МОУ СОШ №6 г. Раменское, Московской области
Элективный курс
для учащихся 8-х классов Деловое письмо
Автор: Крючкова А.И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2009г. Курс «Деловое письмо» направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом.
Деловая речь - это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной.
Следовательно, цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:
раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи;
дать представление о нормах письменной деловой речи;
показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в официально-деловом стиле;
повысить речевую культуру;
расширить активный словарный запас учащихся;
совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.
Задачи элективного курса:
закрепить и совершенствовать навыки владения нормами русского литературного языка;
развивать речевое мастерство для подготовки к профессиональным ситуациям общения (заявления, автобиография, объяснительная и т.д.);
формировать практические умения в области стратегии и тактике речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи);
• монологический, диалогический, полилогический виды речи).
Практическое значение для жизни элективного курса «Деловое письмо» трудно переоценить. Предполагается, что прослушать курс, учащиеся будут иметь опыт:
говорить и писать, владея навыками деловой речи;
уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;
уметь подобрать необходимую литературу на определенную тему.
В данном курсе все темы собраны воедино. Работа с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры начинается с азов.
Это позволяет вспомнить пройденное, получить дополнительные сведения, разобрать основные виды деловых бумаг и их особенности, обратиться к художественной литературе.
Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает на базе
теоретических сведений организовать практическую работу.
Все задания рассчитаны на осмысленное применение знаний в практической деятельности. Знание особенностей составления документов предопределяет успешность обучения, особенно актуальную в ситуации делового общения. Новизна курса определяется формами организации учебного процесса, предлагаемыми методами обучения, приоритетом практики, лежащим в основе курса.
Отличительная черта творческих вопросов и заданий в том, что прямые ответы на них не найдешь в текстах учебника. Для ответа необходимо применить приобретенные знания.
Работа над курсом заканчивается защитой учениками своего «Портфолио» Портфель курса - собрание материалов, представляемое учащимися. Это и деловые письма конкретного содержания, составленные самостоятельно и по заданию учителя (тема предложена педагогом); это и самостоятельно выполненные образцы объявлений (возможно рекламных) и заявлений; это и пригласительные билеты, и протоколы, и характеристики - все то, чем занимался ученик на протяжении курса. Преимущества «портфеля»:
свидетельствует о дополнительной внеклассной работе школьников, относящейся к данному курсу;
стимулирует инициативное учение;
предоставляет учащимся большой контроль в плане самооценки;
дает учителю возможность отслеживать текущую успеваемость и прогресс в обучении;
стимулирует рефлексию и самооценивание.
Курс рассчитан на 68 часов, разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.
Учебно-тематический план
Тема
| Общее количество часов
| Форма контроля
| В том числе
| теоретические часы
| практические часы
| 1. Введение. Официально-деловой стиль. Основные черты
| 3
| подготовить сообщение «Язык дипломатии и язык законов»
| 2
| 1
| 2. Особенности лексики официально-делового стиля
| 3
| подбор стандартных оборотов речи, спец. терминологии, устойчивых словосочетаний
| 1
| 2
| 3. Особенности морфологии
| 3
| анализ документа
| 1
| 2
| 4. Особенности оформления делового текста
| 3
| практические упражнения
| 1
| 2
| 5. Письмо, виды писем
| 3
| подготовить образец (по выбору)
| 1
| 2
| 6. Адрес и телеграмма
| 2
| подготовить образец
| 1
| 1
| 7. Объявление. Объявление усложненного типа
| 2
| подготовить образец (о продаже/ покупке, рекламного) по выбору
| 1
| 1
| 8. Реклама
| 2
| подготовить образец (о продаже/ покупке, рекламного) по выбору
| 1
| 1
| 9.Заявление.
| 2
| подготовить образец
| 1
| 1
| 10. Расписка
| 2
| подготовить образец
| 1
| 1
| 11. Открытка.
| 2
| подготовить образец
| 1
| 1
| 12. Пригласительный билет.
| 2
| подготовить образец
| 1
| 1
| 13. Памятка
| 2
| составить памятку
| 1
| 1
| 14. Правила
| 2
| составить правила
| 1
| 1
| 15. Характеристика (деловая, художественная)
| 4
| написать характеристику (деловой, художественной) (по выбору)
| 2
| 2
| 16. План работы. Простой и сложный план
| 4
| составить план работы класса (школы, отряда и др.)
| 2
| 2
| 17. Отчёт
| 2
| написать отчет о работе класса (школы, отряда и др.)
| 1
| 1
| 18. Резюме
| 2
| написать резюме по образцу документа (инд.)
| 1
| 1
| 19. Справка
| 2
| написать справку
| 1
| 1
| 20. Удостоверение
| 2
| составить удостоверение
| 1
| 1
| 21.Инструкция
| 2
| написать инструкцию по применению, использованию (по выбору)
| 1
| 1
| 22. Доверенность.
| 2
| Составить доверенность
| 1
| 1
| 23.Объяснительная записка
| 2
| описать ситуацию: нарушение трудовой дисциплины
| 1
| 1
| 24. Автобиография
| 2
| сообщение по литературному произведению
| 1
| 1
| 25. Протокол (простой и сложный). Выписка из протокола
| 4
| сделать выписку из протокола, составленного на уроке
| 2
| 2
| 26. Типичные нарушения норм официально - делового стиля
| 3
| тест; анализ ошибок, правка готовых работ
| 1
| 2
| 27. Итоговое занятие. Факс и электронная почта
| 4
| Презентация «Портфолио»
| 2
| 2
| ИТОГО:
| 68
|
|
|
|
Содержание программы
| Количество часов
| 1. Введение. Официально - деловой стиль. Сферы использования: правовые, международные и деловые отношения. Официальное сообщение как основная функция официально делового стиля. Основные черты. Разновидности. Жанры. Языковые особенности.
| 12
| 2. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Повторение темы: «Предложения с обращениями».
| 3
| 3. Адрес и телеграмма. Адресат. Адресант. Требования к оформлению конверта. «Телеграфный стиль». Правила заполнения бланка телеграммы. Повторение темы: «Правописание собственных и нарицательных существительных»
| 2
| 4. Объявление. Объявление усложненного типа. Составление текста объявления. (Цель: найти и устранить недочеты в текстах объявлений, закрепить навык оформления этой деловой бумаги). Повторение темы: «Правописание падежных окончаний имени существительных». «Правописание падежных окончаний действительных причастий»
| 4
| 5. Заявление. Мотивированное заявление. Форма написания заявления, последовательность расположения элементов в нем. Повторение темы: « Предложения с однородными членами» (в начале или в конце учебного года) или с изучением сложноподчиненных предложений. Расписка. Составление схемы расписки (форма, элементы). Повторение: «Имя числительное»
| 4
| 6. Открытка. Пригласительный билет. Пригласительный билет усложненного типа. План составления пригласительного билета. Написание приглашений. Повторение: «Правописание падежных окончаний имен существительных» «Обращение».
| 4
| 7. Памятка, правила. Составление правил и памяток. Повторение: «Употребление наклонений глагола»
| 4
| 8. Характеристика. Деловая. Художественная. Сопоставление деловой и художественной характеристик. Работа с текстами литературных произведений. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Бежин луг» и др.) Повторение: грамматический материал, выбранный по усмотрению учителя.
| 4
| 9. План работы. Форма и элементы. Составление плана. Резолюция. Повторение: употребление отглагольных существительных.
| 4
| 10. Отчёт. Назначение и форма. Знакомство с образцами этой деловой бумаги. Составление отчета. Повторение: «Синтаксис простого предложения»
| 2
| 11. Резюме. Что значит резюмировать? Обучение резюме. Работа с образцами резюме.
| 2
| 12. Справка, удостоверение. Форма справки. Написание справки. Анализ текстов справок. Инструкция. Составление инструкций. Повторение: «Составное именное сказуемое», «Типы простого предложения».
| 2
| 13. Доверенность: когда она пишется и что в ней указывается. Образцы доверенностей. Самостоятельное составление доверенностей. Повторение: «Предложения с обособленными членами» Объяснительная записка. Схема документа. Работа с образцами. Написание объяснительной записки.
| 2
| 14. Автобиография (Официальный документ и литературное произведение). Работа с образцами. Форма деловой автобиографии. Составление автобиографии с последующим анализом. Повторение:« Обособленные предложения»
| 2
| 15. Протокол (простой и сложный). Анализ образцов простого (резолютивного) и сложного протоколов. Форма составления протокола. Написание протокола. Обучение умению делать выписки из протокола. Повторение: «Прямая и косвенная речь».
| 4
| 16. Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно- литературных средств языка, построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит» (К. Чуковский)
| 3
| 17. Итоговое занятие. Работа с текстами деловых бумаг, различных по содержанию и назначению. Представление своего «Портфолио». Факс и электронная почта. Бланк. Визитная карточка
| 4
|
Литература 1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Деловое письмо. М: Просвещение, 2005
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М.: Просвещение, 2006 г.
3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Методическое пособие. М: 2005г.
4.Розенталь Д.Э. Русский язык М.: Альянс = В, 2006 г.
5.Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. М.: Просвещение, 2005 г.
6. Стилистика русского языка. /Автор программы С.С. Вартапетова/М: Дрофа, 2006 г.
7. Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе русского языка /Автор программы Баранов М.Т./ М: Дрофа, 2005 г.
8.Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2006 г. |