Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №13 с углубленным изучением предметов»
173020, г. Великий Новгород,
ул. Рахманинова, 7
|
тел. (816 2) 63 03 20, тел.\факс (816 2) 63 02 61
|
«Рассмотрена»
на заседании
методического
объединения
______________
руководитель МО Протокол № 1
от 29 августа 2016 г
| «Согласована»
заместитель директора,
председатель НМС
_________/Семенова И.В./
_____________
29 августа 2016 г.
| «Утверждена»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от 30 августа 2016 г. Директор школы
/Земскова Г.М./
______________
| Рабочая программа по элективному курсу 11 «Б» класс
Составитель: Григорьева
Ирина Ильинична
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка Цель курса «Деловая речь. Деловое письмо» заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях. Задачи курса:
дать развернутую характеристику официально-делового стиля речи в его письменном и устном проявлении; ознакомить учащихся с его разновидностями и жанрами;
расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показать их роль в создании текстов официально-делового стиля;
отработать навыки учащихся в умении грамотно составлять различные деловые бумаги, графически правильно оформлять любой деловой текст.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
понимать назначение официально-делового стиля;
усвоить понятия «подстили деловой речи», «жанры речевых произведений», «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие;
знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;
владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;
понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;
уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;
активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.
Содержание учебного предмета Введение.
Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей. Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям.
Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков
Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности.
Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения. Основные черты: официальный характер отношений участников речи, преобладание письменной формы речи, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность, безличность, неэмоциональность изложения, предписующе-констатирующий, долженствующий способ изложения, соблюдение единообразия в оформлении, высокая степень стандартизации текстов, регламентированность речи.
Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили.
Жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, заявление, характеристика, справка, нота, присяга, коммюнике и другие.
Языковые особенности официально-делового стиля.
Фонетические: книжный стиль произношения, полное произнесение звуков, повествовательно-утверждающая интонация.
Лексико-фразеологические: книжная, официально-деловая лексика и фразеология, юридическая и дипломатическая терминология, наименования лиц по их должности, званию и т.п., названия предприятий, учреждений, органов власти, названия документов, стандартизированные устойчивые обороты, штампы.
Словообразовательные: широкое использование отглагольных существительных, сложносокращенных слов.
Морфологические: преобладание именных частей речи, широкое использование кратких прилагательных со значением долженствования, инфинитива, наречных слов, производных предлогов, сочинительных союзов; употребление форм мужского рода при наименовании профессии, должности.
Синтаксические: преобладание простых предложений с однородными членами, обособленными причастными и деепричастными оборотами, приложениями; вставных конструкций; безличных предложений с неопределенной формой глагола; страдательных синтаксических конструкций, сложных союзных предложений.
Законодательный подстиль и его жанры (закон, устав, указ, гражданские и деловые акты)
Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление). Графическое оформление текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.). Особая манера, стиль изложения, языковые особенности.
Нравственные нормы общества в статьях законов.
Дипломатический подстиль и его жанры (нота, меморандум, коммюнике, конвенция).
Обслуживание сферы международных отношений. Специфика лексики и фразеологии. Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность, связанные с содержанием текстов.
Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль.
Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.
Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и учреждениями.
Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое стандартное расположение частей. Разновидности деловых бумаг.
Три типа документов: документы, которые должны точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.); документы, которые для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.); документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).
Приказ. Распоряжение. Инструкция.
Стилевая окраска долженствования, императивность. Характер изложения (отсутствие рассуждения, повествования и т.п.). Языковые особенности (лексика, синтаксис и др.), определяющие специфику документов. Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.
Заявление. Заявка. Счет.
Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие материально-денежные отношения.
Стандартизация документов (воспроизведение по особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов. Реквизиты. Варианты написания заявления.
Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.
Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема составления, речевые клише.
Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно-литературных средств языка.
Доверенность. Расписка. Справка. Извещение.
Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции.
Изготовление бланков для справок и извещений.
Объявление.
Сущность объявления (извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь). Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др.
Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления (особенности синтаксиса, лексики; строгость или красочность оформления).
Протокол простого и сложного типа.
Документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения.
Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов: сочетание языковых средств официально-делового стиля с публицистическими, иногда – с разговорными средствами (при фиксации выступлений участников собрания). Понятие «протокольный язык». Оформление выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно).
Протоколы простого типа, фиксирующие утверждение решений (“протоколы постановлений”).
Протоколы сложного типа, фиксирующие весь ход собрания: выступления, принятые решения и т.д. Образцы записей протокола простого и сложного типа.
Характеристика.
Документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность. Использование в производственной и научной сфере.
Примерный план составления характеристики. Особенности оформления: подпись руководителя организации (предприятия), дата, печать. Относительно свободный выбор языковых средств при сохранении оборотов делового стиля.
Автобиография (служебная и литературная).
Жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Схема составления (указание необходимых данных в определенной последовательности), оформление. Использование речевых средств разных стилей речи.
Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту.
Автобиография как литературно-публицистическое произведение. Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии.
Анкета. Резюме.
Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных бланков для анкетирования.
Переосмысление слова “резюме” в современной деловой речи. Резюме как деловой документ (описание себя и своих профессиональных возможностей). Практические рекомендации по составлению резюме.
Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог. Судебная речь.
Сохранение основных признаков деловой речи (точность, ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных (использование лексических и фразеологических средств других стилей; синтаксические особенности устных форм официально-делового стиля: использование простых предложений наряду со сложными; употребление вопросительных предложений; включение диалогических конструкций в монологическую речь).
Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи.
Использование (умеренное) внеязыковых средств (жесты, мимика и т.п.).
Язык рекламы.
Особое место рекламы в современной жизни. Разновидности рекламы. Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы.
Повторение и обобщение.
Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Опасность «канцелярита» (К.Чуковский).
Итоговое занятие. Рефлексия.
Подведение итогов работы по изучению курса «Деловая речь» определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению различных деловых бумаг.
Тематическое планирование
№ п/п
| Дата
| Тема занятия
| Вид занятий
| 1
|
| Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса.
| Лекция. Заполнение диагностических анкет.
| 2
|
| Признаки официально-делового стиля.
| Лекция. Беседа.
| 3
|
| Разновидности официально-делового стиля, жанры.
| Сообщения учащихся.
| 4
|
| Языковые особенности официально-делового стиля.
| Составление опорного конспекта.
| 5
|
| Законодательный подстиль.
| Анализ текстов.
| 6
|
| Жанры законодательного подстиля.
| Сопоставление текстов.
| 7
|
| Дипломатический подстиль.
| Сообщения учащихся.
| 8
|
| Жанры дипломатического подстиля.
| Работа со “Словарем иностранных слов”.
| 9
|
| Административно-канцелярский (деловой) подстиль.
| Лекция. Наблюдение над текстами, их стилистическая оценка.
| 10
|
| Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.
| Стилистический анализ текста.
| 11
|
| Приказ. Распоряжение. Инструкция.
| Моделирование текстов-инструкций.
| 12
|
| Заявление. Заявка. Счёт.
| Работа с текстами-образцами.
| 13
|
| Практикум. Построение собственного текста по образцу.
| Сопоставление и анализ текстов.
| 14
|
| Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.
| Стилистический эксперимент
| 15
|
| Практикум. Редактирование текста.
| Сопоставление и анализ текстов.
| 16
|
| Доверенность. Расписка. Справка.
Извещение.
| Моделирование текста.
| 17
|
| Составление бланков для деловых бумаг (с помощью компьютера).
| Сопоставление и анализ текстов.
| 18
|
| Объявление.
| Составление объявления
| 19
|
| Протокол простого и сложного типа.
| Наблюдение.
| 20
|
| Практикум. Работа с текстами-образцами.
|
| 21
|
| Характеристика.
| Лекция
| 22
|
| Составление характеристики на основе отрывка художественного произведения.
| Стилистический эксперимент.
| 23
|
| Автобиография (служебная и литературная).
| Сопоставление и анализ текстов.
| 24
|
| Создание собственного текста (служебной автобиографии).
| Сопоставление и анализ текстов.
| 25
|
| Анкета. Резюме.
| Сопоставление и анализ текстов.
| 26
|
| Практикум. Моделирование текста по заданным характеристикам.
| Сопоставление и анализ текстов.
| 28
|
| Устные формы деловой речи
| Лекция.
| 29
|
| Судебная речь.
| Лекция.
| 30
|
| Практикум. Ролевая игра
| Ролевая игра.
| 31
|
| Язык рекламы.
| Наблюдение, стилистический эксперимент.
| 32
|
| Повторение и обобщение изученного.
| Работа с текстами деловых документов.
| 33
|
| Итоговое занятие. Рефлексия.
| Тестирование. Стилистический анализ текстов.
|
Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса Литература для учителя
Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. – М.: 1979.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.
Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.
Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.
Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991.
Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 1982.
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987.
Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001,
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998.
Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: 1973.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989.
Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966.
Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987.
Литература для учащихся
Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.
Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989.
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.
Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001.
Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.: 1978.
|