Принято педагогическим советом
протокол от «26» августа 2015 № 1
Утверждено и введено в действие приказом
от «27» августа 2015 № 82
Директор Макерова С.В.
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (далее — Положение) определяет формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а также порядок оформления их результатов
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 151» Кировского района г.Казани (далее - Школа) при освоении учащимися основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правилами осуществления мониторинга системы образования (Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662), Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного, среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413 соответственно), Уставом Школы.
При разработке раздела 5 настоящего Положения дополнительно использованы: Федеральные законы от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»; приказ Министерства образования и науки РТ от 16.12.2011 №6546/11 «Об использовании в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан электронных журналов»; письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».
1.3. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся являются элементами внутренней системы оценки качества образования.
1.4. При выставлении отметок используется:
пятибалльная система оценок: «отлично» - 5, «хорошо» - 4, «удовлетворительно» - 3, «неудовлетворительно» - 2, «плохо» - 1;
система «зачет», «незачет» при выставлении отметок за четверть (полугодие) и промежуточной аттестации в случае безотметочного обучения по тому или иному учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) общеобразовательной программы;
система не аттестован по болезни («н/а б»), не аттестован по пропускам («н/а п») при выставлении отметок за четверть (полугодие) и промежуточной аттестации в случаях, указанных в п. 2.12.5. настоящего Положения.
1.5. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации выставляются в электронный журнал (и автоматически в электронные дневники учащихся) в порядке, установленным разделом 5 настоящего Положения, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
2. Текущий контроль успеваемости
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся это оценка степени достижения планируемых результатов общеобразовательной программы в процессе ее освоения учащимся, в том числе:
предметных результатов,
метапредметных результатов.
2.2. Текущий контроль успеваемости проводится систематически в течение учебного периода (четверти во 1-9 классах, полугодия в 10-11 классах).
2.3. Количество, формы, периодичность обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся внутри учебных периодов определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в рабочей программе по предмету.
Кроме того, планом внутришкольного контроля определяются мероприятия текущего контроля административного уровня, в соответствии с п.2.8 настоящего Положения.
2.4. Текущий контроль успеваемости в достижении предметных результатов проводится в следующих формах:
устный опрос, письменный опрос;
проверка письменного домашнего задания (тетрадей, контурных карт и т.п.);
тестирование (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий);
устный зачет, письменный зачет;
срез знаний, словарный диктант;
самостоятельная работа, контрольная работа;
лабораторная работа, практическая работа;
диктант, изложение, сочинение;
выполнение (и защита) проекта, реферата;
выполнение работы над ошибками;
собеседование;
диагностика (стартовая, рубежная, итоговая);
другие формы, предусмотренные рабочей программой учителя. Далее в тексте настоящего Положения письменные тестирование и зачет,
срез знаний, самостоятельная и контрольная работы, диктант, изложение, сочинение для краткости называются письменными работами.
2.5. Текущий контроль успеваемости в достижении метапредметных результатов проводится в форме комплексной контрольной работы, проводимой в конце учебного года в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в 1 -4 классах,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в 5-9 классах (при наличии таких классов, в которых ФГОС 000 введен).
Содержание комплексной контрольной работы охватывает учебный материал ряда предметов.
Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких универсальных учебных действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Комплексная работа оценивается по специально установленной шкале в баллах. Эта оценка в пятибалльную систему не переводится и в электронный журнал не выставляется, на результаты промежуточной аттестации не влияет. Результаты комплексных контрольных работ (и сами работы - в течение одного года) хранятся у курирующего заместителя директора и используются для анализа и планирования образовательного процесса в соответствующих классах.
2.6. Текущий контроль успеваемости учащихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений учащихся в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе.
В целях обеспечения текущего контроля достижения планируемых результатов обучения в 1 классе учителем проводится мониторинг индивидуальных знаний по основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика) 2 раза в течение учебного года по итогам первого и второго полугодия (в декабре, мае). Результаты мониторинга вносятся в Карту мониторинга индивидуальных знаний учащихся по каждому из указанных предметов (см. Приложения 1, 2, 3).
2.6.1. Помимо указанных в п.2.4. форм текущего контроля, текущий контроль успеваемости в начальных классах проводится также в форме мониторинга техники чтения со следующей периодичностью:
в 1 классе — 3 раза в течение учебного года: входной (в сентябре), в конце 1 полугодия (в декабре), в конце второго полугодия (в мае);
во 2-4 классах 2 раза в течение учебного года: в конце 1 полугодия (в декабре), в конце второго полугодия (в мае).
2.7. Текущий контроль успеваемости учащихся подразделяется на два вида:
тематический (в том числе поурочный);
за учебный период - выставление отметок за учебный период (четверть, полугодие).
2.8. Тематический текущий контроль успеваемости осуществляется на четырех уровнях:
уровень — само- и взаимоконтроль, осуществляемый учащимися на всех учебных занятиях;
уровень — система контроля учителя, планируемая им до начала изучения темы на основе рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
уровень - административный контроль, осуществляемый администрацией Школы в соответствии с планом внутришкольного контроля;
уровень — контроль, проводимый органами местного самоуправления и органами государственной власти, субъектов РФ в рамках мониторинга системы образования в соответствии с законодательством.
2.9. Порядок осуществления само- и взаимоконтроля.
Само- и взаимоконтроль проводится в соответствии с планом урока, разработанным учителем, путем сравнения с данным им образцом, в форме взаимных проверок со стороны учащихся, под руководством учителя.
Само- и взаимоконтроль может проводится во всех классах, по всем предметам.
Проверяющий назначается учителем или выбирается проверяемым учащимся.
Материал длясамо- и взаимоконтроля готовится учителем.
2.9.5. Результаты само- и взаимоконтроля объявляются (обсуждаются) на том же уроке, на котором он проводился.
2.10. Порядок осуществления контроля учителем.
2.10.1. Контроль учителем осуществляется в соответствии с рабочей программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Контроль учителем проводится во всех классах по всем предметам.
Материал для контроля учитель готовит до изучения темы (модуля).
Контроль учителем осуществляется в соответствии с требованиями, установленными рабочими программами по конкретному учебному предмету.
Указанные требования к оценке устных ответов и письменных работ учащихся должны соответствовать методическим рекомендациям, разработанным и (или) рекомендованным органами управления образованием.
2.10.5. Сроки выставления оценок в электронный журнал регламентируются п. 5.8.3. настоящего Положения.
2.10.6. Результаты текущего контроля в форме письменных работ анализируются учителем совместно с учащимися на следующем после выставления
оценки уроке. При необходимости по завершении анализа проводится работа над ошибками.
2.10.7. В целях повышения объективности текущего контроля успеваемости учащихся за учебный период наряду с письменными проверочными работами учителю следует предусмотреть текущий контроль учащихся по изучаемой теме на основе выявления уровня их подготовки путем использования устных форм текущего контроля.
Также следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок на первых уроках после длительного отсутствия учащегося (на трех и более уроках) сдерживает развитие успехов в его учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному предмету.
Учителю не следует препятствовать, если учащийся, получивший неудовлетворительную оценку за письменную проверочную работу, изъявляет желание ее повысить. В этом случае можно предложить выполнить повторно аналогичное задание (например, другого варианта), ответить на дополнительный вопрос и т.п. Однако указанная ситуация не должна становиться системной.
2.10.8. В качестве результатов текущего контроля, в том числе итоговых контрольных работ, учителем могут быть засчитаны результаты участия учащегося в олимпиадах, конференциях, конкурсах, иных подобных мероприятиях, защита проекта, исследовательской работы учащимся в рамках освоения им образовательной программы.
2.11. Порядок проведения административного контроля.
2.11.1. Административный контроль проводится во 2-11 классах, как правило, 3 раза в течение учебного года: входной (в сентябре), рубежный в конце 1 полугодия (в декабре), итоговый в конце года (в мае) и, как правило, по двум предметам: русский язык, математика.
Планом внутришкольного контроля на текущий учебный год может быть предусмотрено проведение административного контроля в отдельных классах (параллелях классов) по другим предметам.
Кроме того, административный контроль может проводиться в период установленных планом внутришкольного контроля тематических проверок и во внеплановых случаях.
2.11.2. Формы административного контроля определяются в плане внутришкольного контроля или устанавливаются в приказе директора Школы о проведении административного контроля.
2.11.3. Тексты работ административного контроля (далее административные контрольные работы) разрабатываются администрацией Школы в соответствии с требованиями стандарта (ФГОС или Федерального компонента государственного образовательного стандарта - ФК ГОС) , либо указанные работы проводятся по текстам, полученным из вышестоящих органов управления образованием.
2.11.4. Административные контрольные работы могут быть рассчитаны на весь урок или на часть урока.
2.11.5. Административная контрольная работа проводится учителем в соответствии с утвержденным приказом директора Школы графиком, в присутствии ассистента, назначенного данным приказом.
В один учебный день в одном классе допускается проведение только одной административной контрольной работы, но в течение учебной недели - не более двух во 2-4 классах, не более трех — в 5-11 классах.
2.11.6. Административные контрольные работы оцениваются по пятибалльной системе и вносятся в электронный журнал.
Письменный отчет о результатах административной контрольной работы учитель сдает курирующему заместителю директора в течение трех рабочих дней после завершения проверки.
Итоги административных контрольных работ анализируются на заседаниях методических объединений учителей, на административных и производственных совещаниях, учитываются при подготовке анализа работы Школы за истекший период. По результатам административных контрольных работ могут быть изданы приказы директором Школы.
2.12. Порядок осуществления текущего контроля в части выставления отметок за учебный период (четверть, полугодие).
2.12.1. Выставление отметок за учебный период (четверть, полугодие) представляет собой оценку качества освоения учащимися содержания какой-либо части (частей) содержания того или иного учебного предмета по итогам соответствующего учебного периода на основании результатов тематического текущего контроля успеваемости учащихся внутри этого учебного периода.
Соответствующие отметки выставляются в течение трех последних дней учебного периода: во 2-9 классах — четверти, в 10-11 классах — полугодия, но не позднее дня его окончания.
До начала выставления отметок за учебный период (четверть, полугодие) учащемуся должна быть предоставлена возможность отработки (выполнения работы над ошибками, выполнение дополнительного задания и т.п.) неудовлетворительных результатов текущего контроля успеваемости учащегося с фиксацией данного факта в электронном журнале.
Оценки учащихся за период (четверть, полугодие) должны быть выставлены обоснованно и объективно на основе среднего балла учащегося за данный период.
Выставление оценок за четверть/полугодие производится в соответствии со средней оценкой за период, отображаемой в электронном журнале, следующим образом:
при средней оценке за период от 4,60 до 5,00 выставляется отметка 5;
при средней оценке за период от 3,60 до 4,59 выставляется отметка 4;
при средней оценке за период от 2,60 до 3,59 — выставляется отметка 3;
при средней оценке за период от 1,60 до 2,59 — выставляется отметка 2.
2.12.4. Для объективной аттестации учащихся за четверть и полугодие необходимо наличие не менее трех оценок (при 1-2-часовой недельной учебной нагрузке по предмету) и более (при учебной нагрузке более 2-х часов в неделю) с
обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным проверочным, лабораторным и практическим работам.
2.12.5. Отметки за четверть (полугодие) «н/а б» и «н/а п» (не аттестован по болезни и по пропускам соответственно) могут быть выставлены только в случае отсутствия трех текущих оценок и пропуска учащимся более 50% учебного времени.
В случае недостаточности оснований для аттестации вследствие пропусков уроков по болезни учащийся считается не аттестованным по болезни и в электронный журнал выставляется «н/а б».
В случае недостаточности оснований для аттестации вследствие пропусков уроков без уважительных причин учащийся считается не аттестованным по пропускам и в электронный журнал выставляется «н/а п».
2.12.6. Учащиеся, имеющие менее трех текущих оценок вследствие систематических пропусков занятий без уважительной причины, обязаны сдать зачеты по пропущенному материалу в срок до окончания четверти (полугодия) по установленному Школой графику. Для указанных учащихся до сдачи ими зачетов Школа предоставляет возможность получения дополнительных занятий с учителем, консультации и другие условия для освоения пропущенного ими учебного материала.
Ответственность за освоение пропущенного материала и своевременную явку учащегося в Школу для сдачи зачетов несут его родители (законные представители) или сам учащийся в случаях, предусмотренных действующим законодательством . По результатам зачетов и имеющихся текущих оценок учителем выставляются оценки за четверть (полугодие).
2.12.7. Не аттестованным учащимся Школа предоставляет условия для изучения пропущенного учебного материала (дополнительные занятия с учителем, консультации и т.п.) и устанавливает график дополнительного текущего контроля в формах, установленных п.2.4. настоящего Положения. Дополнительный текущий контроль по пропущенному учебному материалу проводится учителем, у которого обучаются данные учащиеся. По результатам дополнительного текущего контроля и имеющихся текущих оценок учителем в отдельный протокол выставляются оценки, которые утверждаются педагогическим советом как результат аттестации за четверть (полугодие) и учитываются при выставлении годовых оценок.
|