Скачать 4.54 Mb.
|
Приложение Принята Утверждена Приказом Педагогическим Советом МБОУ СОШ №5 директора от 30.08.2011 № с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н. Зайцева 30.08.2011 Протокол №1 ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н.Зайцева (редакция от 12.12.2015г.) СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………с.3 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………с.9 1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………с.39 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Программа универсальных учебных действий………………………………………с.50 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………………… 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………с.79 2.4. Программа формирования культуры экологии здорового и безопасного образа жизни…... 2.5. Программа коррекционной работы……………………………………………….…..с.179 III.ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Учебный план начального общего образования………………………………………с.181 3.2. План внеурочной деятельности……………………………………………………..…с.183 3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС..............................................................................................................с.186. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов им.Г. Н. Зайцева (далее ООП НОО МАОУ СОШ № 5) разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года (изменениями: Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373», Приказ Минобрнауки РФ от 22. 09. 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»). Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы. ООП НОО МАОУ СОШ № 5 соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, определяющим характер образования в Российской Федерации: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. ООП НОО МАОУ СОШ № 5 определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО МАОУ СОШ № 5 обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС НОО. ООП НОО МАОУ СОШ № 5 разработана на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа), фундаментального ядра начального общего образования, образовательной системы «Школа 2100» и с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программой учеты характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При разработке данного документа были учтены особенности начального обучения как важного этапа в жизни ребёнка, связанного с: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования в МАОУ СОШ № 5 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций в мультикультурной образовательной среде школы с углубленным изучением английского языка, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: - личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, реализуемые в образовательном процессе начальной школы. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, билингвального и мультикультурного образования; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. - ориентацию на достижение цели и основного результата начального образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов: - личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности); - культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); - деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). ООП НОО МАОУ СОШ № 5 предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через программы урочной и внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, организацию социальной практики; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектноисследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии образовательного процесса; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителей, педагога-психолога, педагога-организатора; - включение обучающихся в процессы познания социальной действительности посредством участия в социальных проектах школы, города, региона; Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 г. , в заключённом родителями и образовательным учреждением договоре (Приложение 2), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. Основу ООП НОО МАОУ СОШ № 5, направленную на реализацию требований ФГОС второго поколения составляет образовательная система «Школа 2100». Выбор ОС «Школа 2100» в качестве основы организации образовательного процесса в начальной школе МБОУ СОШ № 5 объясняется совпадением методологических оснований Стандарта начального общего образования и целевых ориентиров ОС, а также возможностью реализации средствами УМК ОС «Школа 2100» образовательной политики школы (таблица 1). Таблица 1 Сравнение подходов к выделению личностных и метапредметных результатов в материалах ФГОС и в Образовательной системе «Школа 2100»
Разработанная на основе ОС «Школа 2100» ООП НОО МБОУ СОШ № 5 способствует: - созданию продуктивной образовательной системы в начальной школе; - подготовке сегодняшних школьников к сложной современной жизни; - личностному становлению учащихся, их умению реализовывать свои возможности и в итоге − занять достойное место в обществе. Отличительными признаками ООП НОО МАОУ СОШ № 5, основанной на принципах ОС «Школа 2100»являются:
В образовательном процессе МБОУ СОШ № 5 на ступени начального общего образования используется целевой ориентир − функционально грамотная личность (схема 1), то есть человек, который: - обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; - владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира); привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; - усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации; - толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других; эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; - способен жить в динамичном социуме, гибко адаптируясь к нему. Таким образом, мы реализуем модель выпускника начальной школы, предусмотренную ФГОС НОО: - любознательный, активно познающий мир; - владеющий основами умения учиться; - любящий родной край и свою страну; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. На сегодняшний день на начальной ступени МБОУ СОШ № 5 обучаются дети Тагилстроевского р-на (75%) и Ленинского р-на (25%) г. Нижний Тагил. Контингент учащихся определен не только территориально, но и согласно предпочтений родителей и детей к углубленному изучению отдельных предметов (иностранных языков). Количество классов МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н. Зайцева формируется в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения. Средняя наполняемость классов 25,8 человек. За последние три года отчисленных из образовательного учреждения по решению ТКДН и ЗП нет. В последние годы наблюдается тенденция увеличения контингента обучающихся школы. Социальный состав родителей состоит из служащих, частных предпринимателей и рабочих. Образовательный уровень родителей следующий: высшее образование имеет в среднем 36, 2% родителей, среднее техническое и среднее специальное имеет 47,6% родителей, среднее − 12,3% родителей, второе высшее − 3,9%. Как тенденция - 81,6% учащихся 2-4-х классов заканчивают учебный год на «4» и «5». Среди этих школьников 46 человек (8,9%) закончили учебу с отличием. Ежегодно наблюдается прирост данной группы учащихся с 14,4% в 2009г. до 18,9% (+4,5%) в 2010г.. Это результат целенаправленной работы учителей начальной школы над развитием личностных достижений учащихся. Кроме того, 6 учащихся имеют по одной четвёрке за год и составляют резерв отличников. В целом, следует отметить, что методологические, дидактические, технологические основания обучения младших школьников МБОУ СОШ № 5 обеспечивают повышенный (более 50%) уровень обученности, а также возможность формировать систему планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего образования. Программа, в соответствии 12 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012, имеет определенную структуру, включая целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
Содержательный раздел составлен с учетом требований ФГОС НОО, определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает:
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. |
Мбоу «Майинская сош им. В. П. Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов» | Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 | ||
... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Образовательная программа основного общего и среднего (полного) общего образования мбоу «Актанышская средняя общеобразовательная... | Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №128 с углубленным изучением отдельных... | Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №36» г. Грозного | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №144 с углубленным изучением отдельных... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |