Скачать 0.87 Mb.
|
Приложение к приказу проректора по учебно-методической работе от ________________________ № ________ Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации Issues of Criminal Procedure in the Practice of European Court of Human Rights and Constitutional Court of the Russian Federation Язык(и) обучения русский Трудоемкость в зачетных единицах: 6 Регистрационный номер рабочей программы: 003160 Санкт-Петербург 2014 Раздел 1. Характеристики учебных занятий 1.1. Цели и задачи учебных занятий Цели изучения дисциплины: обучение студентов основам международно-правовой и конституционной защиты прав и основных свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства, изучение содержания и сферы применения правовых позиций Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, сформулированных в отношении защиты прав и основных свобод человека и гражданина, изучение российской и зарубежной правовой доктрины, применительно к проблемам применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в сфере защиты прав участников уголовно-процессуальной деятельности, изучение особенностей решений по рассматриваемым категориям дел, исследование случаев реагирования законодателя на правовые позиции ЕСПЧ и Конституционного суда РФ. Результаты изучения дисциплины : формирование у студентов целостного представления о содержании и форме правовых позиций ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ в сфере защиты прав и свобод участников уголовно-процессуальных отношений, о содержании действующего международного и федерального законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере; развитие умений по составление процессуальных документов, используемых в практике ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ, в том числе таких, для составления которых требуется изложение мотивированной и обоснованной правовой позиции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина с учетом возможных последствий, анализу нестандартных ситуаций и выработке различных вариантов решений; квалифицированному толкованию правовых актов в их взаимосвязи. 1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Не требуется 1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes) 1.3.1.По результатам обучения магистр должен знать: - состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере; - цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе; - закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования; - состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере; - соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов; - методологию получения юридических знаний; - философские основы формирования представлений о правовой действительности; - основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации 1.3.2. По результатам обучения магистр должен уметь: - применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; - аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; - анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; - квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; - проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, - объяснить действие норм права их адресатам; – проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации; - самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний. 1.3.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками: - составления письменных документов юридического содержания; - разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; - устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; - ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; - составления экспертных заключений; - осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий; – изучения правовой действительности с помощью научной методологии; - консультирования граждан по правовым вопросам. 1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: 1.4.1. классические лекционные методы - 6 часов; 1.4.2. активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 14 часов; 1.4.3. активная форма аудиторной учебной работы в виде интерактивных занятий – 10 часов; 1.4.4. самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя - 62 часа. Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий 2.1. Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
2.2. Структура и содержание учебных занятий Тема 1. Значение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров для российского уголовного процесса. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть правовой системы РФ. Роль международных договоров в защите прав человека и основных свобод. Необходимость совершенствования судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне. Международные обязательства РФ в сфере обеспечения и соблюдения прав человека и гражданина при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. Классические лекции - 1 час Тема 2. Правовые позиции ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ по проблемам обеспечения права лица на свободу и личную неприкосновенность Неотчуждаемость права на свободу и личную неприкосновенность: международно-правовые и конституционные гарантии. Основания и порядок задержания лица и заключения его под стражу. Принципы ограничения свободы лица. Законность и обоснованность задержания и содержания под стражей. Правомерность заключения под стражу. Множественность оснований ограничения свободы. Соразмерность ограничения свободы содеянному и учет характеристики личности. Разумный срок предварительного заключения под стражу. Мотивы содержания под стражей. Содержание под стражей лица после его осуждения. Особенности ограничения свободы несовершеннолетних. Эффективное применение воспитательного режима. Несовершеннолетние как носители прав, гарантированных ЕКПЧ. Ограничение свободы душевнобольного, помещение в психиатрическую больницу. Помещение в стационар для производства медицинской экспертизы в недобровольном порядке Законность заключения под стражу в рамках оказания правовой помощи другому государству. Заключение под стражу иностранцев с целью высылки или экстрадиции. Право задержанного, арестованного знать о причинах ограничения свободы.(право на информацию). Гарантии, имеющие целью уменьшить риск произвола. Право задержанного или заключенного на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Соответствие национального процессуального права ст. 5 ЕКПЧ. Органы, уполномоченные проверять законность и обоснованность задержания и содержания под стражей. Право на безотлагательное рассмотрение законности и правомерности заключения под стражу. Цели и природа судебного контроля. Состязательность процесса. Особые случаи задержания. Право на компенсацию вследствие незаконного задержания или заключения под стражу: условия осуществления. Уважение чести и достоинства, обеспечение надлежащих условий содержания в местах ограничения свободы. Запрещение пыток. Судебный контроль за ограничением права на свободу и личную неприкосновенность. Анализ правовых позиции ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ по рассматриваемым вопросам. Классические лекции –1 час Семинарские занятия - 4 часа. 1. Международно-правовые обязательства РФ в сфере уголовного судопроизводства. Задание: подготовка письменных презентаций по вопросам международно-правовых обязательств РФ в сфере уголовного судопроизводства для обсуждения на семинаре. В качестве источников обязательств следует изучить Всеобщую Декларацию прав человека и гражданина, Европейскую Конвенцию по правам человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах и иные международно-правовые акты. Задачи 1,3 (приложение) 2. Практическое занятие -Проблемы обеспечения права лица на свободу и на личную неприкосновенность (ст.5 ЕКПЧ) и системные нарушения этого права в российском уголовном процессе. - 4 часа (ролевая игра) Распределение ролей: сторона – заявитель, сторона – ответчик (государство), суд. Сторона-заявитель готовит презентацию своей позиции, в которой должны быть отражены допущенные нарушения и аргументированы требования с указанием конкретных нарушенных норм. Сторона- ответчик готовит презентации с возражением на поданное заявление и аргументирует свою позицию. Задача суда в указанной ситуации состоит в проведении заседания в соответствии с установленным регламентом , процессуальном обеспечении надлежащей правовой процедуры. По окончании заседания суд готовит проект решения. По итогам игры – обсуждение позиций сторон и решений суда . участники излагают свою позицию в письменном виде и сдают до начала занятия преподавателю. Задание к ролевой игре – см приложение 5 и 6 |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |