Скачать 162.66 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г.о. Тольятти Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» Выполнила: Зылева Татьяна Венедиктовна, учитель русского языка, директор Тольятти - 2013 Конспект урока русского языка Тема: «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» (1 урок) Класс: 9 "А" Учитель: Зылева Т.В. Дата проведения: 30.01.2013г. Учебник: Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ Формы: индивидуальная; работа в парах Оборудование: медиапроектор, учебник, презентация Цель урока:
Технологическая карта урока
План-конспект урока 1 этап. Вызов. - Все мы помним, что в конце 9 класса нас ждет ГИА. Сегодня мы с вами начинаем подготовку к выполнению задания В8. Давайте ознакомимся, с условиями задания. В 8. Среди предложений ... - ... найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 1. Прием "Бортовой журнал" Вспомните и запишите, пожалуйста, в левую половину бортового журнала всю известную вам информацию по теме. Кроме фактов, в которых вы уверены, возможна запись предположений.
- Итак, что знаем? СПП, придаточное. 2. “Толстые” и “тонкие” вопросы - А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса (“толстых” и “тонких”) друг другу. Но помните правило о толерантности (работают в течение 2-3 мин.) - Время работы в парах прошло. Пожалуйста, задайте от каждой пары по 1 вопросу (не повторяться!). Примерные вопросы: - Какое предложение называется сложным? - Чем различаются ССП и СПП? - Как связаны простые предложения в составе сложного? - Что такое СПП? - Чем соединены простые предложения в составе СПП? - Как отличить союз от союзного слова? - Где может располагаться в предложении придаточное по отношению к главному предложению? и др. 3. Графический диктант - Прочитайте предложения. Постройте их схемы, определите вид придаточного предложения (у доски работает 1 человек, остальные самостоятельно в тетради) 1. В укромном уголке у пруда, который совсем зарос ряской, сидел худенький мальчик и ловил рыбу. 2. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить не нее внимания. 3. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. 4. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый. 5. Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки и пруды. 6. Поэт всегда хочет, чтобы его стихи стали песней. 7. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. 8. С осени, когда пруды начинали покрываться пленкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием. 9. Где нет любви к искусству, там нет и критики. 10. Как прекрасна жизнь еще и потому, что человек может путешествовать. - Самопроверка работы. Выставление отметки и баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл) - Сколько придаточных в каждом предложении? (1) - Вернемся к заданию В8: как вы думаете, сколько придаточных должно быть в искомом предложении? (2 и более) - Каких знаний нам не хватает, для выполнения задания? Что надо узнать? Какие бывают виды подчинения? Как определить вид подчинения? - Сформулируем цель нашего урока: узнать виды подчинения в СПП, научиться анализировать структуру СПП, определять вид подчинения в СПП. 2 этап. Осмысление. 1. Работа с учебником. - Прочитайте материал п.28 учебника. Составьте кластер по теме. - Что нового узнали? (СПП бывают многочленные - те, которые состоят из главного и нескольких придаточных, узнали разные виды подчинительной связи)
- Обращаю внимание на задание В8: в формулировке указано "параллельное подчинение придаточных", а в материале учебника такого термина нет. Что это значит? (обсуждение и вывод: неоднородное, т.е. параллельное подчинение) - Соотнесите схемы с различными видами подчинения. Зафиксируйте их в тетради.
- Самопроверка работы. Выставление баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл) 2. Тренировочные упражнения - запишите предложения, постройте их схемы, определите вид подчинения. Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (пар.) Небо, на котором вечером так ярко теплились звёзды, сплошь покрылось тяжёлыми тучами, когда мой проводник сказал что мы сбились с пути. (послед.) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки. (однор.) В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли (комбинир.) Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку. - цифровой диктант Прочитайте предложения. В кластере рядом с названиями видов подчинения поставьте номер предложения, который ему соответствует. 1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности. 2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес. 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце. Запись в тетрадях:
- самопроверка работы. Выставление баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл) 3. Проблемная задача - Прочитайте предложение. Определите количество частей, вид предложения, средства связи, постройте схему. Яков встал рано утром, когда солнце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. - Если в предложении 3 части, почему перед союзом и нет запятой? (обсуждение в группах, предположения). - Вывод: прочитайте 1-ую часть правила на стр. 108. 4. Анализ текста. - Поработаем с текстом. Попробуем выполнить задание В8 на примере текста З. Люстровой. 1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета. 2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты. - Определите стиль текста (публицистический). - Определите тип текста (рассуждение). - Найдите тезис (2 предложение). - Среди предложений 1 - 5 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения (5). - Для выполнения этого задания составим алгоритм 1. Прочитаю предложения 2. Найду грамматические основы, определю количество частей в предложении. 3. Если в предложении более 2-х частей, найду средства связи. 4. Определю, какие предложения главные, какие придаточные. 5. Построю схему предложения, в котором 1 главное и несколько придаточных. 6. Определю вид подчинения. - Определите типы придаточных в 5 предложении. Оно имеет в своём составе придаточные изъяснительные, почему подчинение не однородное? (Отвечают на разные вопросы) - Самопроверка работы. Выставление отметки и баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл) 3 этап. Рефлексия. 1. Прием "Веришь – не веришь" (обучающиеся фиксируют свои ответы в тетради: «+» - да, «-« - нет)
- Самопроверка работы. Комментирование ответов. Выставление отметки и баллов (обучающиеся ставят за правильно выполненное задание (без исправлений во время проверки) 1 балл) - Выставление отметок за урок: 5 баллов – 5, 4 балла – 4, 3 балла – 3 по желанию. Д/з. на выбор: 1) № 167, списать, построить схемы предложений, определить вид подчинения и вид придаточных 2) выписать из поэмы «Мёртвые души» по 1 предложению на каждый вид подчинения, построить схемы, определить виды придаточных. |
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна | Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований... | ||
Урок английского языка в 5 классе по теме ‘Holidays in English-speaking Countries’ | ... | ||
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области | Умк о. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English» 7 класс (3 год обучения) издательства «Дрофа» для общеобразовательных учреждений | ||
Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном... | Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» | ||
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,... | Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |