МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»
Направления подготовки
030900.68 «Юриспруденция»
магистерская программа «Прикладная юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Форма обучения
очная
Саратов 2013
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является:
- более углубленное овладение студентами-юристами теоретико-правовыми знаниями в области уголовного судопроизводства и навыками их практической реализации в сфере профессиональной деятельности;
- подготовка высококвалифицированных юристов с широким кругозором, готовых к практической работе, способных анализировать и решать юридические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности.
Изучение курса позволяет приобрести необходимые знания о том, какие трудности возникают при реализации полномочий различных участников уголовного судопроизводства, с какими проблемами сталкиваются субъекты доказывания при получении, представлении, проверке и оценке доказательств, что включает в себя понятие «судебный контроль» и каковы его формы.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Актуальные проблемы уголовного процесса входит в базовую(обязательную) часть профессионального цикла магистратуры по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция»
Необходимыми условиями для освоения данной дисциплины являются:
- знание основных положений уголовно-процессуальной науки, правовой статус субъектов уголовно-процессуальных отношений, сущность деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; действующего уголовно-процессуального законодательства, а также ведомственных и межведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и производство расследования преступлений, проверку и рассмотрение уголовных дел, судебный контроль над деятельностью и решениями суда;
умение: осуществлять толкование уголовно-процессуальных норм;
самостоятельно принимать процессуальные решения; правильно составлять и оформлять юридические документы;
владение: навыками разрешения уголовно-процессуальных проблем и коллизий реализации норм уголовного и уголовно-процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
Базой для изучения актуальных проблем уголовного процесса являются такие дисциплины как «Уголовное право», «Уголовный процесс» и другие, предшествующее освоение которых, дает студентам знания об основных правовых понятиях, в дальнейшем используемых при знакомстве с актуальными проблемами уголовного процесса. Знание дисциплины «Актуальные проблемы уголовного процесса» готовит базу для изучения таких дисциплин как актуальные проблемы криминалистики, актуальные проблемы судебной экспертизы и другие.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Актуальные проблемы уголовного процесса»
Актуальные проблемы уголовного процесса является одной из базовых учебных дисциплин, изучаемых в рамках подготовки магистров. Усвоение отправных положений данного курса образует фундамент профессиональной подготовки высококвалифицированных юристов. Усвоение отправных положений данного курса образует фундамент профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, прокуратуры, судов и других правоохранительных органов. Исходя из этого, цель преподавания настоящей учебной дисциплины состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, знающих уголовное судопроизводство и умеющих применять его в своей практической деятельности, способных справиться с любыми проблемами и казусами, испытывающих чувство глубокого уважения к праву в результате формирования установки на недопустимость любого нарушения закона.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности , соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- способность квалифицировано применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядке, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15) (наименование в соответствии с ФГОС ВПО).
По завершении освоения курса обучающийся должен:
•знать:
- юридические типы научного познания; методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания;
- проблемы теории и практики уголовного судопроизводства; •уметь:
- анализировать тенденции развития и совершенствования уголовно-процессуальной формы;
- обобщать материалы следственно-судебной практики;
- проводить сравнительный анализ зарубежного законодательства в сфере уголовного судопроизводства;
•владеть:
- навыками разрешения уголовно-процессуальных проблем и коллизий, реализации норм уголовного и уголовно-процессуального права.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы - 144 часа.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Се-местр
| Неделя семестра
| Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Практические занятия
|
| СРС
| 1.
| Проблемы общей части уголовного процесса
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1
| Проблемы реализации полномочий участников уголовного судопроизводства
| 3
| 1-5
| 2
| 2
|
| 10
| Контрольные вопросы, проверка домашнего задания
| 1.2
| Актуальные вопросы применения мер принуждения
| 3
| 6-9
|
| 4
|
| 15
| Контрольные вопросы, проверка письменного домашнего задания
Тестирование
| 1.3
| Общие проблемы теории доказательств в уголовном судопроизводстве
| 3
| 10-14
|
| 4
|
| 15
| Контрольные вопросы, проверка домашнего задания
Контрольная работа
|
| ИТОГО
|
|
| 2
| 10
|
| 40
| зачет
| 2.
| Проблемы особенной части уголовного процесса
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Проблемы выявления, расследования и раскрытия преступлений
| 4
| 1-7
| 2
| 1 0
|
| 21
| Контрольные вопросы, проверка письменного домашнего задания
| 2.2
| Проблемы теории и законодательного регулирования проверки приговоров и иных судебных решений по уголовным делам
| 4
| 8-13
| 2
| 10
|
| 20
| Контрольные вопросы, проверка домашнего задания
Контрольная работа
|
| ИТОГО
|
|
| 4
| 20
|
| 41
| экзамен
|
| Всего по курсу
|
|
| 6
| 30
|
| 81
|
| 1). Проблемы общей части уголовного процесса.
Тема 1.1 Проблемы реализации полномочий участников уголовного судопроизводства
Участники уголовного процесса: понятие, проблемы классификации. Развитие законодательства, определяющего круг участников уголовного судопроизводства. Проблемы участию суда в уголовном судопроизводстве. Состав суда. Проблемы определения подсудности уголовных дел. Единоличные действия судьи как участника уголовного процесса. Присяжный заседатель как участник уголовного процесса.
Участники уголовного процесса со стороны обвинения. Проблемы и перспективы участия прокурора в уголовном процессе. Следователь и следователь-криминалист в уголовном процессе. Процессуальное положение следователя. Руководитель следственного органа, его процессуальное положение. Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель: особенности их правового положения в уголовном процессе. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители - процессуальное положение и проблемы их реализации в уголовном судопроизводстве.
Процессуальное положение участников уголовного судопроизводства со стороны защиты. Проблемы реализации своих прав подозреваемым, обвиняемым, законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитником, гражданский ответчиком, представителем гражданского ответчика.
Процессуальное положение иных участников уголовного судопроизводства: свидетель, переводчик и понятой. Правовой институт эксперта в уголовно-процессуальном законодательстве России. Процессуальное значение специалиста, как участника уголовного судопроизводства. Правовой статус руководителя экспертного учреждения.
Проблемы выявления обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу.
Тема 1.2 Актуальные вопросы применения мер принуждения
Меры процессуального принуждения: понятие, значение, виды. Проблемы задержания подозреваемого и реализации им своих полномочий на различных этапах расследования уголовного дела. Проблемы использования иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления.
Основания, процессуальный порядок и сроки задержания подозреваемого. Порядок содержания подозреваемых под стражей. Проблемы, связанные с уведомлением близких родственников о задержании подозреваемого. Основания освобождения подозреваемого. Основания применения задержания к обвиняемому.
Понятие, виды, основания и порядок применения мер пресечения. Судебный порядок избрания мер пресечения в виде заключения под стражу, залога, домашнего ареста. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого. Сроки содержания под стражей. Отмена или изменение меры пресечения. Обеспечение законности и обоснованности применения мер пресечения. Проблемы определения суммы залога при избрании данной меры пресечения. Проблемы осуществления контроля при избрании домашнего ареста.
Основания применения и виды иных мер процессуального принуждения. Процессуальный порядок их применения.
Тема 1.3 Общие проблемы теории доказательств в уголовном судопроизводстве
Методологические основы теории доказательств. Особенности познания в уголовном судопроизводстве. Назначение уголовного судопроизводства и доказывание. Доказательственное право и теория доказательств. Вероятность и достоверность в уголовно-процессуальном доказывании и при принятии процессуальных решений. Версии в процессе доказывания. Достижение истины как цель процесса доказывания.
Предмет и пределы доказывания. Особенности и проблемы определения пределов доказывания. Методологические основы понятия доказательств, их свойства и классификация. Проблемы и последствия признания доказательств недопустимыми. Особенности получения, проверки и оценки отдельных видов доказательств.
Особенности и проблемы процесса доказывания. Познавательные методы в процессе доказывания. Логика уголовно-процессуального доказывания. Проблемы участия в собирании доказательств. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Бремя доказывания по уголовному делу частного, частно-публичного и публичного обвинения. Проблемы участия защитника в собирании доказательств.
Содержание оценки доказательств. Логическая структура оценки доказательств. Категория «свобода оценки доказательств» как основное правило их оценки. Оценка доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Проблема оценки отдельных видов доказательств. Особенности оценки заключений эксперта и специалиста как средства доказывания в уголовном процессе. Значение презумпции невиновности для оценки показаний подозреваемого и обвиняемого. Значение преюдиции для доказывания по уголовному делу. 2). Проблемы особенной части уголовного процесса.
|