродуктов)
| Налоговая база, тонн
| Ставка акциза, руб.
| Сумма акциза, руб.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 7
| Сумма акциза, начисленная по операциям, совершаемым на территории Российской Федерации, признаваемым объектом налогообложения, по видам нефтепродуктов
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
|
| прямогонный бензин
| 050
| 650
| 300
| 2657
| 797 100
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| 12
| Суммы акциза, начисленные в соответствии с подпунктами 2—4 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии
|
| прямогонный бензин
| 260
| 650
| 300
| Х
| 797 100
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| 14
| Общая сумма акциза, подлежащая вычету
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
|
| прямогонный бензин (стр. 360 = стр. 100 + стр. 150 + стр. 200 + стр. 250 + стр. 260 + стр. 310)
| 360
| 650
| Х
| Х
| 797 100
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| 16
| Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет
|
| прямогонный бензин (стр. 460 = стр. 050 – стр. 360 + стр. 410)
| 460
| 650
| Х
| Х
| 0
|
Поскольку прямогонный бензин в январе использован в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, начисленная сумма акциза в том же месяце будет включена в налоговые вычеты. Налоговый вычет в размере 797 100 руб. нужно вписать в строки 260 и 360 (пункты 12 и 14) таблицы 2.2.
В результате сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит 0 руб. Это значение надо вписать в строку 460 таблицы 2.2. В разделе 1 декларации в строке 010 указывается КБК 1 82 1 03 02042 01 1000 110. В строке 030 проставляется срок уплаты акциза — 25.04.2006 и значение показателя «0».
[1] Об изменениях в исчислении акцизов на нефтепродукты см. в статье «Новое в исчислении акцизов на нефтепродукты» // РНК, 2005, № 18. — Примеч. ред.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
© Российский налоговый курьер © Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97" |