ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра
Технология транспортного машиностроения и ремонт подвижного состава Зав. кафедрой ______________ Д.Г. Евсеев «____» __________ 2014 г.
|
|
Русский язык и межкультурная коммуникация
| (название кафедры)
| Кафедра
М.Б. Серпикова
| (ф.и.о., ученая степень, ученое звание)
|
Автор
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Русский язык и культура речи
Специальность/направление: 38.03.01 Экономика
Специализация/профиль: Экономика и управление собственностью
Квалификация выпускника: Бакалавр
Форма обучения: очная
| Одобрено на заседании кафедры
«Русский язык и межкультурная коммуникация» Протокол №
« » 2016г. Зав. кафедрой ______________К.В. Скворцов
| Москва 2016 г. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Русский язык и культура речи
1.1. Оценивание и контроль сформированности компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам специалитета в университете.
1.2. Сводная таблица фонда оценочных средств по дисциплине
№ п.п.
| Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
| 1.
| ОК-4
| 2.
| Этапы формирования компетенций
|
| Название и содержание этапа
| Код(ы) формируемых на этапе компетенций
|
| Этап 1: Формирование базы знаний:
- теоретические комментарии преподавателя
- практические занятия по темам теоретического содержания
- самостоятельная работа студентов по вопросам тем теоретического содержания
|
ОК-4
|
| Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний:
- практические задания, связанные с нормативным аспектом культуры речи (орфоэпические нормы, лексические нормы)
- практические задания на совершенствование умений видеть и исправлять свои и чужие ошибки в устной и письменной речи
- практические задания на совершенствование навыков работы со словарями разных типов: анализ особенностей различных типов лингвистических словарей и справочников, характера и способов подачи информации в них, системы словарных помет; совершенствование умений пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
- ситуативные задания на знание правил делового этикета и принципов деловой / профессиональной коммуникации
-практические задания по отработке умения создавать письменный текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, требованиями жанра, функционально-стилевой принадлежности
- практические задания, направленные на овладение навыками деловой переписки и профессионального общения, публичного выступления, аргументации
- ролевая игра «Собеседование при устройстве на работу»
- самостоятельная работа по отработке умения оформлять текст в соответствии с требованиями его жанровой и стилистической разновидности
- самостоятельная работа по отработке навыков создания устного текста и подготовки публичного выступления на основе качеств хорошей речи
| ОК-4
|
| Этап 3: Проверка усвоения материала:
- проверка самостоятельно выполненных практических заданий (устных и письменных)
- проверка правильности оформления деловых документов и композиционного построения текста
- анализ и оценка активности и эффективности участия в ролевой игре
- тестирование текущих знаний (ТК-1, ТК-2)
- зачет: итоговое тестирование // устный опрос с выполнением практического задания
| ОК-4
| 3.
| Показатели оценивания компетенций
|
| Этап 1: Формирование базы знаний
| - посещение практических занятий
- ведение записей теоретических комментариев преподавателя
- участие в обсуждении теоретических вопросов на практических занятиях
- наличие на практических занятиях требуемых материалов (работа над ошибками к диктанту, практическим заданиям)
- наличие выполненных самостоятельных заданий по теоретическим вопросам тем
| Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний
| - правильное и своевременное выполнение практических заданий, связанных с изучением норм СРЛЯ
- анализ ошибок, выполнение работы над ошибками в диктанте и контрольной работе (ТК-2)
- способность обосновать свою точку зрения, опираясь на применяемые правила СРЛЯ
- составление текстов деловых бумаг
- написание текстов и их подготовка для устного выступления
- участие в ролевой игре «Собеседование при устройстве на работу»
- наличие выполненных заданий в рамках СРС
| Этап 3: Проверка усвоения материала
| - степень активности и эффективности участия студента по итогам каждого практического занятия
- степень готовности студента к участию в практическом занятии (выполнение домашнего задания в рамках СРС - как теоретической, так и практической его части)
- степень правильности составленных деловых документов по содержанию и оформлению
- степень правильности использования выразительных средств языка, продуманность композиции при подготовке текста устного выступления
- правильность и обоснованность представленной работы над ошибками в диктанте и контрольной работе (ТК-2)
- успешное прохождение тестирования (ТК-1)
- зачет: успешное прохождение итогового тестирования// устного опроса с выполнением практического задания)
| 4.
| Критерии оценки
|
| Этап 1: Формирование базы знаний
| - посещаемость не менее 90% практических занятий
- наличие записей комментариев преподавателя по всем темам
- участие в обсуждении теоретических вопросов тем на каждом практическом занятии
- требуемые для занятий материалы (выполненные письменные задания, учебник и проч.) в наличии
- задания для самостоятельной работы выполнены письменно и своевременно
|
| Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний
| - письменные задания самостоятельно выполнены и своевременно представлены; при наличии ошибок – сделана работа над ошибками
- при выполнении заданий студент демонстрирует знание норм СРЛЯ, понимание особенностей устной и письменной речи, каждого из функциональных стилей
- студент может обосновать применение тех или иных правил при исправлении допущенных орфографических и пунктуационных ошибок в диктанте, т.е. владеет понятийным аппаратом дисциплины как средством анализа языковых явлений
- студент может квалифицированно пользоваться нормативными лингвистическими словарями при исправлении случаев нарушения норм СРЛЯ
- при составлении текстов разных жанров и стилей студент демонстрирует знание правил из составления, умеет оформлять текст в соответствии с требованиями жанра и стиля
- в ситуации устного общения студент умеет четко определять цель коммуникации и средства для ее достижения; владеет навыками аргументации
- студент в полной мере и к месту использует изобразительно-выразительные средства языка, логически верно выстраивает публичное выступление
|
| Этап 3: Проверка усвоения материала
| - практические задания выполнены с опорой на необходимые нормативные словари и справочники по СРЛЯ
- письменные тексты (деловые, публицистические) соответствуют законам жанра и стиля, а также требованиям по их оформлению
- в процессе ролевой игры «Собеседование при устройстве на работу» продемонстрировано владение культурой речи и знание правил делового этикета
- ошибки стартового диктанта и контрольной работы (ТК-2) правильно квалифицированы и исправлены
- тестовые задания (ТК-1, итоговый тест) решены самостоятельно, в отведенное время, результат выше пороговых значений
|
1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
№ п.п.
| Аббревиатура компетенций
| Оценочные средства*
| 1.
| ОК-4
| Стартовый диктант (Приложение 1)
Контрольные задания:
приведены в издании Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи. Практикум. М.: МИИТ, 2011. См. также Приложение 5 (задания для ТК-1, ТК-2)
Задания в тестовой форме:
описание тестов в оболочке АСТ приведено в приложении к УМКД (см. образец Приложение 6). Тесты размещаются в системе АСТ и предоставляются студентам в электронном виде// на бумажном носителе на занятиях. Перечень вопросов для мини-теста по теме
«Основные понятия курса» (да/нет):
Единственная функция языка – быть средством общения.
ЛЯ – это язык нормированный.
СЯ – это язык последних двух десятилетий.
Понятие ЛЯ шире, чем понятие нац. язык.
Разговорно-обиходный стиль имеет лишь устную форму выражения.
Просторечие – это грубоватый, неправильный язык малообразованной части городского населения.
Язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.
Диалекты входят в систему ЛЯ.
Способность говорить – не врожденная способность человека.
Вульгаризмы – грубые слова, не рекомендованные к употреблению.
Деловая игра «Собеседование при устройстве на работу»
(Приложение 3) Вопросы и задания для устного опроса на зачете (Приложение 4)
| 2.
| ОК-4
| Составление документов: написать автобиографию // резюме // заявление
Практическое задание: трансформировать для устного выступления предложенный преподавателем текст (Приложение 2)
| 2.
|
ОК-4
| Подготовить публичное выступление по предложенной теме и проанализировать свое/ чужое выступление по плану (См.: Серпикова М.Б., Шехурдина Т.А. Пишем реферат, доклад, курсовую работу. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2008. – С. 59).
Примерные темы выступлений:
Интернет-язык и проблемы орфографии.
Некоторые особенности современного русского речевого этикета.
Рекламный текст с точки зрения языковой нормы.
Приемы речевого воздействия в рекламных текстах.
Барьеры в общении и их преодоление.
Язык СМИ как средство воздействия на массовое сознание.
Телефонный разговор в деловом общении.
Язык СМИ: правовые проблемы.
Экспрессивные средства в языке современной публицистики.
Понятия «толерантность» и «терпимость» в контексте языка, политики и культуры.
«Лингвистическая безопасность» СМИ в условиях многонациональной и поликультурной среды.
«Мифы» о языке молодежи.
Коммуникативное поведение русских глазами зарубежных деловых партнеров.
Языковые особенности слоганов.
Языковая игра в текстах современных СМИ.
Коммуникативное поведение москвичей и петербуржцев.
Язык молодежных субкультур.
Влияние СМИ на массовое сознание.
Молодежный сленг и его отражение в языке печати.
Иноязычная лексика в СМИ.
|
1.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценивание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине « Русский язык и культура речи» осуществляется посредством использования следующих видов оценочных средств:
- стартовый диктант с последующей защитой
- письменный опрос (мини-тест – не более 7 мин.) в рамках ТК-1
- выполнение практических заданий в рамках изученной темы (СРС)
- выполнение контрольной работы (ТК-2) с последующей работой над ошибками
- работа с текстами: составление текстов деловых документов, задания на трансформацию письменного текста в устное выступление
- подготовка публичного выступления на заданную тему
- зачет в форме устного опроса (Приложение 4) // итогового тестирования (Приложение 6) |